Феодор стратилат о чем молятся. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307-324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата

Он родился в городе Евхаит, с детских лет обладал красивой внешностью и многими талантами. Но самое главное, что дал ему Господь - это познание истинной христианской веры. Именно вера во Христа помогла ему победить огромного змея, который жил в пропасти в окрестностях города. Он пожирал людей, животных, вся округа боялась этого чудовища. Но святой Феодор вооружился мечом, а также молитвой, что принесло ему победу. За этот поступок его назначили стратилатом, т.е. военачальником в городе Гераклее. Но святой Феодор не просто служил людям в этой должности, но еще и занимался проповедью Евангелия. Со временем практически весь город принял христианство. В это время у власти находился император Ликиний, который начал жестокое гонение на христиан. Он приказал обезглавить святого Феодора. На что праведник ответил приглашением императора Линия в их город. Феодор пообещал ему, что лично принесет жертву языческим идолам. Ликиний поверил этим словам, святой Феодор Стратилат, как только приблизился к истуканам, тут же разбил их, а куски раздал нищим.

В этот же миг его схватили и подвергли жестоким истязаниям. Их свидетелем стал раб святого Феодора Уар. По молитвам святого Феодора, Господь исцелил его тело и даже свел с креста, на котором Феодор был оставлен на ночь. Когда утром стражники пришли ко кресту, чтобы убедиться в смерти христианина, то увидели его живым и здоровым. В эту же минуту они уверовали в Бога и недалеко от места казни приняли Святое Крещение.

Но избегать мученической кончины святой Феодор не желал. Вот почему, он добровольно предал себя в руки палачей. Пока он шел к месту казни, святой Феодор одним словом открывал темницы и освобождал оттуда людей. Те, кто прикасались к нему, тут же исцелялись. Святой Феодор принял мученическую смерть через усечение мечом его главы.

В храме святого Евстафия покоятся и мощи двух прославленных воинов-мучеников - святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата (Воина).
Во времена гонений на христиан при императоре Максимиане (286 - 305 г.) в понтийском городе Амасея (территория севера современной Турции) от святого Феодора Тирона, который в ту пору был солдатом римской армии, потребовали отречься от Христианской веры и принести жертву идолам. Он отказался это сделать, после чего был брошен в темницу и подвергнут жестоким истязаниям. Во время заточения ему явился Господь Иисус Христос, укрепляя и утешая страдальца. В конце концов, его приговорили к смерти и сожгли заживо в 305 году. Сначала его похоронили в Евхаите, позже мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви, посвященной ему. Глава святого Феодора Тирона находится в городке Гаэта в Италии.

Примерно через пятьдесят лет после своей кончины святой сотворил то чудо, которое более всего известно православным. В годы правления императора Юлиана Отступника (361-363 г.) правитель Константинополя решил обманом заставить христиан участвовать в языческих празднествах, и во время первой недели Великого поста приказал окропить пищу, продаваемую на рынке, кровью животных, которые были принесены в жертву языческим богам. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию, рассказал о намерении правителя и попросил передать христианам, чтобы не покупали оскверненную пищу, а вместо этого приготовили коливо (вареную пшеницу с медом). Так христиане избежали осквернения, и каждый год в первую субботу Великого поста празднуется память святого великомученика Феодора - служится молебен, верующие вкушают коливо в память о его заступлении.

Святой Феодор Стратилат был римским военачальником в армии императора Ликиния (312 - 324) и военным правителем города Гераклия. Его служение, как военное, так и в качестве градоначальника, было весьма достойным, и Ликиний, желая публично воздать ему честь, позвал его на языческое празднество, которое должно было состояться в Никомидии. Феодор понял, что пришел час, когда ему придется публично отказаться поклониться языческим богам и воздать хвалу Христу. Слуги императора доставили к месту проведения праздника золотых идолов, но святой Феодор приказал своим солдатам разбить идолы еще до начала торжеств и раздать обломки нищим. Когда это деяние стало известно императору, тот в ярости призвал к себе Феодора, и Феодор говорил с ним о Христе. Ликиний вынес ему смертный приговор. Святого подвергли бичеванию, ему было нанесено более тысячи ударов. После этого он был распят и пронзен стрелами. Во время страданий он непрерывно славил Бога. К недоумению палачей, он остался жив и умер лишь после усечения мечом 8 февраля 319 года. После победы Константина над Ликинием и восшествия его на трон Императора, мощи святого Феодора были перенесены из Евхаиты (его похоронили там рядом со святым Федором Тироном) в Константинополь и впоследствии положены в знаменитой церкви во Влахерне. Ему молятся как покровителю православного воинства.

Святой Георгий Новый Мученик из Неаполиса

Мощи святого Георгия также находятся в церкви святого Евстафия. Он жил в XVIII веке в малоазийском городе Неаполисе и был иеромонахом. Во время Орловского восстания 1770 года (неудавшейся попытки добиться независимости Греции в ходе русско-турецкой войны) турецкие пастухи, недовольные восстанием и раздраженные тем, что рядом находится священник, то есть глава местной христианской общины, убили его, когда он шел в соседнюю деревню служить литургию. Его закололи кинжалом, а тело бросили в поле. Спустя несколько дней после кончины он явился своим родным и рассказал, где искать его останки. После этих событий по молитвам у его мощей происходили чудеса.

Храм Успения (Святые Елевферий и Анфия)

В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 - 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 - 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать - священником, в двадцать - епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана.

Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ - привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 - 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии.

Частица мощей священномученика Елевферия имеется еще в итальянском городке Реати, где традиционно проживала большая греческая община; а церковка Успения в Неа Ионии в Афинах - это основное место, куда паломники со всего православного Востока приезжают поклониться этому Святому. Говорят, что в Авлоне (ныне албанский городок Влори) также до сих пор пребывает частица его мощей, и что и сейчас происходят чудеса по молитвам святого. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно, хотя вполне возможно, что во Влори есть их частица.

Когда в XII веке французские захватчики превратили Парфенон, бывший собором Богоматери Атениогасса, в католический храм, одна маленькая церковь в честь святого Елевферия была освящена как Православный собор Афин и продолжала выполнять эту функцию, и службы продолжались и при турках. Помимо прочего, в этой церковке состоялось посвящение в сан епископа святителя Дионисия из Закинфа. Она все еще стоит на этом месте, хотя и кажется крохотной по сравнению с "Митрополией" - митрополичьим собором, построенным в XIX веке, в котором пребывают мощи святой Филофеи Афинской и патриарха Григория V.

Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым - об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает "свобода", и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 -189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.

Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни (Прмц. Параскева Римляныня)

Мощи святой мученицы Параскевы находятся в районе Афин, который так и называется "Параскеви", в храме, посвященном ее имени. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев - подобие будущих монастырей, - где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима.

Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось ко Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия (138 - 61 г). Обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена!

Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения.

Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.

Монастырь Пендели (Свят. Тимофей из Пендели)

Тимофей родился в середине XVI века в городке Каламосе в семье клирика и получил образование в Афинах под покровительством епископа Оропова. Он принял сан священника, и после кончины своего благодетеля стал его преемником на епископской кафедре. Потом он был назначен архиепископом Эврипоса (Халкиса) и реорганизовал митрополию Халкиса. Добродетельный человек, энергичный, блестящий деятель, он к 1565 году стал для местных христиан путеводной звездой на пути к спасению. В то время на турецком престоле восседал печально известный Султан Селим II (1566 - 1574), и многие церкви в Константинополе были конфискованы под мечети. Хока Садеддин, учитель сына Селима II Мурада III хвастался, что "те церкви, что находились в черте города [Константинополя], освобождены от мерзких идолов, от скверны идольских нечистот, и после того, как с их образов были стерты лица, а в самих храмах зазвучали мусульманские молитвы и проповеди, многим монастырям и часовням могут позавидовать сами райские Сады". Подобное отношение к церквам было преобладающим, поэтому и в Халкисе, скорее всего, тоже существовала постоянная угроза конфискации церквей. Ориентируясь на антихристианскую политику Константинополя и опасаясь растущей популярности и влияния Архиепископа, паша Халкиса в 1570 году приказал взять Тимофея под стражу, но Нурбану, любимая жена из гарема Селима, мать его сына и наследника Мурада III, велела тайно предупредить Архиепископа, и он бежал вместе со своим дьяконом и несколькими священниками на гору Пендели, что недалеко от Афин.

Гора Пендели расположена в 20 километрах от центра Афин и имеет высоту 430 метров. Она веками давала приют отшельникам-аскетам, жившим здесь в пещерках и небольших монастырях. В таком месте Тимофей мог быть просто одним из многих здешних монахов. Как пишет один автор, "иногда инокам приходилось жить бок о бок с ворами, но воры их не беспокоили, поскольку,во-первых, у них нечего было красть, а, во вторых, воры видели их благочестие и святую жизнь. Некоторые из этих преступников даже раскаялись и сами стали монахами". На горе Пендели был монастырь св. Георгия Кикинариса, св. Иоанна из каменоломен, святых Архангелов, св. Петра и пещера Давела.

Придя впервые на гору Пендели, святитель Тимофей поселился возле небольшой церкви Святой Троицы, здание которой в наши дни является монастырской часовней. Потом он спустился немного ниже и стал жить на месте древнего заброшенного монастыря. Там, под одной из олив, он нашел икону Богородицы и воспринял это как знак свыше, указывавший на необходимость возродить древний монастырь. Со дня своего основания этот монастырь находился под охраной фирмана, выданного от имени султана и его преемников (более снисходительных, чем Селим), хотя местные правители иногда (к примеру, в 1688 - 1690 годах) игнорировали фирман, глядя сквозь пальцы на разграбление монастыря. После 1821 года монастырь Пендели, бывший ранее ставропигиальным (то есть подчинявшимся непосредственно Константинопольскому Патриарху) перешел в ведение Афинской епархии. К сожалению, икона Богородицы, бережно хранимая со дня обретения ее святителем Тимофеем в 1570 году, в 1966 году была украдена и так с тех пор и не найдена.
Восстановление и строительство зданий монастыря завершилось в 1578 году, после чего он был освящен в честь Успения Божией Матери. В монастырь начали приходить люди, желавшие жить обычной монашеской жизнью, и святитель Тимофей перебрался в храм св. Георгия Гаргетоса неподалеку оттуда, а потом еще дальше, в другой храм св. Георгия во Вравоне. Там одна турчанка, обратившаяся в Христианство, пожертвовала святителю Тимофею какой-то земельный участок после того, как он спас ее детей от пиратов. Как сказано в хрониках монастыря Пендели, местные турки и другие соседи были недовольны фактом пожертвования. Похоже, помимо этого были еще и трения между св. Тимофеем и св. Филофеей, поскольку, как пишет один местный историк, желая уладить вопрос о пожертвованной земле и "положить конец разногласиям между ним самим и св. Филофеей, св. Тимофей удалился на остров Кея (Циа) и построил там монастырь св. великомученика Пантелеймона". Какое-то время он жил на этом острове в пещере, возле которой и по сей день время от времени появляется чудесный источник, связанный с его именем. Он почил на острове Кея 16 августа 1590 года, через полтора года после кончины св. Филофеи.

Из мощей святого Тимофея сохранилась только глава. Она хранится в часовне св. Тимофея, которая находится слева от храма Успения, во дворе. Глава источает тонкое благоухание. По предстательству святителя Тимофея происходило много чудес. Дважды афиняне спасались от эпидемий чумы и холеры после крестного хода с его мощами.

Во времена турецкого ига монастырь Пендели устраивал в своих пещерах школу для детей повстанцев. После провозглашения независимости Греции в 1821 году она до 1920 года служила в качестве обычной государственной школы. Монахи Пендели активно участвовали в Войне за Независимость 1821 года. Двадцать два из них принимали участие в "Битве при Малых Мостах", а также в осаде Акрополя, где был ранен настоятель монастыря.

И монастырь, и пещера, в которой размещалась школа, открыты для посетителей. В пещере есть еще небольшой музей.

Храм Айя Динамис

Часовня XVII века Айя Динамис (Святая Сила), расположенная на углу улиц Пендели и Метрополис в юго-западной части, связана с монастырем Пендели и Войной за Независимость 1821 года. Во времена турецкого ига множество ценных предметов церковной утвари и монастырских архивов было спрятано в подземном проходе под храмом Айя Динамис. К сожалению, турки обнаружили и разграбили этот тайник. Позднее, с одобрения турецкого правителя Али Хасеки (1775 - 1795) приход монастыря участвовал в изготовлении пороха и пуль для защитников Афин. В XIX веке по подземному проходу под храмом Айя Динамис контрабандой переправляли амуницию для греческих повстанцев. Ночью 25 апреля 1821 года повстанцы, в числе которых были и монахи Пендели, начали осаду Акрополя - там скрылись бежавшие турки. Монахи даже предлагали свои книги и архивы для изготовления пыжей, которыми в бою набивали стволы ружей и орудий.

Византийский музей

Византийский музей расположен в красивом здании флорентийского стиля недалеко от площади Синтагма. Здесь хранится обширное и прекрасное собрание предметов христианского искусства IV - XIX веков. Среди экспонатов музея - иконы всех периодов византийской эпохи, образцы ранневизантийской скульптуры и даже одна маленькая раннехристианская базилика. Есть здесь и рельефные изображения (бронзовые, золотые и серебряные), а также хорошо сохранившиеся мозаики и фрески.

Старая церковная школа Ризариоса (Свят. Нектарий Эгинский)

Недалеко от Византийского музея находится старая церковная школа Ризариоса, которую с 1894 по 1908 год возглавлял святитель Нектарий Эгинский. В этом здании сейчас размещаются административные офисы школы; сама же школа переехала в район Халандри. Эта церковная школа - одна из многих в Греции, где мальчики 12-18 лет могут получить православное воспитание и изучать помимо школьных светских еще и церковные предметы. Многие учащиеся готовятся здесь к поступлению в духовные учебные заведения и к принятию сана. Рядом с административным зданием школы расположена церковь св. Георгия, построенная в 1834 году, в которой долгие годы совершал литургии святитель Нектарий. В этой церкви хранятся некоторые из его личных вещей и частица его мощей. Церковь открыта ежедневно.

Гора Химеттус и монастырь Кессариани

До горы Химеттус из центра Афин всего двадцать минут езды на автобусе, но здесь царят покой и чистота, столь дорогие сердцу паломника, изнуренного городским шумом и пылью. Поросший лесом горный склон дает живое представление об облике Афин на протяжении их истории. Еще в сороковых-пятидесятых годах XX века пастухи с дудочками, как в древности, пасли здесь свои стада. Здесь все так же вьются пчелы, собирая нектар с соцветий тимьяна. Любой мед афиняне называют "химеттус", но самый ароматный и вкусный - тот, что взят из ульев на склоне этой горы.

Монастырь Кессариани, посвященный Введению во Храм Пресвятой Богородицы, построен в XI веке на месте древнего храма Аполлона, который в более поздние времена классической эпохи был храмом богини Афродиты. В церкви сохранились ионические колонны и пол того времени, органично вписавшиеся в облик монастыря. Обитель Кессариани прекрасно сохранилась. Это монастырь Византийской эпохи в чистом виде, без каких-либо существенных изменений; сохранился даже католикон (главная церковь, собор) XI века. Собор выполнен в форме креста и увенчан куполом, стоящим на четырех колоннах. Купол украшен иконой Христа Вседержителя, стены апсиды расписаны фресками с изображениями Божественной литургии. Арка северного фасада является ярким образцом превосходного искусства византийских каменщиков. Нартекс и неф украшены фресками XVII века кисти известного иконописца Иоанниса Ипатиоса. Заказчиком этих фресок был Николас Бенизелос (один из членов той семьи Бенизелос, в которой за столетие до того родилась святая Филофея). К собору примыкает небольшая часовня святого Антония.

Строения монастыря располагаются вокруг внутреннего двора. Собор находится в восточной части, трапезная и кухня - в западной, а в южной части стоит баня (раньше это был масличный пресс), к которой примыкало двухэтажное здание с монашескими кельями. По всей вероятности, монастырь достиг своего расцвета в XIII веке, хотя и во времена турецкого ига он был известен как центр духовного просвещения и учености. К сожалению, в наши дни Кессариани - это только музей. Несмотря на это, красота его строений, хранимых с такой заботой, и окружающая природа - покрытый лесом и цветами горный склон - излучают мир и спокойствие, свидетельствующие о многовековом присутствии монахов-молитвенников.

Феодор Стратилат причислен к ряду святых великомучеников в христианстве.

Жизненная история Феодора

Рожден Феодор в городе Евхаите. Вырос он знатным юношей со многими дарованиями Божественными и ликом прекрасным. За смелость и светлость ума он был назначен стратилатом в войсках города Гераклея.

В подчинении у него были язычники, которые вскоре приняли христианство, когда увидели его уверенность и пример праведной жизни. Так через время и все горожане обратились в веру Феодора. Жестокий император, правивший в то время, желая искоренить новую веру.

Он организовал преследования на основных помощников Феодора и самого него. Но пойдя на хитрость, Феодор пригласил его на языческое жертвоприношение. Однако, святой попросил принести всех золотых идолов из всего города. Ослепленный ненавистью к христианству, император поверил его словам и выполнил его просьбу.

Придя на мероприятие, он понял, его видеть там не рады. Все идолы были разбиты на куски, а кусочки золота раздали беднякам.

Праведные деяния

В народе Феодора запомнили как храбреца одолевшего змея разорявшего села в округе. Он выползал из норы в пустынном поле и поедал людей и скот, держал всех в страхе. Феодор Стратилат взял на битву с собой лишь меч да молитву.

Вызвав врага на бой, конь святого вскочил на змея, и всадник поразил противника мечем. Люди, видевшие тело змея, связывали подвиг Феодора с его верой и силой Господа. Об этом происшествии узнали со временем все сторонники христианства.

Мучения и кончина мученика

Схватив Феодора император приказал подвергнуть тело его мучениям разным. Его жгли огнем, рвали плоть железными когтями, высекали. Затем его оставили на 5 суток в темнице без еды. Последней пыткой, как считал император, ибо убьет она его, было таковым: на всю ночь оставили его распятым на кресте, а пред этим ослепив.

Провел он это время читая молитву обращаясь к Господу и прося чтобы забрал он его на небеса. Но пришел Ангел и исцелил святого. После такого чуда весь город уверовал в Господа. А Феодор отдал последние указания своим подданным о разных вопросах и месту его вечного упокоения.

Облик в иконописи

Феодора изображают в облицовках воина. Одет он в доспехи и вооружен копьем. Существует небольшое количество икон на которых он изображен с мечем. На некоторых иконах святого можно увидеть щит времен Д. Донского. Значительно реже, встречаются иконы с Федором в облике всадника на белом коне.

Феодор Стратилат и другие великомученики

Существуют различные иконы где Феодор изображается не сам, а с кем-то из других святых, чаще всего это:

  • Феодор Тирон;
  • великомученица Ирина.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон по преданиям происходили из одной и той же местности, также были воинами, но разницей было между ними лишь должности которые они занимали.

В византийскую эпоху из обоих связывали с Георгием Победоносцем. Славу иконы Феодора и Ирины получили благодаря браку царской семьи тезоименитым святым. Долгое время в царской семьи не было детей, поэтому по приказу царя, массово стали стоить храмы имени святых и писать их иконы.