До сих пор не утихают. Эзотерика - тайные знания или лженаука? Святослав Рерих: от оттепели до перестройки

29.04.2013

Вокруг наследства художника и мыслителя до сих пор не утихают споры .

Николай Рерих, великий русский мыслитель, художник, путешественник, ученый и общественный деятель, вместе с двумя сыновьями и женой после Октябрьской революции остался в отделившейся от России Финляндии. Потом, побывав в Америке и европейских государствах, Николай Рерих отправился на Восток и переселился в Индию.

Много лет семья Рерихов занималась культурно-просветительской и научной деятельностью мирового масштаба, организовывала научные экспедиции, образовательные и исследовательские центры, создавала музеи. При этом семья никогда не теряла связи с родиной. Но родина на протяжении десятилетий относилась к Рерихам совсем не так, как они того заслужили.

Людмила Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, рассказывает: «На их долю выпала величайшая миссия – принести на планету Земля зов космической эволюции, которым пронизано все их творчество. В первую очередь это философия космической реальности, заключенная в 14 томах «Учения Живой Этики», изданных Еленой Рерих с 1924 по 1937 год, и живописных полотнах Николая Рериха, который запечатлел в красках основные идеи этой философии. Это и Гималайский институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в 1928 году, после завершения грандиозной центрально-азиатской экспедиции Николая Рериха, которая также имела огромное эволюционное значение в истории нашей планеты. Этот институт успешно проработал более 10 лет и вынужден был приостановить свою деятельность из-за начала Второй мировой войны. Он явился прообразом научных учреждений будущего и занимался изучением и исследованием законов взаимодействия человека и Космоса. И наконец, знаменитый Пакт Рериха и его отличительный флаг, известный как Знамя Мира. Этот международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в 1935 году, заложил основу всей международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей».

Не учитывая особенностей учения Николая Рериха, нам до конца не понять не только творчества членов этой семьи, но и той трагедии, которая случилась в России с частью их наследия, о которой мы собираемся рассказать в последующих номерах «Совершенно секретно».

Николай Рерих и Иосиф Сталин

В 1926 году Николай Рерих, к тому времени бывший уже известным художником и общественным деятелем, по приглашению Максима Горького посетил СССР. Скорее всего, именно с этого времени у него появилась мысль вернуться на родину, чтобы принять участие в том, что он считал «созидательным строительством». В 1938 году он писал в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Но такие вопросы, как возвращение в СССР известных соотечественников, решались одним человеком – Иосифом Сталиным. Только он мог, к примеру, разрешить вернуться на родину певцу и поэту Александру Вертинскому или писателю Алексею Толстому. Семья Рериха явно вызывала у Сталина подозрение, и он не спешил откликнуться на просьбу о возвращении в СССР. Сегодня ясно – почему.

Известно, что и в тридцатые, и в сороковые годы Сталину неоднократно докладывали о желании Николая Константиновича вернуться в СССР вместе с семьей, передать в музеи огромную коллекцию картин и принять участие в научной и культурной жизни страны. Но все эти «доклады» сопровождались справками «компетентных органов» или отдельных чиновников. Одни «сопроводиловки» напоминали вождю народов о том, что в послереволюционный период Рерих занимал антибольшевистскую позицию и публиковал в эмигрантской прессе обличительные статьи. Другие, как, например, справка полпреда СССР в США Трояновского, вообще называли Николая Рериха «американским гражданином», что по тем временам было весомым компроматом (в действительности у него было гражданство Российской империи и Индии). В некоторых сопроводительных документах и вовсе говорилось о его «сомнительных связях с японцами». Такие характеристики, данные Рериху в марте 1938 года, когда в Москве шел процесс «правотроцкистского блока», несомненно, повлияли на решение Сталина воздержаться от контактов с мыслителем и художником в принципе. Возможно, что это было и к лучшему. История знает примеры того, как вернувшиеся в СССР деятели культуры и искусства попадали в котел сталинских репрессий. Такая судьба могла бы быть уготована и семье Рерихов.

Николай Константинович, однако, не оставлял попыток вернуться на родину. Возможно, он не понимал опасности, которая грозила ему в СССР, а может быть – чувствовал себя фигурой мирового масштаба и мировой известности и потому рассчитывал на определенный «иммунитет». Сталину же, при всей желательности возвращения художника и его семьи в СССР, перспектива иметь рядом свободно мыслящего, материально независимого и малоуязвимого человека казалась малопривлекательной.

Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, получив в конце 1938 года от Николая Рериха, которого он знал лично, очередное письмо, обратился за указаниями напрямую к Сталину. Генсек был категоричен. На письме наркома «о разрешении приезда Рериху со всей семьей» и приеме в дар его картин Сталин написал: «Не отвечать!»

После смерти Николая Рериха в 1947 году его жена и дети, выполняя волю главы семьи, стремились вернуться на родину и привезти с собой тысячи картин, богатейшие научные архивы и библиотеку. Но сталинская резолюция «Не отвечать!» так и осталась замком, к которому при жизни «вождя народов» ключ подобрать было невозможно…

Юрий Рерих и Никита Хрущев

Конец сталинской эпохи был для семьи Рерихов мрачным. В Латвии арестовали членов Латвийского общества Рериха, закрытого еще в 1940 году. А в 1952 году отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС дал крайне негативную оценку книге Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха «Рерих», выпущенной еще до войны в Латвии. В документе даже была фраза о том, что «книга носит, по существу, антисоветский характер». Она была немедленно изъята из библиотек и букинистических магазинов. А Арвид Янович Пельше, будущий член Политбюро ЦК КПСС, возглавлявший тогда латвийскую компартию, обратился с предложением, чтобы соответствующие органы заинтересовались «рериховским наследством, находящимся в музеях СССР».

5 октября 1955 года в Калимпонге умерла жена Николая Рериха Елена Ивановна. Всего месяц она не дожила до события, которое стало судьбоносным для семьи Рерихов – встречи Юрия Рериха с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. Дело в том, что третий официальный зарубежный визит Хрущева был именно в Индию, с которой СССР планировал установить самые дружеские отношения. Поездка была триумфальной: первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и председателя правительства Булганина восторженно встречали сотни тысяч людей. И, вполне естественно, в Индии готовились к этой встрече. Святославу Рериху, входившему в состав комиссии по организации приема советских гостей в Бангалоре, удалось договориться с советской стороной о приеме Юрия Николаевича Рериха. Во время этой встречи Юрий Николаевич выразил желание вернуться в СССР с выставкой картин отца. Его пригласили работать в Москве по специальности (он был востоковедом, причем с мировым именем). А сразу после встречи Николай Булганин дал указание советскому послу в Индии оказать содействие Юрию Рериху в получении советского гражданства и возвращении в СССР.

Во время того же визита Юрий Николаевич познакомился с министром культуры СССР Николаем Михайловым, который также весьма благожелательно отнесся к идее организации выставки картин Николая Рериха в Москве.

Несмотря на то что вопрос о возвращении Юрия Рериха на родину решался на самом высоком уровне, указ о приеме его в советское гражданство был подписан только через 15 месяцев. А потом началась работа по отправке первой части наследия семьи Рерихов в Москву. Сотни картин, тибетские танки (танка, или тханка – картина-свиток на ткани. – Ред.), научная библиотека были упакованы в огромный контейнер и морем отправлены из Бомбея в Одессу. А сам Юрий Рерих приехал в Москву в августе 1957 года и поначалу поселился в гостинице «Ленинградская» на Каланчевке. Уже через пару месяцев ему выделили четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте.

Жил там Юрий Рерих не один. Вместе с ним из Индии приехали Людмила и Ираида Богдановы, сестры, которые еще во время рериховской центрально-азиатской экспедиции 1924–1928 годов в совсем юном возрасте прибились к ней, а потом остались в семье Рерихов в качестве помощниц по хозяйству. Помогали они Юрию Рериху и в Москве.

Между тем некоторые чиновники от культуры оказались просто не готовы к восприятию творчества Николая Рериха и его мироощущения в целом. Начальник отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Андрей Лебедев после осмотра картин написал министру: «Ряд картин несет отпечаток мистических настроений автора. По своим художественным качествам эти работы не принадлежат к числу значительных произведений искусства. Для советской общественности, для наших художников выставка этих работ пользы не принесет». И далее предлагалось не устраивать выставку вообще или устроить ее в одном из малых залов для узкого круга художников и искусствоведов. В оппозиции к творчеству Николая Рериха было и руководство Союза художников СССР, пытавшееся всячески оттянуть сроки проведения выставки.

Пришлось Юрию Николаевичу Рериху отправиться к министру культуры Михайлову, с которым, как мы уже знаем, он был лично знаком. 25 марта 1958 года министр поставил на письме Юрия Рериха, в котором тот рассказывал о переносе сроков проведения выставки, резолюцию: «Тов. Лебедеву А. В чем здесь дело? Прошу об этом доложить!» Лебедев «доложил», и вопрос был решен. 12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников СССР было представлено 220 работ Николая Рериха. Вопреки мнению чиновников, выставка имела огромный успех: посетители (по 5 тысяч человек в день) выстаивали многочасовые очереди, чтобы попасть в зал, а книга отзывов составила 6 томов…

Кто-то может посчитать, что Юрий Рерих был обласкан советской властью: четырехкомнатная квартира, работа в Институте востоковедения, подаренная автомашина «Волга» и даже дача в виде сборно-щитового дома могли показаться советским гражданам чуть ли не коммунизмом. На самом же деле чисто материальные факторы ученого не волновали.

Основной задачей Юрия Рериха было (и договоренность об этом с советским руководством существовала) создание мемориального музея Николая Рериха в Москве или Ленинграде и его филиала в Барнауле. У Министерства культуры сложилось, однако, свое мнение – рассредоточить картины по провинциальным музеям.

4 мая 1960 года министром культуры СССР вместо знакомого Рериху Николая Михайлова стала Екатерина Фурцева. И в тот же день был подписан приказ Минкульта «О передаче произведений Н.К. Рериха», в соответствии с которым 60 картин отправили в Новосибирск, а остальные в Русский музей в Ленинграде. Но приказ почему-то вышел за подписью Михайлова. Неизвестно, интересовала ли эта тема Фурцеву в первый день работы на новом месте, или просто чиновники министерства воспользовались ситуацией, но факт остается фактом: формулировка о создании мемориального музея исчезла.

Через две с половиной недели после этих событий 57-летний Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался в результате сердечного приступа…

Святослав Рерих: от оттепели до перестройки

Младший сын Николая Рериха Святослав после смерти Юрия стал единственным человеком, способным выполнить волю отца и матери: передать все наследие Рерихов родной стране. Сам он был, как известно, прекрасным художником, ученым, общественным деятелем международного масштаба. Его отношения с советскими властями, однако, осложнялись тем, что он был индийским гражданином, причем женатым на одной из самых известных киноактрис 1930–1940-х годов, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора Девике Рани. Скорее всего это послужило причиной появления в недрах советского чиновничьего аппарата плана отстранения его от возможности распорядиться наследством родного брата. На самом деле, кроме Святослава, никаких наследников у Юрия Рериха не было и быть не могло. Но Министерству культуры очень не хотелось, чтобы иностранный гражданин мог распоряжаться серьезными материальными и научными ценностями, которые оно считало уже «принадлежащими государству».

Министр культуры Фурцева, ее заместитель Кузнецов пообещали Святославу Рериху «решить вопрос» и даже попросили составить завещание на бланке нотариальной конторы и отправить его в министерство. Но хода этому завещанию никто давать не собирался. Формальной зацепкой было то, что Святослав был индийским гражданином, а у СССР и Индии не было договора о наследовании имущества. И поэтому совершенно безосновательно «наследницами» Юрия Рериха сделали сестер Богдановых, домработниц, не имевших никаких родственных отношений с семьей Рерихов. Более того, их признали «иждивенками», а распоряжение об этом подписал заместитель председателя Совета министров СССР Анастас Микоян.

Давая юридическую оценку распоряжению №2338-р от 5 августа 1960 года, подписанному Микояном, генеральный прокурор СССР Александр Сухарев писал в 1989 году премьер-министру страны Николаю Рыжкову: «По утверждению Ю.Н. Рериха и свидетельству очевидцев, проживавшие в семье Рерихов и у Ю.Н. Рериха сестры Богдановы не находились у них на иждивении, а работали в качестве прислуги. Поэтому применительно к социальному обеспечению домашних работниц в СССР Богдановы за их долголетнюю работу в семье Рерихов могли быть обеспечены государственной пенсией как домработницы, но не как иждивенки. Не требовалось специального распоряжения правительства для закрепления за Богдановыми квартиры Ю.Н. Рериха, поскольку право проживания на данной площади они приобрели с согласия нанимателя, прописавшего и вселившего их к себе».

Кстати, возможно, что некоторую путаницу в вопрос в свое время внес и министр культуры СССР Михайлов, который в одном их своих распоряжений 1958 года писал о «Юрии Рерихе, приехавшем из Индии в 1957 году вместе с сестрами»… Но, так или иначе, вопрос с наследством, созданием музея Николая Рериха и музея-квартиры Юрия Рериха повис в воздухе.

Святослав Рерих приехал в СССР еще раз уже при Брежневе, в 1974 году. Но и в тот раз, и позднее выполнить волю родителей и увековечить память отца и брата ему не удавалось. О творчестве членов семьи Рерихов выпускали научные и популярные монографии, их портреты печатались на почтовых марках, а великое наследие тем временем потихоньку разворовывалось. Исчезали картины, куда-то пропадали дневники и документы. Создалась патовая ситуация: государство никак не могло поставить на госучет коллекцию Юрия Рериха, а также не очень заботилось о создании мемориального музея. Святослав Рерих общался с высшими государственными чиновниками, в том числе и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным, но основное условие передачи всего наследия Рерихов государству не выполнялось…

А через двадцать семь лет после смерти Юрия Рериха, 14 мая 1987 года, Святослав Рерих с супругой встретился в Москве с Михаилом и Раисой Горбачевыми.

И на этой встрече поднял вопрос о создании мемориального музея, который обсуждался с Президентом СССР весьма благожелательно. Были даны поручения главе Совмина Николаю Рыжкову, началась подготовка проекта, который по какой-то причине делал будущий музей филиалом Государственного музея искусства народов Востока. Святослав Рерих же настаивал на создании общественной организации как попечителя музея. Не будем сейчас вдаваться в подробности его переговоров на высшем и среднем уровнях власти, отметим лишь тот факт, что 4 ноября 1989 года был создан Советский фонд Рерихов (в качестве общественной организации) и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности.

В этот фонд Святослав Рерих передал часть наследия его семьи. Казалось бы, проблем с возвращением на Родину наследия семьи Рерихов в полном объеме не должно было бы возникать, но впереди были первые постсоветские годы с совершенно непредсказуемыми решениями государственных инстанций, криминальными разборками и сомнительными судебными тяжбами.

В начале XXI века началась отчаянная борьба Международного Центра-Музея Рерихов за выполнение воли семьи и собирание ее ценнейшего наследия.

На Западе до сих пор не утихают споры по поводу Джона Леннона. Одни считают его чудовищем, другие чуть ли не посланником бога на земле. Так кто же он?

Группа военнослужащих, Мурманск

СЕГОДНЯ ему было бы 48 лет. Кто знает, сколько он мог бы сделать за годы, что прошли со дня его смерти? Леннон и так успел сделать много: песни его до сих пор популярны во всем мире. А в новом документальном фильме "Представьте себе: Джон Леннон", вышедшем в конце 1988 года, Леннон изображен не только как выдающийся музыкант, но и как любящий муж и отец, а также общественный деятель.

В то же время на прилавках магазинов США появилась книга Альберта Голдмана "Жизни Джона Леннона". В ней Джон изображен безнадежным наркоманом, так же как и его жена Йоко Оно, гомосексуалистом, мерзавцем, ненавидящим своего сына Шона, и даже... убийцей. Такая интерпретация жизни Леннона вызвала взрыв общественного возмущения, практически все солидные западные издания опубликовали материалы, опровергающие основные положения книги.

ПРОСТОЙ ПАРЕНЬ ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ

Джон Уинстон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле, с раннего детства отличался на редкость своенравным характером, слыл хулиганом и забиякой. В то же время маленький Леннон с удовольствием и неплохо рисовал, тайком от всех писал стихи. Еще учась в школе, Джон создал собственную группу "Кворримен" и начал выступать с ней на свадьбах и праздниках.

Участие в группе было для всех участников и для Леннона тоже занятием не особенно серьезным. Ситуация изменилась лишь после того, как 15 июня 1956 года Леннон познакомился с четырнадцатилетним Полом Маккартни - это, по сути, стало точкой отсчета творчества группы "Битлз".

О "битловском" периоде Леннона и самих "Битлз" уже написано много и достаточно подробно.

Если же говорить о его участии в группе, можно сказать, что, в принципе, он воспринимался большинством не собственно как Джон Леннон, а как Джон Битл: он хоть и писал большинство текстов к их песням, но его собственный голос звучал еще не столь отчетливо.

В 1966 г. "Битлз", уставшие от бесконечных гастролей и "битломании", объявили о прекращении концертной деятельности. В том же году Леннон, бродя по лондонским галереям искусств в перерывах между записями, познакомился с японской художницей - авангардисткой Йоко Оно.

С ЙОКО ОНО

В свое время и сам Джон и Йоко уверяли, что "Битлз" рано или поздно все равно бы распались, тем не менее в развале группы по сей день многие обвиняют именно Оно. По словам же Леннона, знакомство с ней и ее искусством вселило в него новые силы, он почувствовал, что стал слишком спокойным и обыкновенным. И твердо решил покинуть "Битлз".

В тот период все четче начинает вырисовываться его социальная позиция. В 1966 г. Леннон снялся в антивоенном фильме "Как я выиграл войну", в 1967-м - записал песню "Все, что вам нужно, - это любовь", а год спустя - "Революция". Этот период был насыщен самыми разными и порой противоречивыми событиями.

Посудите сами: Джон и Йоко выпускают пластинку "Два девственника", на обложке которой они изображены совершенно голыми, но вслед за ней появляется запись песни "Дайте миру шанс", ставшей гимном антивоенного движения.

В октябре 1968 года их арестовывает полиция за курение индийской конопли, и в этом же году Леннон возвращает английской королеве подаренный когда-то ему как участнику "Битлз" орден "Эм Би Ай" ("Орден Британской империи") в знак протеста против причастности Великобритании к событиям в Нигерии - Биафре и против британской помощи США во Вьетнаме. Во время свадебного путешествия супруги устроили так называемую "демонстрацию за мир в постели".

Вот как это описывал сам Джон: "Мы были в отеле "Хилтон" в Амстердаме. В нашу комнату набилось человек 50 или 60 газетчиков, они все ожидали, что мы будем заниматься любовью во имя мира у них на глазах. Но мы просто сидели на кровати в пижамах и повторяли: "Мир тебе, брат".

В 1971 г. Леннон переезжает в Нью-Йорк, где сближается с левацкими группировками. За ним начинает следить ФБР, власти, почувствовав, кого они приобрели в лице "экс-битла", долго отказывают Джону в так называемой "зеленой карточке", дающей право на проживание в США, свободный въезд и выезд из страны.

Леннон активно включается в борьбу, сражается с властями не только за визу, но и за права женщин, американских индейцев и негров, посвящает песни патриотам Северной Ирландии, Анджеле Дэвис.

9 октября 1975 г. у супругов родился сын - Шон, и Леннон практически исчез со сцены, все свое время и силы посвящая воспитанию ребенка. Лишь спустя 5 лет Джон приступил к записи нового альбома "Двойная фантазия". Работа шла на редкость удачно, Джон был полон сил и энергии. Но... Поздним вечером 8 декабря 1980 года Джон Леннон, как обычно, возвращался из студии в отель "Дакота", где жил. Когда он уже поднимался по ступенькам, его окликнули. Леннон обернулся, и в эту секунду раздались 5 выстрелов. Долго, слишком долго ждали машину "скорой помощи". Джон Леннон умер на руках Йоко по пути в больницу. Убийцей оказался психически ненормальный тип, страдавший манией величия.

КТО ЖЕ ОН: ИКОНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК?

Каждый год тысячи молодых и не очень молодых людей приходят в один из уголков Центрального парка в Нью-Йорке под названием "Земляничные поляны" (название сиротского дома в Ливерпуле, а также одной из песен Джона), чтобы почтить память музыканта.

Вот именно против подобного преклонения и направлена, по словам ее автора, книга "Жизни Джона Леннона", о которой говорилось в начале статьи. Хорошо, Голдману не нравился Джон Леннон, но зачем писать неправду - этим вопросом задались такие крупные журналы, как "Роллинг стоун" и "Ньюсуик", проведшие самостоятельные расследования.

Оказалось, что Альберт Голдман не обращался за информацией ни к Маккартни, ни к Харрисону, ни к Старру, ни к Йоко или к кому бы то ни было из близких друзей Леннона. Абсолютно все его информаторы более чем подозрительны, один из них даже обвинялся в свое время в краже дневников Джона. Кроме того, книга пестрит всевозможными неточностями и фактическими ошибками.

Возникает вопрос: почему судьба человека, который не являлся ни большим политиком, ни главой государства, а был всего лишь певцом и музыкантом, до сих пор является объектом всеобщего внимания?

Видимо, потому, что Джон Леннон - это целая эпоха 60-х, ее культура, ее смысл. Это для одних. Для других он, как в случае с Голдманом, - это скопище пороков.

Где же правда? "А правда - это его музыка. Идите и послушайте его песни, - заканчивает статью "Ньюсуик". - Человек, который давно уже не может говорить от своего имени, продолжает петь..."

В научном мире весьма распространены споры, и археология не является исключением. Зачастую археологические находки предоставляют массу противоречий, и вокруг них разгораются нешуточные научные споры.
О таких удивительных археологических артефактах и пойдёт речь в этом обзоре.

1. Бюст Нефертити

С того момента, как бюст Нефертити был найден в Египте немецкими археологами в 1912 году идут многочисленные споры по поводу его возвращения в Египет и даже его подлинности. Сегодня бюст хранится в Берлине, но даже более столетия спустя споры не утихают.

2. Испанский холм



Данный холм находится в Пенсильвании и является предметом дискуссий среди историков и археологов в течение уже длительного времени. Противоречия, как правило, касаются происхождения структур и насыпей, найденных на холме. Но даже происхождение названия на самом деле неизвестно.

3. Храм в Тикале



Споры вокруг этого 33-метрового пирамидального храма майя ведутся не насчет его происхождения и цели. Дискуссии вызывает тот факт, что археологи решили демонтировать конструкцию, чтобы раскопать более ранние слои построек на этом месте.

4. Кодекс Гролье



Это книга майя доколумбовой эпохи впервые появилась в частной коллекции в Нью-Йорке в XX веке. С тех пор, однако, ее подлинность уже не раз была оспорена археологами.

5. Охота за сокровищами



Это еще одна область, которая делит археологов на 2 лагеря. Археология на самом деле во многом обязана своим происхождением охотникам за сокровищами, но сегодня подобная практика осуждается все большим числом стран с целью сохранения археологических памятников.

6. Карта Пири Реиса



Данная карта была составлена османским адмиралом Пири Реисом в 1513 году. Она якобы представляет собой копию одной из карт Христофора Колумба и является источником национальной гордости Турции. Основной предмет противоречий - ее потрясающая точность, особенно в отношении нового мира и побережья Антарктики.

7. Багдадская батарея



Это название целого ряда артефактов, обнаруженных в 1930 году в Ираке. Сосуды были затронуты коррозией и археологи сочли, что они, вероятно, использовались для хранения уксуса или вина. Однако, позже была выдвинута гипотеза, что сосуды использовались в качестве гальванических элементов, чтобы покрывать золото серебром. Хотя было доказано, что подобное возможно, и сосуды действительно могли быть батарейками, споры относительно их назначения продолжаются.

8. Череп № 5



Это один из пяти черепов, обнаруженных в Дманиси, Грузия. Его необычные размеры заставили ряд археологов полагать, что была открыта ранняя форма человека прямоходящего.

9. Цилиндр Кира



Древний цилиндр, покрытый аккадской клинописью, был обнаружен в 1879 году на территории современного Ирака. Текст на нем был написан от имени персидского царя из династии Ахеменидов Кира Великого. Некоторые ученые рассматривают его как подтверждение репатриации евреев, в то время как другие считают его самой древней хартией прав человека.

10. Атлантида



В течение последних десятилетий разговоры относительно существования затонувшего города в значительной степени подутихли. Однако, не прекращаются споры относительно того, что послужило вдохновением Платона, который упоминал легендарную Атлантиду в своих произведениях.

11. Стоунхендж



Стоунхендж был построен культурой, которая не оставила после себя никаких письменных записей. Стоит ли говорить, сколько существует теорий относительно реального предназначения этого места и того, кем оно было построено.

12. Монте-Верде, Чили



Археологические раскопки Монте-Верде в Чили и возраст этого археологического памятника (14,5 тысяч лет) заставило многих археологов полагать, что люди поселились в Америке раньше, чем считалось до этого. Неудивительно, что лагерь археологов разделился в своих теориях.

13. Пещера Сандия



Возможно, это одна из самых спорных археологических находок в истории Соединенных Штатов. Данная пещера в Нью-Мексико была раскопана Фрэнком Хиббеном в 1930-х - 1940-х годах. Многие из его выводов стали основным источником противоречий в археологических кругах даже сегодня, особенно те, которые касаются идеи, что люди заселили Северную Америку гораздо раньше, чем считалось ранее.

14. Линии Наска



Эти известные геоглифы стали почти синонимом Перу. Спор здесь на самом деле не касается того, как их создали (хотя и это неизвестно), а относительно того, зачем это сделали. Прения продолжаются по сей день.

15. Скала Белого Шамана



Найденная в Техасе, эта 7-метровая наскальная картина возрастом 4000 лет привела к множеству спекуляций и споров относительно ее цели и смысла. Теории включают в себя все, начиная от предварительных военных ритуалов, и заканчивая древними религиозными церемониями.

Завтра будет отмечать 75-летие почетный гражданин Тольятти Владимир Каданников – человек, сыгравший одну из ключевых ролей в жизненной драме под названием «История АВТОВАЗа». До сих пор не утихают споры по поводу того, чего же при нем было больше – хорошего (сохранили завод в смутное постсоветское время) или плохого (бандиты ходили по конвейеру, да и Березовский высасывал столько, сколько хотел), однако можно смело говорить, что это знаковая фигура не только для завода, но и для всего города.

Уроженец Горького начал трудиться с 15 лет, начав с разнорабочего и ученика слесаря, а получив высшее образование, переехал в наш город, где прошел путь от заместителя начальника цеха крупной штамповки до гендиректора ВАЗа и обладателя звания Героя Социалистического Труда. При нем наращивалось серийное производство популярных моделей, успешно прошел процесс акционирования предприятия, а в 1996 году Владимир Васильевич даже успел несколько месяцев побыть первым заместителем председателя правительства России, правда, потом снова вернулся в Тольятти. При нем на ВАЗе выпустили 4 миллиона 736 тысяч автомобилей – больше было только при Анатолии Житкове.

– Какие воспоминания у вас остались о Каданникове? – с этого вопроса началась наша беседа с ветераном автозавода Юрием Целиковым.

– Я его назвал вождем ВАЗа в экстремальный период. Доля Каданникову досталась нелегкая (чего стоит только распад СССР и соцлагеря), но он справился удовлетворительно. Удержать завод на плаву удалось при поддержке возглавлявшего в те годы аналитическую группу Виктора Полякова. Если бы Каданников еще ввел его в совет директоров, то, может, и не попал бы завод в зависимость от «ЛогоВАЗа». Березовский непрерывно крутился вокруг Полякова, но тот дистанцировался, понимая, с кем имеет дело. А Каданников сошелся с этим олигархом в законе, сумев тем самым многократно увеличить свое личное состояние. Зато теперь он живет на вилле в Сан-Ремо и, видимо, там, в Италии, будет отмечать грядущий юбилей.

– То есть, думаете, все у него хорошо и душа не болит?

– Как там говорят? С волками жить – по волчьи выть. Так вот, он эти звуки издавать научился. Думаю, что он тоскует, причем сильно. Все-таки отдал всю сознательную жизнь заводу, но впечатление о себе оставил двойственное. Он ведь даже приезжать в Тольятти стесняется теперь…

– Такой стеснительный?

– Ну совесть-то есть. Он ведь после того как от дел отошел, очень долго вообще ситуацию на ВАЗе не комментировал. Однако когда началась кадровая чехарда в руководстве, несколько раз осторожно высказался, стараясь не упоминать о причинах рейдерского наезда госслужб на ВАЗ. Видимо, опасается, да и пример Ходорковского перед глазами.

– Был ли, на ваш взгляд, ошибкой его уход в правительство России?

– Он правильно сделал, что отказался от поста председателя, поддержав Гайдара, однако на пост первого зама все-таки согласился, полагая, что спасет все машиностроение. Недооценил, что в правительстве есть мощные силы, у которых «западное» мозговое полушарие работает сильнее «восточного». В общем, долго он там не продержался.

– А к Ельцину был Каданников приближен? Может, через того же Березовского…

– Приблизился на достаточно близкое расстояние и даже был советником у первого президента России. А вы не помните, что Каданников помог издать мемуары Ельцина?

– Нет. На свои деньги?

– На заводские, конечно. Еще Каданников помогал губернатору Санкт-Петербурга Собчаку и в те же 90-е годы познакомился с Владимиром Путиным. Ходят слухи, что когда-то нынешний президент России даже помогал Каданникову в организации некоторых мероприятий по указанию Собчака. Возможно, именно это являлось причиной того, что, став президентом, Владимир Владимирович долгое время не приезжал в Тольятти.

– Не хотел вспоминать, что в свое время был у кого-то в подчинении?

– Не исключено.

– Сами-то вы когда с Каданниковым познакомились?

– Однажды пришлось заниматься строительством цеха по изготовлению тары для нужд ВАЗа в белозерской тюрьме. Он начал работать, но неожиданно встал, так как скопилось огромное количество невывезенных древесных отходов. Сложность была в том, что машины загружали вручную заключенные и каждая проходила длинную и муторную процедуру проверки. Каданников тогда сказал Зибареву: «Целиков строил цех? Пусть Целиков и расхлебывает эту кашу!» И я придумал, как вывезти отходы. Мы закрыли всех заключенных на четыре часа в казармах и организовали «зеленую улицу», чтобы можно было выезжать без досмотра. Каданников тогда не поверил, что это можно сделать, и приехал в тюрьму на своей новой «тройке» – самой «крутой» по тем временам машине. Тогда мы и познакомились близко.

– С тех пор часто общались?

– Он меня ведь однажды даже спас. Дело было в бане дворца спорта, где Каданников отдыхал в компании двух вице-президентов. Так вот, один из них высказался за то, чтобы гнать меня с завода в три шеи, а Каданников ответил: «Это себе дороже встанет. Он на вас еще не написал эпиграмму? Запомните, от него пользы больше, чем вреда». С того момента ко мне долго никто не приставал.