Казанский национальный исследовательский университет им туполева. Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева

Лицензия: Серия А № 283523, рег. №9843 от 21 января 2008 г.
Свидетельство о госакредитации: Серия А, № 001152, рег. №9843 от 7 марта 2008 г.

Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева , бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году. 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета.

Университет готовит специалистов по следующим специальностям:

  • Институт авиации, наземного транспорта и энергетики
    • Материаловедение и технология материалов
    • Энергетика теплотехнологий
    • Двигатели внутреннего сгорания
    • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
    • Технология машиностроения
    • Оборудование и технология сварочного производства
    • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
    • Самолето- и вертолетостроение
    • Авиационные двигатели и энергетические установки
    • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
    • Ракетные двигатели
    • Теплофизика
    • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
    • Автомобили и автомобильное хозяйство
    • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
    • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
    • Защита в чрезвычайных ситуациях
    • Менеджмент высоких технологий
    • Системы автоматизированного проектирования
  • Физико-математический факультет
    • Физическая электроника
    • Физика
  • Факультет автоматики и электронного приборостроения
    • Стандартизация и сертификация
    • Электрооборудование автомобилей и тракторов
    • Электрооборудование летательных аппаратов
    • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
    • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
    • Приборостроение
    • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
    • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
    • Оптико-электронные приборы и системы
    • Управление и информатика в технических системах
    • Инженерная защита окружающей среды
    • Управление качеством
  • Факультет технической кибернетики и информатики
    • Прикладная математика и информатика
    • Информационные системы (по каф. АСОиУ)
    • Организация и технология защиты информации
    • Комплексная защита объектов информации
    • Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
    • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
    • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
    • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
    • Автоматизированные системы обработки информации и управления
    • Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
    • Проектирование и технология электронных средств
    • Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
  • Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ)
    • Технология и предпринимательство
    • Физика и техника оптической связи
    • Радиотехника
    • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
    • Нанотехнологии в электронике
    • Многоканальные телекоммуникационные системы
    • Средства связи с подвижными объектами
    • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
    • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
    • Радиоэлектронные системы
  • Инженерно-экономический институт
    • Менеджмент
    • Экономика
    • Коммерция (торговое дело)
    • Менеджмент организации
    • Прикладная информатика (в экономике)
  • Институт социальных технологий
    • Менеджмент организации
    • Связи с общественностью
  • Институт бизнеса и инновационных технологий
    • Юриспруденция
    • Мировая экономика
    • Психология
    • Управление персоналом

Электроника, радиотехника и системы связ

Информатика и вычислительная техника

Экономика и управление

Авиационная и ракетно-космическая техник

Формы обучения

72|2|27

Уровни образования

16

Приемная комиссия КНИТУ-КАИ

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 17:00

Последние отзывы КНИТУ-КАИ

Стас Иванов 01:21 21.02.2016

Учусь в ИЭУиСТ на очном отделении, а также поступил в ВШТМ (школа второго высшего образования) на заочное, специальность менеджмент. Все очень нравится, особенно практика, частые мастер-классы и публичные выступления ведущих экономистов и маркетологов. Всем рекомендую. Не считаю, что нужно переплачивать деньги в КФУ, образование в ИЭУиСТ даже лучше, индивидуальный подход к каждому студенту.

Анонимный отзыв 15:34 11.01.2016

Учусь на втором курсе в ИЭУиСТ. Поступила изначально на очное отделение. В первые 3 месяца уже разочаровалась,что выбрала именно его. Пары неоднократно отменялись, некоторые преподаватели узнавали,что должны вести у нас пары,спустя месяц. Со второго перевелась на заочное отделение,т.к. сделала вывод,что на очном-лишняя трата денег. Да и тут не лучше. Мало того, что обещали сессию в октябре, расписания не составили до сих пор, а уже январь! Такого наплевательского отношения, по моим опросам, ...

Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

Филиалы КНИТУ-КАИ

Лицензия

№ 02096 действует Бессрочно с 20.04.2016

Аккредитация

Нет данных

Результаты мониторинга Минобрнауки для КНИТУ-КАИ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 6 баллов) 6 7 7 7 6
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 68.03 66.84 64.99 61.14 64.94
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 73.51 71.49 68.61 63.78 68.24
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 57.79 59.30 58.60 56.66 60.67
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 52.02 46.41 48.99 45.93 46.31
Количество студентов 9630 9842 9583 9804 10225
Очное отделение 6902 7105 6870 7185 7287
Очно-заочное отделение 170 204 322 426 636
Заочное отделение 2558 2533 2391 2193 2302
Все данные

(КНИТУ-КАИ )
Оригинальное название

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Международное название
Прежние названия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год основания
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реорганизован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год реорганизации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Целевой капитал
Ректор

Гильмутдинов Альберт Харисович

Президент

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Директор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Студенты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Иностранные студенты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Бакалавриат

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Специалитет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Магистратура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Аспирантура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Докторантура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Доктора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Преподаватели

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Цвета

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение

Россия 22x20px Россия : Казань

Метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кампус

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Юридический адрес

420111, Казань ул. К. Маркса, 10

Сайт
Логотип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Координаты : К:Учебные заведения, основанные в 1932 году

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

История

5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт . Ему было передано здание бывшей первой Казанской гимназии .

В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев , Г. С. Жирицкий.

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).

В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор - Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

Рейтинги

Структура

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

Университет готовит специалистов и бакалавров по следующим специальностям:

Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (1 институт)

  • Материаловедение и технология материалов
  • Энергетика теплотехнологий
  • Двигатели внутреннего сгорания
  • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
  • Технология машиностроения
  • Оборудование и технология сварочного производства
  • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
  • Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
  • Самолёто- и вертолётостроение
  • Авиационные двигатели и энергетические установки
  • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
  • Ракетные двигатели
  • Теплофизика
  • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
  • Автомобили и автомобильное хозяйство
  • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Защита в чрезвычайных ситуациях
  • Менеджмент высоких технологий
  • Системы автоматизированного проектирования

Физико-математический факультет (ФМФ) (2 факультет)

  • Техническая физика
  • Наноинженерия
  • Лазерные технологии

Институт автоматики и электронного приборостроения (3 институт)

  • Стандартизация и сертификация
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов
  • Электрооборудование летательных аппаратов
  • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
  • Приборостроение
  • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • Оптико-электронные приборы и системы
  • Управление и информатика в технических системах
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Управление качеством

Институт компьютерных технологий и защиты информации (4 институт)

  • Прикладная математика и информатика
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОИУ, КС, ПМИ, САПР)
  • Информационные системы и технологии (по каф. АСОИУ, ДПУ)
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Прикладная информатика
  • Конструирование и технология электронных средств

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (5 институт)

  • Технология и предпринимательство
  • Физика и техника оптической связи
  • Радиотехника
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
  • Нанотехнологии в электронике
  • Многоканальные телекоммуникационные системы
  • Средства связи с подвижными объектами
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
  • Радиоэлектронные системы

Институт экономики, управления и социальных технологий (6 институт)

  • Экономика
  • Менеджмент
  • Торговое дело
  • Реклама и связи с общественностью
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция

Отделение СПО ИКТиЗИ - Колледж информационных технологий - организован в 2007 году.

Напишите отзыв о статье "Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Я была очень расстроена и очень счастлива одновременно!.. Это было впервые, когда я встретила другого малыша, у которого имелся похожий дар... И я дала себе слово не успокоиться, пока не удастся убедить эту «несправедливую» и несчастную маму, каким по-настоящему огромным чудом являлся её малыш... У него, как и у каждого из нас, должно было оставаться право свободного выбора, и его мама не имела права это у него отнимать... Во всяком случае, до тех пор, когда он сам начнёт что-то понимать.
Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс:
– Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала...
И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас...
Удобно устроившись на его любимом диване, мы говорили очень долго... И как же сильно меня обрадовало и удивило то, что, по мере того, как я рассказывала ему о своих невероятных приключениях, папино лицо всё больше и больше светлело!.. Я поняла, что вся моя «невероятная» история его не только не пугает, а наоборот, почему-то делает очень счастливым...
– Я всегда знал, что ты у меня будешь особенной, Светленькая... – когда я закончила, очень серьёзно сказал папа. – Я тобой горжусь. Могу ли я чем-то тебе помочь?
Я была настолько потрясена происшедшим, что ни с того, ни с сего, разревелась навзрыд... Папа баюкал меня в своих руках, как маленького ребёнка, тихонечко что-то нашёптывая, а я, от счастья, что он меня понял, ничего не слышала, только понимала, что все мои ненавистные «тайны» уже позади, и теперь уж точно всё будет хорошо...
Я написала об этом дне рождения потому, что он оставил в моей душе глубокий след чего-то очень важного и очень доброго, без чего мой рассказ о себе наверняка оказался бы неполным...
На следующий день всё снова казалось обычным и каждодневным, как будто и не было вчера того невероятно счастливого дня рождения...
Привычные школьные и домашние заботы почти полностью загружали отпущенные сутками часы, а что оставалось – как всегда, было моим самым любимым временем, и использовать его я старалась очень «экономно», чтобы как можно больше полезного узнать, и как можно больше «необычного» в себе и во всём окружающем отыскать...
К «одарённому» соседскому мальчику меня, естественно, не подпускали, объясняя тем, что малыш простыл, но как я чуть позже узнала от его старшего брата, мальчик чувствовал себя совершенно прекрасно, и «болел» видимо только для меня...
Было очень жаль, что его мать, которая наверняка прошла в своё время достаточно «тернистый» путь того же самого «необычного», категорически не желала принять от меня никакую помощь, и старалась всячески оградить от меня своего милого, талантливого сынишку. Но это, опять-таки, был лишь один из множества тех горьких и обидных моментов моей жизни, когда никто не нуждался в предлагаемой мною помощи, и таких «моментов» я теперь уже старалась как можно тщательнее избегать... Опять же – людям невозможно было что-то доказать, если они не хотели этого принимать. А доказывать свою правду «с огнём и мечом» я никогда не считала правильным, поэтому предпочитала оставлять всё на самотёк до того момента, когда человек придёт ко мне сам и попросит ему помочь.
От своих школьных подружек я снова чуточку отдалилась, так как в последнее время у них появились почти что постоянно одни и те же разговоры – какие мальчишки им больше всего нравятся, и как можно было бы одного или другого «заполучить»... Откровенно говоря, я никак не могла понять, чем это так сильно их тогда привлекало, что они могли безжалостно тратить на это такие дорогие нам всем свободные часы, и при том находиться в совершенно восторженном состоянии от всего, друг другу сказанного или услышанного. Видимо, я для всей этой сложной эпопеи «мальчишки-девчонки» была почему-то пока ещё совершенно и полностью не готова, за что и получила от своих подружек злое прозвище – «гордячка»... Хотя, думаю, что именно гордячкой-то я никак не была... А просто девчонок бесило, что я отказывалась от предлагаемых ими «мероприятий», по той простой причине, что меня честно это пока ещё никак не интересовало, а выбрасывать своё свободное время напрасно я не видела никакой серьёзной на то причины. Но естественно, моим школьным товарищам такое моё поведение никоим образом не нравилось, так как оно, опять же, выделяло меня из общей толпы и делало другой, не такой, как все остальные, что, по мнению ребят, было по школьному «противочеловечно»...
Вот так, опять наполовину «отверженной» школьными друзьями и подружками, проходили мои зимние дни, что меня больше уже ничуть не огорчало, так как, поволновавшись из-за наших «взаимоотношений» несколько лет, я увидела, что, в конечном итоге, в этом нет никакого смысла, так как каждый живёт так, как считает нужным, ну, а что из нас получится позже – это уже, опять же, частная проблема каждого из нас. И никто не мог меня заставить праздно тратить моё «ценное» время на пустые разговоры, когда я предпочитала его проводить, читая интереснейшие книги, гуляя по «этажам» или даже катаясь по зимним тропинкам на Пурге...
Папа, после моего честного рассказа о моих «приключениях», почему-то вдруг (к моей огромной радости!!!) перестал считать меня «малым ребёнком» и неожиданно открыл мне доступ ко всем своим раннее не разрешённым книгам, что ещё больше привязало меня к «одиночеству дома» и, совмещая такую жизнь с бабушкиными пирогами, я чувствовала себя абсолютно счастливой и уж точно никоим образом не одинокой...
Но, как это было и раньше, долго спокойно заниматься моим любимым чтением мне было явно «противопоказано», так как, уже почти что в обязательном порядке, что-то «неординарное» обязательно должно было произойти... Так и в тот вечер, когда я спокойно читала новую книжку, с наслаждением хрустя только что испечёнными вишнёвыми пирожками, неожиданно появилась взвинченно-взьерошенная Стелла и безапелляционным голосом заявила:
– Как хорошо, что я тебя нашла – ты должна сейчас же со мной пойти!..
– А что такое случилось?.. Пойти куда? – удивившись такой необычной спешке, спросила я.
– К Марии, там Дин погиб... Ну, давай же!!! – нетерпеливо крикнула подружка.
Я сразу же вспомнила маленькую, черноглазую Марию, у которой был один-единственный друг – её верный Дин...
– Уже иду! – всполошилась я и быстро кинулась за Стеллой на «этажи»...

Нас опять встретил тот же хмурый, зловещий пейзаж, на который я уже почти не обращала внимания, так как он, как и всё остальное, после стольких хождений в Нижний Астрал, стал для нас почти что привычным, насколько можно было привыкнуть к такому вообще...
Мы быстренько осмотрелись вокруг, и тут же увидели Марию...
Малышка, сгорбившись, сидела прямо на земле, совершенно поникшая, не видя и не слыша ничего вокруг, и только ласково гладила замёрзшей ладошкой мохнатое, неподвижное тело «ушедшего» друга, как бы пытаясь этим его разбудить... Суровые, и горькие, совсем не детские слёзы ручейками струились из её грустных, потухших глаз, и, вспыхивая блестящими искорками, исчезали в сухой траве, орошая её на мгновение чистым, живым дождём... Казалось, весь этот и без того уже достаточно жестокий мир стал для Марии теперь ещё более холодным и ещё более чужим... Она осталась совсем одна, такая удивительно хрупкая в своей глубокой печали, и некому больше было её ни утешить, ни приласкать, ни хотя бы просто по-дружески защитить... А рядом с ней, огромным, неподвижным бугром лежал её лучший друг, её верный Дин... Она жалась к его мягкой, мохнатой спине, бессознательно отказываясь признавать его смерть. И упорно не желала его покидать, как будто зная, что даже сейчас, после смерти, он всё ещё также верно её любил и также искренне оберегал... Ей очень не хватало его тепла, его сильной «мохнатой» поддержки, и того привычного, надёжного, «их мирка», в котором обитали только лишь они вдвоём... Но Дин молчал, упорно не желая просыпаться... А вокруг него шныряли какие-то маленькие, зубастые существа, которые так и норовили ухватить хотя бы малый кусок его волосатой «плоти»... В начале Мария ещё пыталась отгонять их палкой, но, увидев, что нападавшие не обращали на неё никакого внимания, махнула на всё рукой... Здесь так же, как и на «твёрдой» Земле, существовал «закон сильного», но когда этот сильный погибал – те, кто не могли достать его живым, теперь же с удовольствием старались наверстать упущенное, «отведав» его энергетического тела хотя бы мёртвым...
От этой горестной картины у меня резко заныло сердце и по предательски защипало в глазах... Мне стало вдруг дико жаль эту чудесную, храбрую девчушку... И я не могла даже себе представить, как же сможет она, бедняжка, совсем одинокой, в этом страшном, зловещем мире, за себя постоять?!
Стеллины глаза тоже вдруг влажно заблестели – видимо, её посетили схожие мысли.
– Прости меня, Мария, как же погиб твой Дин? – наконец-то решилась спросить я.
Девчушка подняла на нас свою заплаканную мордашку, по-моему даже не понимая, о чём её спрашивают. Она была очень далеко... Возможно там, где её верный друг был ещё живой, где она не была такой одинокой, где всё было понятно и хорошо... И малышка никак не хотела сюда возвращаться. Сегодняшний мир был злым и опасным, а ей больше не на кого было опереться, и некому было её защищать... Наконец-то, глубоко вздохнув и геройски собрав свои эмоции в кулачок, Мария поведала нам грустную историю Дининой смерти...
– Я была с мамой, а мой добрый Дин, как всегда, нас стерёг... И тут вдруг откуда-то появился страшный человек. Он был очень нехороший. От него хотелось бежать, куда глаза глядят, только я никак не могла понять – почему... Он был таким же, как мы, даже красивым, просто очень неприятным. От него веяло жутью и смертью. И он всё время хохотал. А от этого хохота у нас с мамой стыла кровь... Он хотел забрать с собой маму, говорил, что она будет ему служить... А мама вырывалась, но он, конечно же, был намного сильнее... И тут Дин попробовал нас защитить, что раньше ему всегда удавалось. Только человек был наверняка каким-то особенным... Он швырнул в Дина странное оранжевое «пламя», которое невозможно было погасить... А когда, даже горящий, Дин попытался нас защитить – человек его убил голубой молнией, которая вдруг «полыхнула» из его руки. Вот так погиб мой Дин... И теперь я одна.
– А где же твоя мама? – спросила Стелла.
– Мама всё здесь же, – малышка смутилась.– Просто она очень часто злится... И теперь у нас нет защиты. Теперь мы совсем одни...
Мы со Стеллой переглянулись... Чувствовалось, что обоих одновременно посетила та же самая мысль – Светило!.. Он был сильным и добрым. Оставалось только надеяться, что у него возникнет желание помочь этой несчастной, одинокой девчушке, и стать её настоящим защитником хотя бы до тех пор, пока она вернётся в свой «хороший и добрый» мир...
– А где теперь этот страшный человек? Ты знаешь, куда он ушёл? – нетерпеливо спросила я. – И почему он не взял-таки с собой твою маму?
– Не знаю, наверное, он вернётся. Я не знаю, куда он пошёл, и я не знаю, кто он такой. Но он очень, очень злой... Почему он такой злой, девочки?
– Ну, это мы узнаем, обещаю тебе. А теперь – хотела бы ты увидеть хорошего человека? Он тоже здесь, но, в отличие от того «страшного», он и правда очень хороший. Он может быть твоим другом, пока ты здесь, если ты, конечно, этого захочешь. Друзья зовут его Светило.
– О, какое красивое имя! И доброе...
Мария понемножечку начала оживать, и когда мы предложили ей познакомиться с новым другом, она, хоть и не очень уверенно, но всё-таки согласилась. Перед нами появилась уже знакомая нам пещера, а из неё лился золотистый и тёплый солнечный свет.
– Ой, смотрите!.. Это же солнышко?!.. Оно совсем, как настоящее!.. А как оно попало сюда? – ошарашено уставилась на такую необычную для этого жуткого места красоту, малышка.
– Оно и есть настоящее, – улыбнулась Стелла. – Только его создали мы. Иди, посмотри!
Мария робко скользнула в пещеру, и тут же, как мы и ожидали, послышался восторженный визг...

технический университет имени А. Н. Туполева .

Бывший Казанский Авиационный Институт «КАИ», а ныне Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет им. Тупалева, был основан в марте 1932 года в соответствии с решением народного комитета тяжелой промышленности, а именно его главного управления в области авиапрома. Изначально ВУЗ располагался в здании бывшей гимназии и включал в себя два отделения, а именно: аэродинамический и самолетостроительный. Со временем на их базе был основан факультет самолетостроения.

С самого основания, в институте активно велась научная и исследовательская работы, в рамках которых Н.Г.Четаев основал «Научную школу общей механики». В последствии он был переведен в Москву на должность директора Института Механики Академии Наук Советского Союза.

В период с 1933 по 1939 года в конструкторском бюро Казанского Авиационного Института его специалистами были созданы модели одномоторных и двухмоторных летательных аппаратов, на которых в свое время были установлены официальные рекорды. В послевоенные годы в институте была основана кафедра реактивных двигателей, которая на тот момент являлась уникальной и единственной в своем роде среди всех советских ВУЗов. Одним из первых преподавателей на ней стал Сергей Павлович Королев. С развитием отечественной авиационной промышленности в КАИ появляются факультеты авиационного приборостроения и радиотехники. Последний стал в будущем крупнейшим во всем институте.

В 1991 году в Казанском Авиационном Институте появляется экономический факультет финансов и управления. А уже на следующий год он превращается в КГТУ (Казанский Государственный Технический Университет). С этого момента в ВУЗе стремительно увеличивают число специальностей и направлений подготовки будущих специалистов. Создается Центр Непрерывного Образования, основывается гуманитарный факультет. В последствии, в 2000году был так же организован физико-математический, а в 2003 – экономико-правовой факультеты.

На сегодняшний день Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени Тупалева включает в свою структуру восемь факультетов, на которых производится подготовка специалистов в общей сложности, по 70 специальностям. Кроме того в 2007 году на базе Университета был организован Колледж Информационных Технологий, а так же существует центр (КУИМЦ) для студентов, имеющих ограниченный слух.

В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.

Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ .
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.

Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.

Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).

Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.

В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.