Методы борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях. Проблема коррупции в образовании россии

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казарьян Тамара Сергеевна,

Южный Федеральный Университет

студентка юридического факультета,

г. Ростов-на-Дону, Россия

CORRUPTION IN THE EDUCATION SYSTEM

Kazaryan Tamara Sergeevna,

Southern Federal University

student of the law faculty,

АННОТАЦИЯ:

В данной статье анализируется влияние коррупции на процесс высшего образования в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, способствующие её возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, которое приводит к понижению качества знаний выпускников вузов, способствует деградации деградации морали и росту преступности.

ANNOTATION:

This article analyzes the impact of corruption on the process of higher education in the Russian Federation and on the state as a whole, the causes and factors contributing to its emergence and dissemination are explored. Proposals are formulated on methods to combat this negative phenomenon, which leads to a decrease in the quality of knowledge of graduates of higher education institutions, contributes to the degradation of degradation of morality and the growth of crime.

Ключевые слова: коррупция, злоупотребление, конфликт интересов, образование, просвещение, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, социологический опрос.

Key words: corruption, abuse, conflict of interests, education, education, corruption, bribery, theft, fraud, sociological survey.

Одной из проблем, находящейся в последние годы в центре внимания государства и общества является борьбы с коррупцией. Как отметил Президент России В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 26 марта 2015 года, «борьба с коррупцией продолжает оставаться одним из приоритетных направлений работы .

Тема моего научного исследования — «Коррупция в системе образования». Я считаю, что актуальность данной проблемы очевидна, ведь можно бесконечно спорить о том, какая из сфер жизни государства является главной, неимоверно долго размышлять о степени важности экономики и политики, дискутировать о том, что политика, безопасность, экономика, здравоохранение являются основами общественной жизни, однако не стоит забывать о том, что врачами, политиками, экономистами, военными и т.д. люди не рождаются. Профессиональные навыки и нравственные начала приобретаются лишь в процессе просвещения, образования, воспитания, ведь именно в стенах школ, университетов, институтов и других образовательных учреждениях происходит формирование личности.

Образовательный уровень молодежи и организацию просвещения следует рассматривать в качестве ключевого элемента системы противодействия распространению идеологии коррупции, терроризма и др. преступлений в молодежной среде .

Иммануил Кант характеризовал просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого .

Мы можем с уверенностью утверждать, что именно просвещение и образование являются фундаментом для построения успешного государства, члены которого будут обладать достаточным пакетом знаний, основами морали и соответствующим времени уровнем интеллектуального развития.

Следует отметить, что проблема коррупции в системе образования в достаточной степени разработана в научной литературе. Так, например, в поисковике «Яндекс» нашлось 118 миллионов сайтов, которые посвящены данной проблеме, множество научных статей, монографий и диссертаций. Тем не менее, в настоящей статье я постараюсь представить понимание коррупции в образовании с позиций обычной студентки, которая исследует данную проблему со своей точки зрения и предлагает свои подходы к борьбе с этим явлением.

В настоящее время Российское государство имеет значительное число проблем, которые требуют незамедлительного решения. Среди них важное место занимает проблема противодействия коррупции в системе образования России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что:

— число выпускников вузов растет, а бизнес продолжает испытывать потребность в квалифицированных кадрах;

— многие вузы продолжают готовить студентов по специальностям, не востребуемым рынком труда;

— качество знаний многих выпускников вузов не соответствует предъявляемым требованиям, так как они получали аттестацию за деньги или «по звонкам свыше»;

— продолжает иметь место заметный разрыв в качестве образования между различными вузами России;

— во многих вузах образовательные технологий устарели;

— в ряде вузов преподают люди, которые, в силу своего возраста и научного мировоззрения, которое сложилось в то время, когда человечество не знало о том, что такое нано-технологии и современное интернет-пространство, не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня.

Особую опасность представляет проникновение коррупции в сферу образования, тем более юридического образования. Выпускник юридического факультета, сдававший в период обучения экзамены за деньги, или при поддержке высокопоставленных родственников, в сознании которого закрепились элементы коррупционного мышления, в последующем неминуемо будет использовать служебные возможности для компенсации понесенных затрат. Подобный выпускник по определению не сможет противостоять коррупционному давлению криминальной и социально-аномальной среды, не сможет работать с агентурой, тонко чувствующей продажную натуру, более того, подобный правоохранитель предаст интересы службы и своих коллег при первой возможности .

Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности, может принимать разнообразные формы, в частности, может носить побочный (взятки государственных служащих), систематический (влияет на различные сферы жизнедеятельности общества) или системный (влияет на развитие государства) характер.

Коррупция нарушает основные права человека на справедливое рассмотрение, непредвзятое отношение; в условиях коррупции невозможно обеспечить соблюдение гражданских и политических прав. Существует множество определений коррупции.

Современное определение понятия «коррупция» дано в Федеральном законе N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , согласно которому под коррупцией понимаются:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Анализируя приведенное выше определение, следует отметить, что отечественный подход квалификации коррупционных преступлений предполагает, что их целью может быть только выгода имущественного характера. Коррупцией считаются определенные действия, направленные на получение имущественной выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. При этом круг третьих лиц не ограничен и не сводится, например, только к близким родственникам. Деяния, признаваемые коррупцией в соответствии с 273-ФЗ, могут быть совершены любым физическим лицом (в т.ч. и студентом – автор), а не только должностным лицом .

В своей статье я определяю коррупцию как акт злоупотребления служебным положением для получения прибыли. Коррупция не дает возможности образованию эффективно выполнять свои функции, что приводит к тому, что на рынок труда выбрасывается все больше молодых людей, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - это наиболее важный аспект, на который следует обратить внимание, совершенствуя механизм борьбы с коррупцией. Ведь пройдя так называемую «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, разрушая те основы, которые обеспечивают правовое развитие современной России.

Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению взрослой части населения, обеспечит безбедное светлое будущее молодым специалистам. Мнение о том, что высшее образование является одним из главных трамплинов к прекрасной жизни закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Многие школьные «двоечники» видят себя после школы не иначе как в стенах какой-либо академии или университета, но, увы, не ради знаний и хорошего образования, а лишь потому, что не иметь диплома о высшем образовании сегодня просто неприлично. И совсем не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан невероятный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера уже превратилась в прибыльный бизнес. «Великими умами» придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей, за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс, платят неимоверно щедро, совсем забывая о том, что знания приобретаются лишь путем колоссального труда, который заключается в изучении различных дисциплин, чтении литературы и трудов научных деятелей, о том, что лишь реальные знания сегодня дают возможность выпускнику ВУЗа продвинуться по карьерной лестнице вверх.

Так почему же сегодня столь остро стоит вопрос о существовании коррупции в сфере образования? Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что в деятельности молодого поколения сейчас совсем отсутствуют те причинно-следственные связи, которые и определяют её целесообразность: юноши не имеют четкой цели зачастую из-за того, что они не могут определиться со своим местом в этом мире, но чаще всего данный резонанс происходит из-за лени, которая «убивает» всякое желание развиваться, достигать новых вершин и именно поэтому люди прибегают к другим способам обеспечения своего, как им кажется, светлого будущего, один из которых именуется дачей взятки. Мнение, высказанное выше, подтверждается различными социологическими опросами: так, по данным рекрутингового сайта, 20% участников проведенного опроса не видят во взятках преподавателям ничего предосудительного, считая это частью учебного процесса. «Насколько мне известно могарыч берет все и везде! – пишет посетитель форума «Взятки в вузах Ростова» Андрей. – Вот только зачем ловить на этом? Ведь никто не ставит вопрос о том, чтобы платить, иначе учиться не будешь, большая часть платит, чтобы легче учиться было…» .

Так или иначе, сегодня мы имеем огромную проблему, которая приводит к умалению российского образования как внутри страны, так и за ее пределами, ухудшению качества получаемого образования, увеличению числа неквалифицированных специалистов. Какие меры целесообразно предпринять государству и обществу в подобной ситуации:

В первую очередь, стоит выработать в умах еще школьников негативное отношение к такому явлению, как коррупция: сделать это можно путем создания и проведения различных мероприятий, в процессе которых юношам бы объяснялось то, насколько опасно и губительно может сказаться коррупционная деятельность как на жизнь человека, так и на развитие всего государства. Таким образом на первый план выходит задача антикоррупционного просвещения .

Вторым не менее важным аспектом является деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. На мой взгляд, следует стимулировать работников правоохранительных органов бороться с коррупцией более интенсивно: сделать это можно при помощи денежных премий, которые были бы неким вознаграждением за раскрытое дело о получении взятки должностным лицом либо о её даче таковому .

Третье. Необходимо активно внедрять в практику противодействия коррупции в России основные принципы зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность .

Четвертое. Следует создать некий свободный источник общественного мнения в университетах, школах, академиях и других учебных заведениях: газету либо журнал, в котором граждане России могли бы указывать на те аспекты, на которые стоит обратить внимание правительства при процессе разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования.

Подводя свое размышление к логическому завершению, хотелось бы сказать о том, что коррупция есть явление, которое появилось не сегодня, процесс его существования и развития является невероятно долгим и трудным. Но решать эту проблему нужно именно сейчас, ведь чем раньше российское государство избавится (минимизирует) от явления, которое сегодня носит название коррупция, тем быстрее наше государство приобретет новые возможности для своего развития как в образовательной, правовой, так и в экономической сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Сайт Президента Российской Федерации, Стенограмма заседания коллегии ФСБ России 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49006/videos (дата обращения: 05.11.2017).

2 Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.

3. Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)

4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 39.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

7. Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия»: Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа (О.А. Логунова, канд. филос. наук, доцент,
Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доцент) http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1610

8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации //Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

9. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. //Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

10. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность //Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

11. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.

Рассмотрим основные причины и последствия коррупции в сфере образования. Безусловно, что образование в Российской Федерации является сферой деятельности, которые также подвержены коррупции.

Если проанализировать статистику за 2011 год, то больше всего нарушений коррупционного характера выявлено в образовании: против работников здравоохранения и соцобеспечения было возбуждено 1990 уголовных дел, еще около 2000 дел возбудили в сфере образования и науки. По оценкам российских СМИ, в 2005-2011 годах размер среднероссийской взятки в России за поступление в престижную школу составлял около 20 тыс. рублей, а ежемесячные сборы 1-2 тыс. рублей; в элитную школу, соответственно, 150-200 тыс. рублей и 7-10 тыс. рублей.

Наибольшими коррупционными рисками в сфере образования характеризуются: поступление в образовательные организации (в особенности специализированные общеобразовательные школы и дошкольные учреждения, государственные высшие учебные заведения), различные формы аттестации как обучающихся, так и педагогических кадров (например, покупка и продажа дипломов).

Причины и условия преступности по происхождению всегда социальны: они всегда включены в систему социальных противоречий. По содержанию они исключительно негативны - не соответствуют интересам граждан, общества, государства.

В целом коррупционная преступность, в том числе в сфере образования, предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. В то же время для анализируемой преступности присущи специфические причины и условия ее существования и развития.

Рассмотрим основные причины коррупции в сфере образования.

Существует много причин, которые так или иначе способствуют распространению и дальнейшему росту коррупции в сфере образования:

1. Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования;

2. Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов;

3. Наличие ряда социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;

4. Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;

5. Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;

6. Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений);

7. Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;

8. Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу;

9. Неразвитость законодательства, часто намеренная и провоцируемая частью депутатов законодательных собраний, проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечёткости законотворческих процедур, незавершённостью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами.

В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Именно так возникают условия для появления нечётких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к её распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, а также захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей. При этом любые шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят либо символический, либо фрагментарный характер.

Из года в год не выполняются нормы закона Российской Федерации «Об образовании», определяющие объёмы финансирования, налоговые льготы, а также освобождение от них. Не решены вопросы оплаты труда работников образования, в тяжелейшем материальном положении находится значительная часть российского студенчества, особенно из малообеспеченных семей. Недостаточно средств выделяется на финансирование вузовской науки, несмотря на её высокий научный потенциал.

В целом с 1990-х годов легальных финансовых ресурсов в сфере образования было крайне мало. При этом бюджетное финансирование отрасли запаздывало и было очень небольшим. Но зато возможностей для получения нелегальных, полулегальных ресурсов у административного корпуса было предостаточно. К примеру, в 1995 году, по оценкам тогдашнего Госкомимущества до 70% вузовских площадей находились в аренде. Из них свыше 95% - в аренде нелегальной или полулегальной.

Кроме вышеперечисленных причин коррупции в сфере образования можно также отнести следующие:

1. Низкая оплата труда в образовании . Она составляет около 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах;

2. Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов. С учётом того, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.

Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создаёт благоприятную почву для коррупции. Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения. При этом, следует отметить, что формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.

Опасность самой коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела, а также деградации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества.

В самых общих чертах механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономические связи можно представить в виде нижеприведенной последовательной цепочки:

1. В сознании человека с детских лет формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед властью;

2. В обществе уменьшается доверие к власти, растет отчуждение от нее;

3. Дискредитируется право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В свою очередь, это способствует укреплению организованной преступности, которая усиливаясь, стремится захватить не только экономику, но и политику;

4. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются;

Таким образом, коррупция, в системе образования разрушая нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально-экономическому положению страны, но и национальным интересам страны, безопасности государства.

Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной. Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед российским образованием стоит обширный круг вопросов, требующих незамедлительного решения:

Число студентов вузов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;

В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;

Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными вузами России;

Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;

Во многих вузах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;

Вузы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания .

Последствия перечисленных проблем разрушительны не только для самого образования, но и для государства в целом. Существует и еще одна немаловажная проблема – проникновение коррупции в сферу образования. Коррупция является сложным многоаспектным явлением, представляющим собой преступное поведение должностных лиц с использованием своего служебного положение направленное на удовлетворение своих личных корыстных интересов. Не смотря на очевидную противозаконность, коррупция это не просто преступление – это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, коррупция ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса. «В вузах сегодня происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. Из-за коррупции образование не выполняет свои функции. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику» . Коррупция является причиной и одновременно следствием всех перечисленных выше проблем. Пройдя «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство.

Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению родителей, обеспечит безбедное светлое будущее их детям. Мысль о том, что «без высшего образования в этой жизни – никуда» закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Теперь любой двоечник видит себя не иначе как в стенах какой-нибудь академии или университета. Не ради знаний и хорошего образования: не иметь диплома (а еще лучше - двух) сегодня просто неприлично. И не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан маниакальный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера местами превратилась в прибыльный бизнес. Великими комбинаторами придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс платят неимоверно щедро. В период подготовки к вузу сумма затраченных средств составляет в среднем 700 долларов. Однако репетиторство обогащает только 15-20 % преподавателей вузов, да и то не все они имеют доступ к вступительным экзаменам. Российские семьи (свыше 90 %) очень стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90 % из них готовы даже идти на высокие материальные траты в связи с этим. Всего в вузы поступают не менее 55 % выпускников школ. Но общеизвестно, что такое количество лиц, имеющих высшее образование не в состоянии потребить наша экономика. Ее нужды составляют всего лишь 25 % от общего числа . Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности, а в лучшем случае за прилавком супермаркета. Безусловно, нельзя не уделить внимание действительно низкой оплате труда профессий, входящих в так называемую сферу обслуживания, но ведь и не каждый «белый воротничок», получает зарплату, позволяющую жить на «широкую ногу». Для того чтобы «выбиться в люди» требуется зачастую не один год, а иногда и десятки лет. Высшее образование это еще не гарант стабильности в жизни, но менталитет российских граждан не изменить. Мало того «покупное образование», и вовсе, не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там, в среднем 5 лет за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника на работу, постарается избавиться от него сразу же по окончанию испытательного срока, и, без сомнения, нерадивый студент, а ныне работник не получит положительных рекомендаций.

Коррупция в сфере образования принимает различные формы. Прежде всего, следует разделить коррупцию и чистое мошенничество. Мошенники, по сути дела, коррупционерами не являются: они обманывают родителей, собирая с них деньги «на поступление», хотя на самом деле не состоянии повлиять на прием. Что же касается настоящей коррупции, то я бы выделила несколько ее разновидностей:

1. чистые взятки, которые берет преподаватель за «успешно» сданный экзамен, будь то вступительный, выпускной или промежуточный;

2. «благотворительный взнос на развитие» ВУЗа. Куда на самом деле деваются эти деньги, непонятно, поскольку их расходование совершенно непрозрачно;

3. «подготовительные курсы при вузах», гарантирующие стопроцентное поступление в ВУЗы. Например, при подаче документов абитуриентам не просто сообщают о возможности посещать такие курсы, а «настоятельно рекомендуют». При сдаче вступительных экзаменов спрашивают, посещали ли. Если нет, то абитуриент вступительные испытания не проходит. Такие курсы не только являются источником коррупции, но и дискредитируют законно функционирующие;

4. Продажа дипломов. Дипломы на сегодняшний день продаются не только в переходах метро, но и в самих ВУЗах. Опасность данного вида коррупции заключается, прежде всего, в том, что вопрос о продаже диплома может быть решен лишь на самом высоком уровне (ректор, проректора). Следовательно, если руководство ВУЗа замешано в коррупционных отношениях, то и рядовые сотрудники будут вести себя подобным образом .

В 2003 году Государственным университетом - Высшей школой экономики было начато социологическое исследование «Мониторинг экономики образования». Мониторинг 2003 года, проведенный при содействии фонда «Общественное мнение», ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения) и межрегионального центра Госкомстата России свидетельствовал, что реальные образовательные программы поглощают только 63 % средств, направляемых семьями на образование своих детей. Более 100 млрд. рублей в учебные заведения не попадают, они тратятся на съем частного жилья, репетиторов и взятки. Высшее образование, таким образом, недополучает 50 млрд. рублей в год. Таким образом, одна из основных проблем, которая стоит перед образованием – проблема коррупции. Самых больших масштабов данное антисоциальное явление достигло в высшей школе . Согласно данным, полученным в 2004 году, 16% семей были готовы дать взятку за успешное поступление ребенка в вуз. В коррупционные отношения связанные с получением образования была втянута примерно пятая часть населения страны. По данным экспертов, общая сумма взяток при поступлении в вуз, включая оформление документов и медкомиссию, составляет 10,6 млрд. рублей, столько же тратят студенты и их родители за протекцию во время учебы в вузе. Выяснилось, что размер средней по стране взятки за прием равен 35 тысячам рублей. Средняя взятка за поступление в обычный московский вуз составляет 119 тысяч рублей (4 тыс. долл.), а в престижный - 183 тысячи (более 6 тыс. долл.). Регулярно взятки берут 10% преподавателей .

В начале 2005 года данное исследование, проводившееся в течение трех лет, было закончено. Основной информацией для исследования служили затраты домохозяйств на образование детей: ежегодно опрашивалось 9000 семей по России в целом (включая Москву) и отдельно 4500 семей по Москве. Отбирались семьи, в которых есть дети разного возраста, и фиксировалось, сколько они тратят в той или иной форме на дошкольное, школьное, все виды среднего специального и высшего образования.

Все затраты на образование делились на три основных вида: так называемые «белые», официальные затраты; «серые» затраты – неофициальные, но не связанные с нарушением закона, например, плата за репетитора или дополнительные занятия с учителем; и теневые, «черные» затраты, связанные непосредственно с коррупцией. «Черные» обороты в высшем образовании составляют около $1 миллиард в год. На стадии поступления в вуз «черные» затраты составляют 21,0%, при обучении в вузе на бюджетной основе – 13,1%, а на платной основе 2,9% от общей суммы годовых затрат семей на образование. Надо пояснить, что в целом при поступлении взятки платят далеко не все, порядка 5–7 % семей. Остальная масса студентов принимаются в вузы, не вступая явно в коррупционные отношения. Этот показатель достаточно низок. И даже несмотря на то, что взятки за поступление достаточно дорогие, в общем, они не столь велики, как казалось бы: средняя сумма взятки в Москве составляет $4,2 тысяч, по России (кроме Москвы) – $1,8 тысяч. Намного шире «серый» сектор в высшем образовании, особенно на стадии поступления в вуз, где на него приходится 28,3% от затрат на образование.

Что касается коррупции при поступлении в вузах, то ею фактически является и часть «серых» затрат. Это не прямые взятки, которые даются тем, кто решает вопросы приема, а косвенные взятки, формально заплаченные за репетиторство, но реально обеспечивающие поступление абитуриента. Не секрет, что преподаватели, которые занимаются репетиторством, ставят своей целью не подготовить человека к честной сдаче экзаменов, а получить деньги за обеспечение протекции при его поступлении. Расходы семей на репетиторов из многих вузах составляют до $10-15 тысяч в год. В среднем по Москве взносы репетиторам из требуемого вуза равняются $2,2 тысяч. Для сравнения, другим репетиторам в Москве платят всего $0,8 тысяч. Часть этой разницы в оплате, несомненно, представляет собой скрытую коррупцию .

О взятках предельно откровенно высказался ректор МХТУ Павел Саркисов: «Взятки за поступление в скрытой или явной форме, конечно, были, есть и будут. По России 20-30 % абитуриентов поступает таким образом. Может быть, даже до 50 %. Но, по-моему, 50 % поступают честно ».

Действительно, представить себе российские государственные вузы, да еще с «громким именем», без «спецнабора» трудно.

Проблемы, однако, на этом не заканчиваются. С внедрением рыночной экономики в России появилось такое явление как платное образование. В этой системе человек совершенно официально, минуя «черную кассу», вносит определенную, немалую сумму и получает образование. Какие же минусы и плюсы есть у этого способа получения диплома о высшем образовании? Плюсов, на мой взгляд, достаточно много. Во-первых, с суммы, заплаченной за образовательный процесс государству, отходит определенный процент в виде налогов, во-вторых, меняется сама психология студента. Многие, обучающиеся в платных вузах, рассуждают примерно таким образом: «Если я заплатил внушительную сумму денег – значит, и знаний мне должны дать достаточно, а если их, на мой взгляд, будет не достаточно, я, как потребитель, вправе потребовать улучшения качества предоставляемых образовательных услуг». Бесспорно, так рассуждают не все, некоторые думают иначе: «Если я уже заплатил, то почему я должен платить еще раз», то есть само отношение студента к обучению не предполагает дачи взятки. Позиция самих же преподавателей, работающих в платных вузах, также меняется. Получая большую зарплату, в сравнении с коллегами из госвузов, они предпочитают не минутное обогащение за счет взятки, а постоянный стабильный доход. По словам ректора МосГУ профессора Ильинского Игоря Михайловича в университете за 10 лет своей работы в этой должности он не имел информации ни об одном факте взяточничества, ведь атмосфера в университете такая, что человеку, который будет замечен в нечистоплотности, здесь не работать . И, тем не менее, в платном образовании существует огромная проблема. Слишком много охотников образовывать марионеточные институты, которые не дают, по сути, никакого образования. Многие абитуриенты, которые могли бы, в силу своих способностей, стать высокопрофессиональными специалистами, попадая по незнанию в такой вуз, обречены быть обманутыми в своих надеждах.

Деятельность негосударственных образовательных учреждений регулируются целым рядом документов. Платная образовательная деятельность государственных, муниципальных и негосударственных ОУ регулируется Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» . К правоотношениям, возникающим при оказании платных образовательных услуг, в части, не противоречащей ГК РФ и Закону РФ «Об образовании» , применяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» . Остановимся на ключевых требованиях законодательства в области образования к организации образовательной деятельности. В уставе ОУ должны быть указаны перечень платных образовательных услуг (типы и виды реализуемых образовательных программ) и порядок их предоставления на договорной основе. Филиалы ОУ во взаимоотношениях с потребителем выступают от имени этого учреждения (поскольку не являются юридическими лицами) и действуют на основании устава ОУ и положения о данном филиале, а их руководители - на основании доверенности ОУ. Филиалы проходят лицензирование самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе ОУ. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации ОУ указываются аккредитованные образовательные программы филиала.

Право на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам у ОУ возникает с момента выдачи ему лицензии (разрешения) при соблюдении зафиксированных в ней контрольных нормативов и предельной численности контингента обучаемых. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии при выполнении лицензионных требований и соответствующих условий по обеспечению образовательной деятельности. Перечень образовательных программ, по которым ОУ имеет право ведения образовательной деятельности, указывается в приложении к лицензии. Право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования у ОУ возникает с момента его государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации ОУ подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Перечень аккредитованных образовательных программ, по которым ОУ имеет право выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, указывается в приложении к свидетельству о государственной аккредитации. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования прописаны в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 . Взаимоотношения между исполнителем и потребителем (обучающимся) или его родителем (законным представителем) по предоставлению платных образовательных услуг оформляются договором (в простой письменной форме), который относится в соответствии с ГК РФ к договору о возмездном оказании услуг.

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования введена приказом Минобразования России от 28.07.2003 № 3177 . Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования введены приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 . Этим документом утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, негосударственными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Указанные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, к сожалению, далеко не всегда используются руководителями ОУ. Поэтому кардинального улучшения правоотношений между потребителями и исполнителями платных образовательных услуг не произошло.

Существует ряд типичных нарушений присущих нечистоплотным негосударственным ВУЗам:

Вуз в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, показывает потребителю титульный лист, но позже оказывается, что вашей специальности нет не только в приложении к свидетельству о государственной аккредитации, но и в приложении к лицензии;

(филиал) в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, гарантирует диплом государственного образца, но при переводе студента в другой вуз оказывается, что государственной аккредитации по данной специальности у вуза нет;

В договор включается условие о невозврате суммы, уплаченной за текущий семестр, при отчислении по неуспеваемости, по собственному желанию или по состоянию здоровья;

Дипломы выдаются несвоевременно;

Обязательства по договору на оказание платных образовательных услуг не выполняются, занятия откладываются на неопределенный срок, изменяются учебные планы в сторону сокращения или ликвидации тех или иных предметов включенных в учебный план по специальности;

При последующей переаккредитации ВУЗа в случае неаккредитации той или иной специальности студентам предлагается перевести на другую. В случае отказа студента, деньги затраченные на обучение ему не возвращаются .

И именно из-за таких псевдообразовательных заведений страдает имидж платных вузов, дающих действительно ценные знания. По словам ректора МосГУ, 15-20 % из 570 негосударственных вузов России ничуть не хуже, а в некоторых случаях лучше части государственных. Для объединения тех, кто исповедует стратегию нового качества высшего образования, адекватного вызовам ХХI века был создан Национальный союз негосударственных вузов России. Он объединяет уже состоявшиеся вузы с хорошей деловой репутацией. Подобные объединения позволят и абитуриентам и их родителям не быть обманутыми .

За первую половину 2004 года в российских образовательных учреждениях было выявлено более 5000 преступлений экономической направленности. Одним из самых громких дел стало задержание ректора Московского государственного университета культуры и искусств, торговавшего дипломами . Криминогенным участком в области образования является разрыв между школой и вузом. Требования для получения аттестата зрелости и требования к поступлению в вуз существенно оторваны друг от друга. Здесь возник институциональный разрыв. И этот разрыв заполнили три института: белый – подготовительные курсы, серый – репетиторство, черный – взятки и использование социальных связей. Между ними зачастую очень трудно провести четкую границу. Например, если репетиторством занимается человек, который каким-то образом влияет на результаты приемных экзаменов, то непонятно, к какой сфере относится его деятельность – серой или черной.

Коррупция внутри вузов в ее нынешних масштабах – явление сравнительно новое. Оно связано с резко возросшей эффективностью высшего образования. Сейчас наличие у специалиста высшего образования может повлиять на его доходы значительно больше, чем это было в советское время, когда люди с любым образованием зарабатывали примерно одинаково. В последнее время эффективность высшего образования заметно повысилась, а потому многие хотят получить заветные «корочки».

Для противостояния этому виду коррупции необходимо как можно шире распространять объективную информацию о том, что дают дипломы различных вузов. Рейтинги вузов, основанные на данных о зарплатах и местах работы их выпускников, понизят котировки тех институтов, которые торгуют своими дипломами, и наоборот, укрепят репутацию по-настоящему сильных учебных заведений. Это тоже один из методов борьбы с коррупцией.

Определение стоимости диплома и престижности того или иного вуза должно происходить рыночным путем. В развитых странах каждый вуз отслеживает последующую биографию своих выпускников, размещая данные об их зарплате в первые пять лет после окончания вуза в открытом доступе в интернете. Так и формируется рейтинг вузов, определяемый не министерством, а рынком. Кроме того, в западных странах активно работают ассоциации выпускников, которые следят за работой своего вуза, составляют его программы, берут оттуда людей к себе на работу, будучи капитанами промышленности. В России же ассоциации выпускников раз в год собираются, чтобы выпить. Впрочем, российские бизнесмены уже сейчас начинают понимать необходимость подготовленных, квалифицированных кадров, а потому так или иначе начинают влиять на программы, присматривается к различным вузам. В нынешней демографической ситуации, когда в скором времени количество выпускников будет равняться количеству мест в вузах, учебные заведения будут вынуждены сражаться за студентов. Тогда сами вузы будут создавать ассоциации выпускников и публиковать данные об их дальнейшей карьере .

С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

В данный момент, власти пытаются найти выход. С ведением ЕГЭ (единого государственного экзамена) ситуация, казалось бы, должна была коренным образом измениться, но на самом деле произошло лишь смещение и даже расширение круга лиц, имеющих доступ к незаконному обогащению. При старой системе было несколько способов поступить в вуз за деньги – пойти в этот вуз на подготовительные курсы, нанять вузовского репетитора и дать взятку. Оказывается, все эти способы работают и после введения ЕГЭ.

Подготовительные курсы не только не свернулись, но, напротив, переживают бурный подъем. По словам профессора Пермского госуниверситета Трошевой, аудитории переполнены, и связанно это, в первую очередь, именно с ЕГЭ. Абитуриенты и их родители стали более ответственно относится к поступлению в вуз. Репетиторство, ранее скрытое, теперь совершенно свободно практикуется преподавателями. Проректор по учебной работе Вятского государственного университета Вениамин Рыков охарактеризовал ситуацию таким образом: «Этот способ подработки сейчас буквально процветает. Ведь раньше, по крайней мере, у нас, с этим было очень строго: раз был репетитором у абитуриента, то участвовать в приеме у него вступительных экзаменов не можешь, а в прошлом году особых проблем при приеме студентов по результатам ЕГЭ у нас не возникло» .

Существует еще один немаловажный фактор, влияющий на распространение коррупции. Официальные данные свидетельствуют, что зарплата педагога составляет лишь 66 % от средней по стране . Государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть начать по-человечески им платить. Педагог – это всегда человек, который, неся знания студентам, сам пытается совершенствоваться в своей области. Для истинного ученого не бывает окончания исследования проблематики его специализации. Это обстоятельство требует и финансовой поддержки в том числе. Стоимость книг зачастую достигает 20-30 % от ежемесячной заработной платы, и такие затраты преподаватель несет не раз в год, а гораздо чаще. Но ведь кроме расходов на науку существуют и общечеловеческие, потребительские нужды. Таким образом, оплата тяжкого труда педагога не соответствует его потребностям. Не ровен час, и, кроме «оборотней в погонах», в нашем государстве укрепится схожий термин «оборотень с указкой».

Кроме низкой оплаты труда, большую роль в распространении коррупции имеет и низкая этика, как студентов, так и преподавателей. Этика в образовании – это этика образования, т.е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждой отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и студентами. Сфера высшего образования в силу своей коррумпированности стала крайне неблагоприятной для общественной нравственности средой. Как следствие, происходит изменение действительной роли учреждений образования в обществе. При «специально педагогическом» понимании образование может представать двояко – как а) деятельность по передаче и освоению знаний и опыта или б) деятельность по передаче знаний и опыта с целью формирования личности - полноценного члена данного общества. Однако на фоне социально-критических и деструктивных тенденций в образовании эти различия в понимании миссии образования теряют свою актуальность .

На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым. По мнению Андрея Фурсенко «Единственный способ борьбы с коррупцией это опять же требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован. Вот если руководство вуза будет это знать, то оно будет бороться с коррупцией гораздо эффективнее любых правоохранительных органов»

В статье 43 Конституции РФ «гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении». Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие данной статьи.

Но при этом, преодоление коррупции в Российской Федерации усложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой существования, а в некоторых случаях и единственной возможностью приобрести номинально бесплатные услуги, которые государство должно предоставлять своим гражданам.

Бейсембаева Н.А. отмечает, что «коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования - от дошкольного до послевузовского. К основным формам проявления коррупции в образовании можно отнести: нецелевое использование бюджетных средств; взятки при аккредитации учебных учреждений; незаконное получение свидетельств и документов об образовании; неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса; вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов); давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки); давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и другие».

Юхачев С.П. в своей работе характеризует следующим образом: «коррупция в системе образования имеет более опасные социальные последствия, чем, например, в политике или бизнесе. Учебное заведение, получившее аккредитацию за счет дачи взятки, будет выпускать специалистов низко - профессионального уровня. Совершая мошенничество, вузы обманывают общество, так как они получают незаконную ренту и совершают преступления в стенах учреждения, которое было создано на справедливой и объективной основе».

На сегодняшний день коррупции в наиболее крупных масштабах распространена в тех сферах, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования. К уголовной ответственности привлекаются проректоры, помощники ректора, заведующие кафедрами, преподаватели и директора школ.

Изучив данное явление в системе образования можно разграничить его на две ступени: первичную и вторичную. Коррупция на первичной ступени проявляется непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и другие. Коррупция на вторичной ступени связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных учреждений и, также, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

В работе Стефана Р. Хайнема «Образование и коррупция» содержится обоснование системы образования, свободной от коррупции. Он пишет: «равенство доступа к получению образования; честность при распределении учебных программ и материалов; честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки; честность и прозрачность критериев выбора высшего образования; честность при получении образовательных услуг и товаров; поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения». Но, к сожалению, на сегодняшний день такой нашу систему образования описать нельзя.

Согласно данным опроса, 39% опрошенных граждан ответили, что давали деньги и подарки работникам образования. Для сравнения: 57% - работникам медицины, 41%- инспекторам ОБ ДПС ГИБДД. Можно сделать вывод, что образование входит в тройку наиболее подверженных коррупции сфер.

Одним из способов борьбы с коррупцией было введение ЕГЭ. Но в итоге по результатам работы случаи получения и дачи взяток усилилось почти в два раза. Такие показатели выставили процедуру ЕГЭ не в лучшем свете, т.к. главным ее лозунгом все-таки была борьба с коррупцией.

Удивительные итоги показала данная процедура. Средний балл оказался выше на многих национальных окраинах (Чечня, Ингушетия, Калмыкия). В соответствии с такими данными ЕГЭ, в таких районах математику и русский язык знают лучше, чем в признанных образовательных центрах, таких как Москва или Санкт - Петербург.

Всего правоохранительными органами было зафиксировано 3117 правонарушений, включая взятки. Помимо этого, выявлено 1343 факта служебного подлога, более 300 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 74 - превышения должностных полномочий, 33 - нецелевого расходования бюджетных средств.

Многие эксперты связывают резкий рост показателей по выявлению правонарушений в сфере образования в связи с ужесточением проверок.

Широкомасштабные проверки объясняются повышенным внимание со стороны общества к ЕГЭ. Кроме того, Рособрнадзор предпринял выборочную переоценку 100-бальных работ из нескольких регионов, которая показала, что результаты экзамена были завышены в 25% случаев.

В ходе исследования было обращено внимание на практику применения ЕГЭ, пересмотреть систему, либо дополнить ее промежуточными экзаменами. На мой взгляд, экзамен - это умение мыслить, анализировать, сопоставлять, а ЕГЭ этому не учит.

60% принятых по результатам ЕГЭ студентов не обладают элементарными школьными знаниями, а это означает, что коррупционный рынок в вузах будет расти.

Предлагаю рассмотреть виды вузовской коррупции.

Первый такой вид - это коррупция в связи с поступлением абитуриентов в вуз. Данный вид предполагает плату за получение необходимых баллов по ЕГЭ, плату за получение нужных оценок на олимпиадах, дающих право поступления в вузы без экзаменов, репетиторство для сдачи дополнительных экзаменов, которые устанавливают наиболее престижные вузы для контроля качества оценок, полученных в результате ЕГЭ.

Второй вид проявляется непосредственно в процессе обучения студентов. Здесь подразумевается вымогательство взятки у студентов во время сессии или навязывание им платных консультаций.

Третий вид - покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника. По некоторым данным в России ежегодно продается около 100 поддельных дипломов. Кроме того, 10 тысяч кандидатских степеней и до 5 тысяч дипломов доктора наук.

Следующий вид - нецелевое использование федеральных средств. Выделенные денежные средства используют на другую цель «в нужные карманы».

Еще один вид, такой как взятка проверяющему органу в процессе лицензирования или аккредитации университета.

Балезина И.В. выделяет несколько групп коррупционных практик. Она указывает: «Использование связей. Под данными практиками понимается обращение за помощью к администрации вуза и ее подразделениям (деканат, ректорат), авторитетным преподавателям с целью получения определенных преференций (зачет, экзамен).

Денежные практики. Под данными практиками понимается получение преподавателем денег в обмен на зачет или оценку на экзамен, покупка бюджетного места в вузе, платные курсы, вымогательство денег преподавателями, предоставление возможности студентам альтернативной сдачи экзамена, покупка диплома.

Бартерные практики. Под ними понимаются: вымогательство подарков, дарение подарков».

Существует много причин, которые могут заставить студента прибегнуть к коррупционным практикам. Что касается преподавателей, то у них причинами является желание хорошо жить, а также отсутствие моральных принципов и на мой взгляд одной из основных причин - попытка повысить свой материальный статус.

Таким образом, профессиональные навыки приобретаются в процессе обучения, формирование личности происходит в стенах учебных заведений. И именно образование является фундаментом для построения успешного государства.

Борьба с коррупцией, укрепление законности, надежная защита прав и свобод граждан и борьба с бюрократическим произволом остаются основными задачами прокуратуры. От эффективности прокуратуры и всей правоохранительной системы зависит стабильное и уверенное развитие общества и России, как правового, экономически сильного, социально - ориентированного государства.

В современном обществе информация об ужесточении мер по борьбе с коррупцией в ВУЗах, школах и других учреждениях звучат с экранов телевизоров довольно регулярно. Чиновники придумывают все новые и новые способы борьбы с данным явлением. Но многие подобные меры оказываются абсолютно не эффективными, и коррупция в учебных заведениях развивается все больше и больше.

Рассматривая коррупционные явления в ВУЗах, можно сделать вывод о том, что учреждения образования являются прекрасной кормушкой для многих преподавателей и работников ВУЗов. Многие студенты рассказывают о том, что они сталкиваются со случаями коррупционных действий. Многих такое положение устраивает, но другие не готовы платить и категорически против различных поборов.

Например, в городе N прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд одного из ВУЗов. Установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением требований действующего законодательства, а именно невыполнение работ по ремонту душевых, замене сантехнического оборудования в спорткомплексе.

Или, например, в городе N возбуждено уголовное дело в отношении преподавателя, который за определенную сумму предложил выполнить дипломный проект студента и покровительство при защите на положительную оценку комиссии, в состав в которой преподаватель входит.

Способы обогащения самые различные. А начинаются они с момента знакомства абитуриента с учебными заведениями. Абитуриентам предлагают заплатить за вступление, особенно на популярные специальности. Затем идет череда сборов за сдачу экзаменов, зачетов, курсовых, дипломов и т.д. Кроме того, много случаев продажи различных должностей и научных степеней. Существует практика создания должности или целой кафедры под конкретного человека. Главное, чтобы он смог обеспечить достаточную финансовую мотивацию. Таким образом, многие влиятельные политики или бизнесмены могут стать образовательной элитой. Каждый ВУЗ располагает определенной материально - технической базой, поэтому и возможны махинации с ремонтом, строительством, закупкой мебели, оборудования и т.д.

Я бы выделила разнообразные формы коррупции, которые постоянно видоизменяются и совершенствуются. Рассмотрим наиболее распространенные. Злоупотребление должностными полномочиями. «Российские государственные образовательные и научные учреждения владеют изрядной недвижимостью - земля, здания, инфраструктура. Всевозможные действия различных должностных лиц, направленные на незаконное использование данного имущества в собственных корыстных интересах и составляют основу данного вида преступления».

Взятки в образовании: «Взятки в образовании являются основной возможностью для решения практически любых вопросов. Их берут и дают за все: за устройство ребенка в детский сад (школу, ВУЗ), за хорошую оценку, за «особое» отношение к ребенку и т.д. В основном используется денежная форма взятки, в том числе так называемые «благотворительные взносы» (на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса и т.д.)» 59. С виду оформляется все официально, но на деле деньги не идут по назначению, а расходуются по усмотрению руководителей образовательных учреждений. Завуалированной формой взятки являются: плата за репетиторство, приобретение учебных пособий, оборудования, подарки ко всем возможным праздникам, оказание трудовых услуг.

Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничество в образовании в 70% случаев являются заявления студентов, их родителей, законных представителей.

Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании - торговля всевозможными документами: аттестатами, дипломами, справками. Ежегодно по данным Рособнадзора покупается до 5000 тысяч дипломов о высшем образовании.

Мошенничество. Преступники выстраивают целые схемы запутанных взаимоотношений с участием образовательных учреждений, позволяющих извлекать личную выгоду путем мошеннических действий.

Один из видов мошенничества - это создание фиктивного коммерческого образовательного учреждения, которое существует только «на бумаге», а на практике не ведет никакой образовательной деятельности.

Также исследования показали, что 29% граждан считают деятельность правоохранительных органов по пресечению и выявлению коррупционных преступлений эффективной. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо шире освещать антикоррупционную деятельность, тем самым повышать интерес граждан к данной проблематике.

Необходимо укреплять межведомственное взаимодействие и принимать дополнительные профилактические и превентивные меры, а также крайне внимательно вести правовую статистику.

Кроме того, я считаю, что необходимо надлежащим образом контролировать вопросы обеспечения социальных гарантий, более эффективно отстаивать права населения, следить за соблюдением законодательства.

Рассматривая более подробно такое явление, как коррупция, необходимо обратить внимание на источники информации. Один из главных источников информации коррупционных проявлений - народ, использующий свое положение для достижения своих личных и групповых целей.

Другой источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности, и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Полагаю, что существует необходимость привлечения общественных организаций к полноценному сотрудничеству при решении данной проблемы. Привлекая общественные организации, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, что есть шанс на достижение поставленных целей. Для этого необходимо укрепить обеспечение эффективного доступа населения к информации, проведение мероприятий по информированию, способствующих созданию нетерпимости в отношении коррупции, уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространение информации о коррупции.

Многие специалисты считают, что многое зависит от умения властей выстраивать диалог с обществом, как в целом, так и в отдельных его сферах. С точки зрения В. Козлова, часто случается, что создание новых законодательных норм, которые направлены на противодействие коррупции, сопровождается появлением лишней бюрократии в сферах, где подобного рода явления нежелательны. Например, в области образования. Противодействие коррупции в школе или детском саду - это явления, которые не всегда уместно ставить в один ряд с политикой превентивных мер в отношении органов власти, связанных, например, с бюджетно-распорядительными задачами.

В. Козлов предлагает несколько вариантов решения указанной проблемы: «Во-первых, отслеживание любой прямой или косвенной заинтересованности чиновника в распределении бюджетных средств какой-либо определенной организации (исключение родственной связи между чиновником и работником издательства);

Во-вторых, выборочная экспертиза выпускаемой литературы на предмет соответствия указанной цены продукта его качеству;

Третий путь - ограничение срока приобретения исключительных прав на издание;

Четвертый - совершенствование процедуры открытых конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы за счет бюджетных средств;

Пятый - возможное ограничение предельной рентабельности изданий за счет бюджетных средств».

Таким образом, в сфере образования фиксируется весьма высокий уровень коррупционных проявлений. Эту сферу отличает наличие стимулов к даче взяток, убежденность в невозможности или крайней трудности получения должной услуги, желание застраховаться на случай неудачи. Особую тревожность вызывает то, что сегодня значительная часть общества не только знает о случаях взяточничества в сфере образования, но и не скрывает своей склонности решать возникающие проблемы коррупционным путем.

Воспитание, пропаганда и образование - комплекс мер, который должен реализовываться в следующих направлениях: популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах; борьба в СМИ с мнением о том, что Россия обречена на коррупцию; стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную информацию; создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях наиболее распространенной коррупции; изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причины и условия, а также меры противодействия и предупреждения.

Чем эффективнее и крепче будет контроль институтов гражданского общества, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

Коррупция в высшем образовании : причины,
последствия, механизмы противодействия

Две вещи наполняют душу

сильным удивлением и благого-

вением: звездное небо надо мной

и нравственный закон во мне.

Иммануил Кант

В статье раскрывается сущность явления коррупции в высшем образовании: дается понятие этого явления в категориях экономической и правовой оценки. Проведен причинно-следственный анализ проблемы. Разработаны подходы к снижению масштабов коррупционных явлений в вузах.

Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за экзамен или за зачет.

Рассмотрим основные формы коррупции в высшем образовании:

Дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета;

Нецелевое использование федеральных средств;

Покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника;

Вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);

Навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, методических пособий студентам;

Давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки);

Давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета .

Отличительными чертами коррупции в образовании является то, что задействованными являются практически все уровни распространения коррупционных отношений (от методистов и лаборантов до старшего руководящего состава министерств и ведомств).

1. Отсутствие академического вознаграждения у педагогов.

В западной экономической традиции принято полагать, что вознаграждение преподавателя складывается из финансового вознаграждения и академического вознаграждения (удовольствия от преподавания, свободного графика, возможности работать в нескольких местах, заниматься творческим трудом и т. д.). В России академическое вознаграждение значительно уменьшено, так как преподаватель вынужден нести огромное бремя бюрократической нагрузки. На Западе академичекое вознаграждение компенсирует разрыв в зарплатах. У нас в стране – нет.

2. Низкий уровень оплаты труда педагогов .

Из данных официальной статистики по Калининградской области :

В 2008 году осуществлено повышение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы на 10% . В то же время по данным официальной статистики, уровень инфляции в 2008 году – более 13%. А по товарам первой необходимости – около 18% .

3. Подорвана система академических статусов .

Академическая иерархизация в настоящий момент перестала выстраиваться по академическим принципам. Большинство академических статусов присваивается теми, у кого имеются административные и финансовые ресурсы. Ценность академических же ресурсов значительно занижена.

4. Снижен статус педагога в обществе .

Труд педагога и его социальный статус давно уже не имеют никакого уважения в обществе. Более того, существует мнение, что преподавателями становятся те, кому «не нашлось места» в коммерческих структурах или в сфере государственного управления .

5. Высокая степень специфичности активов преподавателя .

Рынок образовательных услуг специфичен в том, что покупатель (студент) абсолютно бесправен, а продавец (педагог) имеет абсолютную власть. Усугубляется эта ситуация нейтральным отношением к коррупции со стороны руководства вузов и самих учащихся.

6. Сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету .

Нежелание педагога потворствовать этим схемам может вызвать негативное отношение коллег. Эту закономерность можно назвать «коррупционной спиралью»: информация о сложившемся порядке передается из уст в уста студентами старших курсов – младшим. Таким образом, раз установившийся порядок постоянно поддерживается.

7. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах .

К сожалению, взяткополучателей и тем более – взяткодателей общество не порицает. Более того, умение дать взятку в некоторых случаях поощряется и ставится в заслугу человеку.

8. Появление большого количества псевдо-студентов .

В последнее время из-за различных факторов в массовой среде студенчества сложился значительный слой псведо-студентов. Во-первых, этому благоприятствует безработица . Не имея возможности найти приемлемую работу, молодежь устремилась в высшие учебные заведения. Во-вторых, в вузы приходит большое количество юношей, не желающих служить в армии.

9. Низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании .

Во многих слоях общества существует фундаментальное непонимание важности и действенности образованности, глубоких и разносторонних знаний. Это, в частности, выражается в формальности требований учреждений, организаций и даже частных фирм к уровню образования своих служащих и работников. Даже губернаторов и мэров ловят на покупке фальшивых дипломов.

10. Усиление экономического давления на вузы .

Государства во всем мире сокращают финансовую поддержку высшей школы . Даже самые престижные университеты заняты увеличением экономической эффективности своей деятельности. Коммерческие соображения становятся ведущими в академических делах. И поскольку лишь немногим учреждениям удается обеспечить адекватный доход в новых условиях, большинство оказывается в сетях коррупции.

11. Снижение квалификации профессорско-педагогического состава вузов.

Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус приводят к тому, что в вузы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптировать базовые ценности традиционного университетского образования.

Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям:

1. Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать.

2. Духовная деградация общества.

3. Утрата вузами принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов лишает институт высшего образования общественной поддержки. Рост коррупции дискредитирует саму сущность университетского образования.

4. Снижение уровня знаний, отсюда ухудшение качества человеческого капитала общества.

Серьезность рассмотренных негативных тенденций приводит к необходимости разработки мер противодействия. Ректор МГУ считает, что высокий уровень образования и реальная требовательность к студентам сами по себе снимают возможность коррупции . Очевидно, что это мнение не в полной мере отражает реальность. отмечает, что «нет непременной связи между обстоятельствами поступления абитуриента в вуз и уровнем последующего прилежания студента» .

Меры по противодействию коррупции в вузе, по мнению авторов, можно подразделить на две части:

Государственный уровень,

Уровень вуза.

На уровне государства проблема коррупции в последнее время озвучивается и понимается, но должные меры пока только планируются. Контроль над качеством образования является лучшим способом борьбы с коррупцией, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, правоохранительные органы не в состоянии в полной степени решить эту проблему. "Когда начинает всерьез контролироваться качество образования, когда человек может или не может получить образование, а преподаватель в зависимости от того, насколько он хорошо подготовил или не подготовил студента, может сохранить или потерять работу, то коррупция волей-неволей уйдет на второй план, а главным станет содержание образования", - сказал А. Фурсенко на пресс-конференции в Ереване 30 октября 2007 года. Он отметил, что качество образования должно быть требованием заинтересованных сторон, в первую очередь - работодателей. "Если мы сумеем наладить систему контроля над качеством образования, то коррупция в значительной степени перестанет быть проблемой системы образования".

На этой же конференции министр просвещения и молодежи республики отметил, что борьба с коррупцией должна быть системной: «В эту борьбу должно быть вовлечено все общество. Профилактика имеет большое значение. Нужно убедить всю страну, что проблема коррупции должна быть решена с их помощью. Кроме того, чем честнее мы будем говорить об этой проблеме, тем большая часть обществ поймет важность борьбы с ней».

Усиление контроля – это действенная мера, но, к сожалению, контрольные органы также задействованы во всеобщей коррупционной системе и также подвержены этому негативному явлению .

Помимо государственных мер по борьбе с коррупцией в вузе необходимы меры, принимаемые на уровне учебного заведения, причем, они должны, по мнению авторов, носить системный характер и иметь двойное направление: сверху вниз и снизу вверх. Противодействие коррупции должно исходить от четко заявленной и проводимой позиции ректора и распространяться на педагогов. С другой стороны, студенты должны быть нацелены в первую очередь на получение твердых академических знаний, на неприятие коррупции.

Противодействие коррупции в вузе должно носить программный характер. Основная цель программы должна быть направлена на устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо разработать мероприятия по мониторингу уровня коррупции.

Гражданское общество студентов также должно стать участником процесса борьбы с коррупцией. Для этого необходимо сформировать независимые студенческие общества и выработать активную гражданскую позицию у учащихся, а также у их родителей.

Кроме того, по мнению авторов, немаловажным фактором в борьбе с коррупцией в вузе является наличие ценностного документа, отражающего базовые морально-нравственные принципы, на которых должна быть построена вся работа вуза. Такой документ, называемый «Кодекс корпоративной культуры» или «Кодекс корпоративного поведения», разработанный и применяемый в ряде крупных российских вузов, призван способствовать соблюдению основных этических принципов на всех уровнях вузовской структуры, начиная со студентов и заканчивая администрацией.

Важно продумать механизм доведения главных этических норм до всех категорий вузовских сотрудников и осуществление контроля исполнения этих норм. Грубое их нарушение должно осуждаться общественным мнением коллектива вуза. В случае особо серьезных нарушений могут применяться административные, дисциплинарные и иные меры наказаний в соответствии с решением руководства вуза.

Антикоррупционная программа на уровне университета может состоять из шести взаимосвязанных блоков (табл. 2).

Таблица 2. Программа по преодолению коррупции в вузе

Основная цель – устранение причин коррупции

Блок 1

Блок 3

Совершенствование нормативной базы

1.1 Принятие «Кодекса корпоративной культуры»

1.2 Внесение дополнительных условий в трудовые договоры

1.3 Регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкетирование студентов)

Усиление контрольных функций

руководства

2.1 Более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства

2.2 Проведение аттестации персонала на должном уровне

Научная

деятельность

3.1 Исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне

3.2 Включение специализированной дисциплины в учебный процесс

Кадровая

политика

4.1 Ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры»

4.2 Более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей

4.3 Создание атмосферы неприятия коррупции

4.4 Активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза

Развитие гражданского общества студентов

5.1 Создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений

5.2 Обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза

5.3. Поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой

Антикоррупционная

работа со СМИ

6.1 Создание системы информационного противодействия коррупции

6.2 Налаживание системы обратной связи со студентами

Комплексная реализация антикоррупционной программы в российском образовании – важный шаг на пути развития цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий . Игнорирование коррупционных процессов – это движение назад, к стагнации научно-технического развития, снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.

Выступая 20 марта 2009 года на Совете ректоров России, Его Святейшество, Патриарх всея Руси Кирилл отметил, что «миссия вуза – стать основой морально-нравственного воспитания учащейся молодежи, основой духовного развития молодых людей» .

Считаем, что данный подход должен стать основополагающим, базовым при разработке стратегии развития высшего образования в нашей стране и деятельности каждого отдельно взятого вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 01.01.01 года.

2. Апресян в высшем образовании / // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 26: Этика образования / под ред. и.- Тюмень: НИИПЭ, 2005.

3. Куликов В. Рейтинг взяточников / В. Куликов // Российская газета.- №13 (4837) от 01.01.2001. - С. 7.

4. «РБК Daily» от 01.01.2001.

5. Карташова Л. Приемная комиссия - $ 30.000. Размеры взяток за поступление в престижные вузы выросли / Л. Карташова, М. Шиц, М. Бровкина, М. Кларисс // Российская газета.- № 000 от 01.01.2001.

6. Комков С. Фальшивое образование / С. Комков // «Природа и человек / XXI век».- №1, 2008.

7. www. eduhelp. ru

8. www. gov.39.ru

10. Газета «Ведомости».- .

CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION: THE CAUSES,
EFFECTS AND MECHANISMS OF COUNTERING

L. Senchukova, O. Gegechkori

This article analyzes corruption in education, identify the causes of this phenomenon. The authors propose a mechanism for anti-corruption policies.