Автоматизация звука л в словосочетаниях. Автоматизация звука л картотека по логопедии на тему

Данная статья содержит разнообразный материал по автоматизации звука Л. Он может стать бесценным помощником для логопедов, воспитателей и родителей. Представленный лексический материал оптимален по объёму и звуковому составу. С его помощью воспитатели и родители, не имеющие специальной подготовки, могут самостоятельно автоматизировать звук Л, поставленный логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Л.

Автоматизация звука Л (также как и других звуков) проводится в форме игровых занятий.

Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 5 лет и 30 минут - для детей более старшего возраста. Нельзя допускать возникновения утомления у детей.

Сначала в речи ребёнка автоматизируется изолированный звук Л.

Для этого подойдёт игра «Про Емелю».

Взрослый читает стихотворение, а ребёнок в конце добавляет звук Л.

Воду с речки наноси… (л).

Тесто в кадке замесил… (л).

За грибами в лес сходи… (л).

В стадо тёлку проводи… (л).

Кашу манную свари… (л).

Колыбельку смастери… (л).

Дров побольше напили… (л).

И капусты насоли… (л).

Жарче печку натопи… (л).

В лавке пряников купи… (л).

Травку свежую скоси… (л).

Братца к лекарю свози… (л).

Звук Л автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных.

У некоторых детей, наоборот, сначала лучше автоматизируется звук Л в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

Ла - ло - лу - лы

Ло - лу - ла - лы

Лу - лы - лы - ло

Лы - лу - ло - ла

Ла - лы - лу - ло

Лы - ла - ло - лу

Ла - лы - лэ - ло - лу

Ал - ол - ул - ыл

Ял - ёл - юл - ил - ел

Ал - ял - ол - ёл

Ал - ил - ел - ол - ул

Ала - ылы - элэ - оло - улу

Лка - лкы - лкэ - лко - лку

Лта - лты - лтэ - лто - лту

Лга - лгы - лгэ - лго - лгу

Лна - лны - лнэ - лно - лну

Лда - лды - лдэ - лдо - лду

Лма - лмы - лмэ - лмо - лму

Кла - кло - клу - клы

Сла - сло - слу - слы

Гла - гло - глу - глы

Зла - зло - злу - злы

Бла - бло - блу - блы

Фла - фло - флу - флы

Пла - пло - плу - плы

Хла - хло - хлу - хлы

Можно предложить детям договорить слог ЛА в незаконченных словах:

К нам зима приш…,

Снег и вьюгу принес….

Всё, что Ал… разброса…,

Вьюга снегом заме…!

Автоматизация звука Л в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, лайка, лань, балалайка, желанье, кулак, лакомка, лава, лапоть, ладонь, ладья, лай, лавина, ладно, лангет, ласка, палата, талант, сила, пчела, пастила, похвала, салазки.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, антилопа, колосья, волос, ломтик, перелом, лозунг, ломка, локон, лоск, ловкий, одеколон, салон, солома, талон, пилот, волосы, голова, монолог.

Лу: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, получка, лучник, лучок, лупа, лукавый, лудить, лубок, силуэт, валун, опалубка, колун, холуй.

Лы: лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, скалы, полый, скулы, талый, малый, тяжёлый, балык.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупал, выгнал, опал, подвал, сигнал, скандал, идеал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол, волос, столбик, колокол, ментол, монгол, посол, ствол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, мул, отгул, баул, прогул, продул.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка, пыл, тыл.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, посёлок.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, надел, раздел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил, вил, пил.

«Трудные» слова с двумя звуками «л»: плыл, полол, колол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плевал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных: благодарить, благо, бланк, облако, вобла; блок, блокада, блокнот, блондин, блоха, яблоко; блузка, каблук, блуза; глаза, гладкий, сожгла, глава, главный, глагол, гладить, гладиолус, гланды, огласка, согласиться, согласный; глобус, глотать, глотка, глоток, оглобля, оглох; глупый, глубина, глухой; глыбы, глыба; злак; злы; Клава, класс, кладовая, кукла, клавиши, закладка, клад, подкладка, кладка, свёкла, кладовка, склад, кладезь, складывать, кланяться, клапан, класть, классный, классик; клок, клоп, клоун, клоунада, клочок, наклон, пекло, поклон, склон, склонение, стекло; клуб, клумба, клубок, клубника, клубиться, клумба, клубни; клыки; пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, плавать, плавки, плакат, плакать, плавка; плот, пломба, площадь, плов, плод, плотина, плотник; плуг; плыть; Слава, сладкий, слабый, слазить; слон, весло, слово, сложный; слух, слушать, случай, служить, заслуга; слышать; флаг, флакон; флот; шла, вышла; хлопать, хлопок; хлыст; котлы.

Игра «Сыщики»

Предложить детям найти зверей, спрятавшихся в следующих словах: заС Л ОНка, поБЕ Л КА, ко Л ОСЬя, двустВО Л Ка, бала Л АЙКА, же Л АНЬе, пОСЁ Л ок.

Игра «Посчитай от 1 до 5»

Одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок.

Лодка, лампа, лужа, лось.

Автоматизация звука Л в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.

Готовь лыжи и салазки.

Луша полола лук и свёклу.

Мила видела слона.

Слава идёт в кладовую за вёслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Осёл испугался пчелы.

Клаве купили куклу.

Слава сломал лыжи.

Лёша не любил мыло.

Клоун надел колпак.

В луже плавала лодочка.

Мила посадила лук.

Игра «Изменяй предложения»

Я еду на лыжах.

Ты едешь на лыжах.

Он едет на лыжах.

Она едет на лыжах.

Мы едем на лыжах.

Вы едете на лыжах.

Они едут на лыжах.

  1. Я еду на лошади.
  2. Я мою ложки.
  3. Я топаю по лыжам.
  4. Я иду на лыжах.
  5. Я вижу лося.
  6. Я ловко кидаю мяч.

Салат (цепной текст).

Послушать рассказ и попробовать пересказать его.

Мама сделала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила.

Целые дни Луша была с Милой.

Одевала её и обувала.

Мыла ей голову и расчёсывала волосы.

Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её.

Поплакала Луша, но куклу не оставила.

Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Чистоговорки.

Ла - ла - ла - мы собрались у стола.

Ал - ал - ал - я копать устал.

Ло - ло - ло - всё на поле зацвело.

Лу - лу - лу - заведу юлу.

Ло - ло - ло - мне в рубашке тепло.

Ил - ил - ил - в чайник воду я налил.

Ла - ла - ла - стул поставлен у стола.

Ал - ал - ал - к нам приехал самосвал.

Ла - ла - ла - ледяная скала.

Ла - ла - ла - вишня наша зацвела.

Ло - ло - ло - сел я в лодку, взял весло.

Лы - лы - лы - слетел беркут со скалы.

Ла-ла-ла-ла.

Вот летит пчела.

Лы-лы-лы-лы.

Не боюсь пчелы!

Ло-ло-ло-ло.

Вместе с той пчелой -

Лу-лу-лу-лу,

Полечу на луг.

Стихотворения.

Зима.

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все - на лыжи и коньки!

Горшок каши.

В горшке каша закипела,

Зашипела, запыхтела,

Крышечку приподняла

И наружу поползла.

Со стола, потом со стула

Потихоньку соскользнула,

Дотянулась до угла,

Всю квартиру заняла.

Осторожно дверь открыла,

По ступенькам покатила,

По дороге поплыла,

Машу каша обожгла.

Я упала, а как встала -

Словно «кашной бабой» стала.

Даше каша в рот вползла

И в карманы затекла,

В рукава к нам забежала

И стекать по пальцам стала.

Весь наш город залила.

Чудеса! Ну и дела!

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.


Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л"] - [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно анализировать слова.

Учить ребенка преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома. Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Задание 2. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышка «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

Задание 6 . Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Задание 7. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)

Задание 8 . Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал - был - выл, вол - гол - кол, дал - зал - жал - мал.

Задание 9 . Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ...

Задание 10 . Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 11 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.

Задание 12 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла - лопата и пила.

Ло-ло-ло - у меня весло.

Лы-лы-лы - новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ал-ал-ал - темный подвал.

Ол-ол-ол - вымыли пол.

Ул-ул-ул - новый стул.

Ил-ил-ил - я полы помыл.

Алка-алка - у Володи палка.

Олка-олка - у Володи иголка.

Улка-улка - у Володи булка.

Илка-илка - у Володи вилка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Задание 13. Знакомство со звуком [Л"].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку). Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение.

Девочка поет песенку: ля-ля-ля...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"]»:

ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

Задание 16 . Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

Задание 17 . Заменить первый звук в словах на звук [Л"]. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд - лёд, вес - ..., тюк - ..., пень - ..., печь - ..., песок - ..., вещь - ...

Задание 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л"], определить место звука [Л ’ ] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л"] в предложении.

Задание 19 . Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

Задание 20 . Дифференциация звуков [Л] - [Л*]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Задание 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л ’ ]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 22 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук [Л"], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л"]).

Назвать как можно больше слов-действий, отвечающих на вопросы:

Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Что делали? Гуляли, писали...

Задание 23 . Заменить звук [Л] на звук [Л"] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук - люк, угол - ..., пыл - ..., дал - ..., галка - ..., ел - ..., полка - ...

Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л"].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

Задание 24 . Дифференциация звуков [Л"] - [Й]. Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой предложения.

Даль - дай, боль - бой, моль - мой, куль - куй, роль - рой. Лежи - ежи, ледок - едок, Любка - юбка, лямка - ямка.

Задание 25 . Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 26 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение:

стол, стул, полка, лисы, пилить.

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила - липа, мала - лама, скала - ласка; дай - даль, боль - бой.

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками л :
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).
Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубя).
Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.
На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.
Я нашел и положил в банку много червей.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пес.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал.
(Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучи наизусть стихотворения.

Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Белый ландыш, белый голубь, лавина скатилась, Володя молод, гладкая лавочка, ловкая лайка, футболка из лавсана, холодный лоб, ласковые ладошки, половниксломан, Лайка лает, милая улыбка, белая ладья, смелый малыш, голубая лагуна, годовалый малыш, ловкий лазутчик, теплый халат, упал пенал, Алла лакомка, сел за стол, долбил ёлку, плот плывёт, лампа Алладина, плывёт по волнам, плывут облака, жёлтый лакмус,пошёл ловить, долгая лактация, таял от тепла, ловил лосося, лапка белки, лечила куклу, лаосцы в Лаосе, умел плавать, ласкал малыша, плавает плохо, клубок ниток, взял латы, в углустул, латал латы, искала булавку, латы из латуни, выползают из-под лавки, латыши из Латвии, не жалела мыла, волк в ловушке, молока не хотел, плоский лопух, взяла лопатку, славный пловец, лося напоил, пловец у плотины, пригладил волосы, лохматый лось, лаяла лайка, лошадь галопом, повязал галстук, лодочка плыла, полаял и замолк, белый лотос, у лося лосёнок, увидел белку, малыш плакал, положил пенал, на клумбе флоксы, наладил велосипед, у Золушки полотенце, выгладил полотенце, толкнул локтём, платки и полотенца, плыла глыба, нашёл и положил, флаг флотилии, расчёсывала волосы, властный владыка, копал клумбу лопатой, Володя в футболке, наловил плотвы, ловкий шалун, плакал

Сначала, Слава плакса, надел пилотку, у лучника лук, плохо плавала, ломкий волос, сделал плов, в глубоком колодце, лассо на лошадь, тяжёлое одеяло, лавка лагманщика, влажная ладонь, послышался голос, хлопать в ладоши, яблочное повидло, солдаты на плацу, сила голоса, золотой клад, зал с колоннами, колкая иголочка, ложка из олова, подмёл полы, сложная головоломка, поливал гладиолусы, начало дела, Глашка милашка, милый малыш, гладила блузу, обложка блокнота, голубая блуза, спелое сладкое яблоко, белая блуза, взошла луна, локомотив уехал, голубоглазая Клава, ложка в плошке, с голубыми волосами, злой Влас, утлая лодочка, велосипед сломан, тёплое одеяло, луч солнца, лузгал на пол, платье с воланами, Лунтик с Луны, лыжная палка, лысый лоцман, поймал галку, ласточка села, поехал на вокзал, стучал молотом, молотком забивал, малыш спал, ковал латы, бил баклуши, получилось славно, галка из пластилина, поделка из плохого материала, побелка сошла, на голове платок, проявил смекалку, ложится на лавку, скалочку под лавочку, сложила лото, сломанный лобзик, младше Аллы, лоскуток лавсана, подковал блоху, закопал клад, поймал блоху, белый пенопласт, флот уплыл, побывал в Лапландии, лапоть из лыка, победил словом, кислый лук, складывал пазлы, наклонить плафон, платье из лавсана, белое платье, позволял ломать, голубое платье, слон слышит, главный кукловод, клоун наклонился, шелковистый хлопок, клоун хлопал, плотный целлофан, плыть к плоту, попал в лоб, нейлоновый плащ, лоск лучший, светлые волосы, логопед слушал,

Ёлка, ёлочка колкая иголочка.

Мила надела халат.

На ладони холодный лагман.

Лампа упала на пол.

На лавке лампа Алладина.

Мила ела салат.

Слава надел лапти.

Володя стал пилотом.

Лопоухий лопотун стоял у лопуха.

Михаил сел за стол.

Лось попал в ловушку.

Мила отодвинула стул от стола.

Волк долго выл на луну.

Пилот надел пилотку.

Латыш поймал лосося.

У Ланы на голове платок.

Малыш играл в лото.

У Володи было лото.

Милашка шла с шоколадкой.

Мила пила холодное молоко.

У плотника в ладонях лобзик.

Алла мылась мылом.

У молодца латы из латуни.

С яблони упало спелое яблоко.

Михаил поставил ландыши в бокал.

Около болота плавала лодка.

Толпа в футболках толкала толкач.

Володя стал пилотом.

Глаша полола лук.

Дятел долбил ствол ёлки.

Володя наполнил бокал сладкимсоком.

Михаил сел за стол.

Лазутчик чесал голову.

Клава надела белое платье и накинула голубой платок.

Пламя охватило весь плот.

Мила плохо плавала.

Толпа малышей лакомилась лососиной.

Плот плывёт по волнам.

Молодец копал колодец.

Володя сделал лошадь из пластилина.

Шотландец совершал шалость.

Малышка, не надо плакать.

Алла положила пластилинна ладонь.

У Милы новый блокнот в голубой обложке.

Лайка лаяла на лазутчика.

На пол упал клубок ниток.

Лошадка поскакала на луг.

Клава искала булавку.

Луша взяла лопатку.

Володя пригладил волосы.

Лаяла лохматая лайка.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Павел пригладил волосы.

Михаил на ёлке увидел белку.

Володя забыл, куда положилпенал.

Слава выгладил платки и полотенце.

Дядя Лука копал клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.
Володя поехал на велосипеде.
Михаил изучал глобус.
Павел ловил голубя.

У Мальвины голубые волосы.

Володя плыл на утлой лодочке.

Белая акула испугала аквалангиста.
Улукбек сделал плов.
Пчела упала в яблочное повидло.
Пилот в калошах ехал на велосипеде.

Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа поставилелку, а мама повесилана нее золотые шишки.
Стул упал на пол, и я испугался.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Отец поехал на вокзал.
Около дома лаял пес.
По волнам плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Видео YouTube