Кто изобрел салют? История фейерверка Кто создал фейерверк.

Фейерверк - это декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета. Это огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр; часто сопровождаются звуковыми эффектами. Какой праздник обойдется без фейерверка?

Виды фейерверков

Наземные фейерверки

Наземным называется фейерверк высотой не более 7 метров. К такому фейерверку относятся огненные надписи, фонтаны, статические и динамические пиротехнические фигуры: огненные колёса, вертушки, мельницы, огненные водопады и др. Наземный фейерверк является неотъемлемой частью пиротехнического шоу. Демонстрация наземного фейерверка производится как на больших, так и на маленьких площадях.

Нижний уровень

Высота салюта нижнего уровня достигает 30-40 метров. Используются изделия калибра 10, 20, 30, 50 мм. К ним относятся бытовые фейерверочные изделия, римские свечи, батареи салютов. Особенно актуален в тех местах, где проведение фейерверка среднего и высотного уровня невозможно по правилам техники безопасности (радиус опасной зоны).

Средний уровень

Высота салюта среднего уровня достигает 70 метров. Используются профессиональные фейерверочные изделия калибра 50, 60, 75 мм. Великолепное зрелище раскрывающихся над головой разноцветных сфер, состоящих из множества эффектов (красные пионы, золотые ивы, мерцающие звёздочки и т.д.).

Высотный уровень

Высота салюта высотного уровня от 70 до 350 метров. Используются профессиональные фейерверочные изделия калибра 100, 125, 150, 195, 310 мм. Потрясающей красоты зрелище раскрывающихся высоко в небе разноцветных сфер, состоящих из множества эффектов (золотые ивы, красные пионы, мерцающие звёзды). Такой салют никого не оставит равнодушным.

Дневные фейерверки

Дневной фейерверк проводится в светлое время суток. Состоит из цветных дымов, салютов с парашютами и звуковых эффектов. Так же используются наземные фейерверки: огнепады, мельницы, фонтаны, надписи. Такой фейерверк украсит как взрослый, так и детский праздник.

Фейерверк для помещений

Для помещений используются малодымные профессиональные фейерверочные изделия: фонтаны от 50 см до 2 метров, вспышки от 2 до 4 метров, огненные водопады от 2 до 5 метров. Огненная надпись или логотип, дорожка из фонтанов. При проведении фейерверка в помещении особое внимание уделяется соблюдению технике безопасности.

Виды пиротехнических изделий

Хлопушки

Представляют собой корпус из бумаги или пластмассы в виде цилиндра, конуса, бутылочки, конфеты и т.д. с внутренними разделительными прокладками, с выходящей из донышка петлей шнурка. При рывке за шнурок, воспламеняется чувствительный к трению пиротехнический состав, и начинка хлопушки (бумажные конфетти, серпантин, различные сувениры), выбрасывается.

Хлопушку следует крепко держать на вытянутой руке под углом 30-45 градусов шнуром вниз, а другой рукой резко дернуть за шнурок. Настольные хлопушки устанавливаются вертикально, воспламеняются от фитиля, расположенного у основания. Такие хлопушки следует ставить на негорючую подставку, например тарелку, и не располагать под осветительными лампами.

Петарды

Это бумажная гильза, заглушенная с одной стороны, а с другой стороны к шлаговому составу через другую заглушку подводится виско (фитиль) или медленно горящий пиротехнический состав с терочной воспламенительной головкой. При воспламенении шлагового состава петарда разрывается с оглушительным хлопком. Существуют оригинальные петарды с комбинированными эффектами - перед хлопком петарда может вращаться, прыгать, разбрасывать искры, взлетать вверх.

Существует два вида петард:

Петарды с терочной головкой. Они поджигаются как спички: стоит только чиркнуть терочной головкой о спичечный коробок. У фитильных петард поджигается торчащий наружу фитиль.

Фитильные петарды. Выпускаются как в виде отдельных петард, так и в виде связок от десяти до нескольких тысяч штук. Длинные связки расстилаются на земле в виде ленты. Связка поджигается с одного конца, и далее раздается непрерывный треск последовательно разрывающихся петард.

Бенгальские свечи

Бенгальские свечи, часто их называют просто "Бенгальские огни", один из самых распространенных фейерверков. Бенгальская свеча металлический стержень, часть которого покрыта искристым составом. Некоторые свечи имеют головку с воспламенительным составом, облегчающим воспламенение свечи. При горении свеча разбрасывает серебристые искры. Цветные бенгальские свечи горят, образуя еще и небольшой факел красного, зеленого или желтого цвета. Качественная бенгальская свеча должна поджигаться от одной спички, не гаснуть при горении и не ронять на пол горячие шлаки, образующиеся в процессе горения.

В зависимости от применяемого состава бенгальская свеча может иметь черный, серый или серебристый оттенок. Размеры бенгальских свечей от 150 до 650 мм, а время горения от 30 секунд до 5 минут. Самые крупные свечи рекомендуется использовать только в больших помещениях или залах. Любую бенгальскую свечу можно держать в руке за открытую часть под углом 30-45 градусов. Цветные бенгальские свечи следует применять только на открытом воздухе из-за присутствия агрессивных окислов в продуктах горения.

Римские свечи

Римская свеча - длинная картонная гильза, заполненная последовательно в несколько слоев блоками начинки. Блок начинки состоит из дымного пороха, пироэлемента и промежуточного замедлительного состава. В верхней части трубки размещается фитиль. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх на высоту до 50 метров цветные пироэлементы (звезды) (чаще всего от 4 до 25 шт.). Самые популярные свечи выстреливают небольшое количество звезд, но зато они производят необыкновенно интересные световые и звуковые эффекты.

Римские свечи не рекомендуется держать в руке из-за возможности разрушения оболочки или донной части свечи, что может привести к получению ожогов. Римскую свечу необходимо устанавливать вертикально фитилем вверх и надежно закреплять. Для этого свечу следует крепко привязать к колышку, вбитому в землю, либо воткнуть в металлическую трубу, грунт или плотный снег не менее чем на 1/3 длины свечи.

Салюты

В нашей стране под этим термином подразумевается фейерверк, проводимый с использованием фейерверочных изделий высотного уровня. Также салютом называется бумажная или металлическая гильза, выстреливающая на высоту до 30 метров.

Салюты бывают двух видов: одиночные и перезаряжаемые. Первые имеют вид невысокой трубки на подставке, для использования такого салюта достаточно поставить его на ровное место, поджечь и удалиться. Перезаряжаемые салюты - это комплект из пусковой трубки и нескольких высотных зарядов в виде шариков. Для использования необходимо поставить пусковую трубку на ровное место, опустить в нее заряд, поджечь и отойти.

Батарея салютов содержит несколько десятков гильз с разными эффектами. Поджигается батарея от одного фитиля. Эффекты могут быть самые разнообразные. При работе одной батареи салютов получается непродолжительный, но интенсивный фейерверк, поэтому лучше зажигать их несколько подряд. Салюты следует устанавливать на твердую ровную поверхность. Батареи салютов с небольшим числом стволов следует присыпать у основания землей или плотным снегом, чтобы избежать опрокидывания при стрельбе. По этой же причине не рекомендуется ставить такие батареи на лед.

Суперсалюты - это батареи салютов повышенной мощности и с особой красочностью эффектов. Правила использование те же, что и для обычных батарей салютов, но с повышенным расстоянием до безопасной зоны.

Фонтаны, вулканы, контурные свечи

Фонтан - это фейерверочное изделие, состоящее из прочной бумаги или металлической гильзы, наполненной быстрогорящим фейерверочным составом с форсовым эффектом. Поджигается в верхней части, во время горения фонтан через шейку (сопло) выбрасывает на различную высоту в зависимости от калибра и конструкции сноп блестящих или цветных искр. Извержение искр может сопровождаться свистом, треском, выбросом огненных шаров. Горят фонтаны от нескольких секунд до 2-3 минут. Существуют фонтаны со специальными световыми и звуковыми эффектами. Большинство фонтанов можно применять только на открытом воздухе.

Для помещений и закрытых сценических площадок выпускаются специальные малодымные настольные и концертные фонтаны. Из фонтанов выполняются огненные дорожки и различные фигуры.


Вулканы
изготавливаются в виде конуса. В процессе горения площадь горящего состава вулкана растет и соответственно растет высота потока выбрасываемых искр.

Контурные свечи - это фейерверочное изделие, представляющее собой тонкостенную бумажную гильзу, набитую медленногорящим цветопламенным фейерверочным составом, или стержень из медленно горящего цветопламенного состава, с воспламенительным составом в верхней своей части. Контурная свеча при горении образует яркое, насыщенное цветное пламя. Вся группа свечей, образующая надпись или рисунок воспламеняется с помощью стопинового привода (пучок хлопчатобумажных нитей, пропитанных калиевой селитрой и обмазанный снаружи сметаноподобной смесью пороховой мякоти с клеем). или быстрогорящего пластикового стопина. Они предназначены для создания небольшого яркого цветного факела. Контурные свечи размещаются по контуру рисунка или надписи.

Солнце

Солнце - очень эффектный фейерверк, который вращается вокруг горизонтальной оси и разбрасывает во все стороны искры, образуя яркий цветной круг. Изделия для продажи комплектуются гвоздиком, который продевается сквозь отверстие в центре солнца и прибивается к вертикальной стойке на высоте не менее 1,5 метра. Стойкой может служить и дерево. При установке солнца следует убедиться в легкости его вращения и отсутствия у стойки выступающих частей, которые могут затормозить солнце. Для большей легкости вращения между солнцем и стойкой можно вставить пластмассовую шайбу, в качестве которой подойдет, например, пробка от пластиковых бутылок.

Ракеты

Ракета - фейерверочное изделие высотного уровня, представляющее собой ракетный двигатель со стабилизатором в виде деревянной рейки или крылышек с контейнером с пироэлементами или высотным шаром в верхней своей части или без него. Двигатель ракеты обеспечивает подъем на высоту от 20 до 100 метров. При взлете она часто оставляет за собой искристый огненный шлейф, и в наивысшей точке траектории контейнер с пироэлементами или высотный шар взрываются, выбрасывая горящие звездки, искры, парашюты или громко хлопая. В небольших ракетах двигатель и головная часть сделаны в виде одной бумажной гильзы.

Стабилизатор обеспечивает ракете сохранение вертикального направления в полете. Простейшим и очень эффективным стабилизатором полета является прямая деревянная палочка или рейка. Палочка прикреплена к корпусу ракеты и летит вместе с ней. Длина и вес палочки должны соответствовать типу ракеты, поэтому нельзя запускать ракеты со сломанным, искривленным или самодельным стабилизатором.

Для запуска ракеты с палочкой - стабилизатором её следует вставить по возможности вертикально в подходящую бутылку с узким горлышком или в отрезок бумажной или металлической трубы на длину не менее 13 длины палочки - стабилизатора. Не следует втыкать палочку в землю т.к. тяги ракеты может оказаться недостаточно для взлета.

После разрыва ракеты на высоте палочка-стабилизатор падает на землю. У крупных ракет стабилизатор является достаточно тяжелым предметом, поэтому запуск таких ракет следует проводить на значительном (100 - 150 метров) удалении от зрителей. Ракеты со стабилизатором в виде хвостового оперения часто запускаются со стартовых площадок, прилагаемых к ракете. Такие ракеты дороже ракет с палочкой-стабилизатором, но зато имеют вид самой настоящей ракеты.

Летающие фейерверки

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светится различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. Летающий фейерверк представляет собой, как правило, бумажный цилиндрический корпус с крылышками. Некоторые фейерверки не имеют крылышек и поднимаются вверх за счет дополнительного реактивного двигателя. Для запуска летающих фейерверков нужна ровная гладкая площадка размером 50х50 сантиметров, например, кусок картона.

Фейерверк - это всегда очень яркое, запоминающееся событие. Эффектные брызги разноцветных искр в небе вряд ли кого-то оставят равнодушным. Как правило, запуская фейерверки, люди проявляют свою радость, свой восторг, поэтому так часто салюты можно видеть, к примеру, у родильных домов - так новоиспеченные папы выражают свое счастье.

Фейерверк — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

История
Китайцы изобрели в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его для фейерверков. Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах и культурной жизни народов.
Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием "светильники". Известно, что во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калиником Гелиопольским в 668 г. так называемого "греческого огня". Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав "греческого огня" хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках. Коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе. Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В России систематическое проведение "огненных потех" началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность "порохового заведующего", в чьи обязанности входило также изготовление и запуск фейерверков. В некоторых источника указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.
При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая "потешная палата", имевшая штат "потешников", организовывавших разные развлечения, в том числе и "огненные потехи". К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.

С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п. Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в "немецкой слободе". Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.

При Петре I
огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить "несколько ракетов, сколько у кого случится", свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Также проводились специальные фейерверочные представления с использованием декораций. Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин и др. Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и, сообразуясь с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в зтом принимали участие такие известные литераторы, как В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился "фейерверочный театр" - огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка. На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, а 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В начале XIX века
фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее "бертолетовой солью", послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Первый
военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода
. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве. После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к 50-летию образования СССР, для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.
Новый скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 90-е годы, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и также стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР. Сегодня Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники, китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты, регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочного искусства.
Кто придумал фейерверк

Фейерверк представляет собой красочные и яркие огни, разлетающиеся в воздухе при сжигании специальных пороховых составов. Чаще всего фейерверк используют во время праздников или торжеств. В древнем Китае, во времена правления знаменитой династии Хань, несколько тысяч лет назад, примерно в 210 году до нашей эры, были впервые изобретены фейерверки. Китайцы обратили внимание на то, как потрескивают и громко взрываются зажженные палочки бамбука. Этот громкий звук сильно пугал людей, и тогда они решили использовать горящий бамбук в ритуалах, отпугивающих злые духи. Позднее, в 400-500 годах до н.э., Южные и Северные правящие династии стали применять фейерверки в религиозных церемониях.
Начало первых современных фейерверков зародилось во времена правления династии Суи и Танг в 500-900 года до н.э., после открытия китайцами пороха. Великие изобретатели тех времен наполнили стебли бамбука изобретенными летучими смесями и стали поджигать их на костре. Первооткрыватели пришли в ужасный шок от увиденного зрелища и мощных оглушающих взрывов. Осознав весь потенциал своего изобретения, древние алхимики, те, кто придумал фейерверк, стали подбирать альтернативные бамбуку корпуса. Вскоре на замену бамбуку пришли бумажные трубки наполненные порохом и фитили из ткани. К началу тринадцатого века военные Китая изобрели новый вид фейерверка «земляная крыса». Открытый конец этого изобретения, после зажигания, выпускал горящий газ и толкал все изобретение по земле. Использовались такие «крысы» для отпугивания вражеских коней.
В 1292 году путешественник Марко Поло впервые привез фейерверки в Италию. Вскоре итальянцы начали проявлять интерес к искусству пиротехники, и в эпоху Европейского Резонанса, у них появились новые изобретения в виде снарядов, разрывающихся высоко в небе. Это открытие привело к изобретению современных фейерверков. Кроме этого, итальянцам удалось сконструировать такие виды фейерверков, как «фонтан», «конус», «бенгальские огни», «римские свечи».

Фейерверк

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Ключевую роль в распространении фейерверка сыграл Марко Поло, который после долгих странствий привёз порох из Китая.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. В царствование Анны Иоанновны , Елизаветы Петровны , Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин . Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года . На Неве перед Летним садом , согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким , а сооружал строения Ю. М. Фельтен . Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Возрождаться у нас фейерверки стали со времён Великой Отечественной Войны.

И только в последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя не только так называемые «бомбы», но и различные фонтаны, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки и спецэффекты для помещений. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк» и называть фейерверк «салютом». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия. Салют - это традиция военных парадов, например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей; отличительная особенность - однообразие пиротехнических эффектов. Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест массового для запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается.

Фотогалерея

См. также

  • Шутиха
  • Батарея салютов

Литература

  • Е. Сариева. Фейерверки в России XVIII века // Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. - СПб.: 2000. С. 88-98
  • Чудес фейерверков. Kazuma Saeki// Наука фейерверков,SOFTBANK Creative Corp.、2011.7. ISBN978-4-7973-6450-7

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Современная энциклопедия - ФЕЙЕРВЕРК, а, муж. Во время торжеств, празднеств: высоко взлетающие из ракеты (в 1 знач.) декоративные огни. Устроить ф. Рассыпаться фейерверком (также перен.: ярко, в разные стороны). Ф. слов (перен.: об излишнем многословии). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Муж., нем. потешные огни; фейерверочный, к сему относящийся. Фейерверкер, кто делает потешные огни; | артиллерийский унтер; фейерверкерский, к ним относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- «ФЕЙЕРВЕРК» (Hana bi), Япония, 1997, 99 мин. Драма. У бывшего полицейского Ниши жена больна раком. Она должна умереть, и врач сказал, что ее лучше забрать из больницы. Стараясь скрасить последние дни своей жены, Ниши занимает у якудза деньги под… … Энциклопедия кино

Фейерверк - (нем. feuerwerk, feuer огонь и werk дело, работа) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающих пламя в разные цвета...

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] В Европе фейерверк впервые появился в Италии . В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку , а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге .

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва , согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском , а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк . Сохранилась гравюра А. Шхонебека , ныне хранящаяся в Амстердамском музее , где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова . Современник так описывал этот фейерверк: «...на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте .

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия, традиция военных парадов. Например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей. Отличительная особенность салюта - однообразие пиротехнических эффектов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!

Современный фейерверк

Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу. Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки.

Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.

Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.

Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.

Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.

Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год


«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.

Современный фейерверк


К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.