Особенности возникновения и развития раннефеодального государства Франков. Особенности возникновения государства у франков

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодалъной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

Одну из западногерманских племенных групп, обитавших вдоль берегов реки Рейн, римские авторы называли франками. Упоминание о них в источниках под названием относится к первой половине III в История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 60. . Франки, жившие по нижнему течению Рейна, в приморье, именовались салическими (от кельт. «сал» - море), а жившие по среднему течению Рейна - рипуарскими (от лат. «рипа» - берег) Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 209..

Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужило непосредственной причиной образования государства франков. Завоевание ускорило обогащение знати и расслоения населения, подорвало значение родового деления населения франков и выдвинуло на первый план деления населения по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы.

Салические франки в середине IV в. были разбиты римля-нами, но оставались на правах федератов. Они нанимались на службу императором, активно вмешивались во внутренние дела государства. Первыми вождями франков были легендарный Мерови, по имени которого первую франкскую династию назы-вали Меровингами, и Хильперик. После смерти последнего ко-ролем становится его сын Хлодвиг (ок. 466 - 511 гг., король с 481 г.) Степанов В.Е., Шевеленко А.А. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 27., пришедший к власти «на крови», убив родственников рипуарских князей Сигиберта, Харарика, Хладерика, также пре-тендовавших на королевский трон Там же. С. 28 - 29..

Возглавив дружины салических франков, проживавших по берегам небольшой речки Сали в Нидерландах, Хлодвиг на рубеже V--VI вв. завоевал основную часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франк-ского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 210.

Общественный строй. Салическая правда свидетельствует о существовании у франков различных социальных групп: служилая знать, свободные франки-общинники, литы и рабы.

Франкская знать сформировывалась в результате завоевания и заселения галльских земель. Раздача королями земель своим дружинникам и приближенным способствовала складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись за счет галло-римской аристократии, которая поступала на службу к франкским королям. Наряду со знатью следует отметить возвышение духовенства. Франкские короли искали поддержки у церкви своей государственной политики и наделяли церковь крупными земельными наделами и привилегиями.

В V--VI вв. у франков сохраняются общинно-родовые связи. Основное насе-ление франкского севера и центра -- свободные сельские общинники, группировав-шиеся в соседскую сельскую общину - марку. В общине была коллективная собст-венность па землю, ежегодно пахотная земля делилась на участки между семьями и огораживалась изгородью. После сбора урожая осенью изгороди убирались и на участки пускали пастись скотину. Марка выбирала старосту, была связана круговой порукой и совместной уплатой штрафов. С 12 лет франки уже участвовали в воен-ных походах, в ополчение они должны были являться вооруженными и с запасом продуктов на несколько дней. Кроме того, пять франков должны были явиться вме-сте со снаряженной повозкой.

Допускалось в нескольких случаях поселение чужаков в марке: по единогласному решению общинного собрания; если чужак прожил в течение года на тер-ритории общины, и при этом никто не высказывался против его проживания; и по грамоте короля. И наоборот, разбогатевшие франки стремились выделиться из об-щины. Решившийся отказаться от общинного родства должен был явиться в судеб-ное заседание, сломать там над своей головой три ветки в локоть длиной и, разбро-сав их по четырем сторонам, заявить, что он отказывается от соприсяжничества, на-следства и всяких счетов с общиной.

Литы - полусвободное население, не входившее в общину и являющееся арендаторами земли. Они находились в личной и частично материальной зависимости от хозяев, нести определенные службы и платить оброк своему господину. За литами признавались определенные права: иметь собственность, вступать в брак, заключать договоры, выступать в суде и давать «очистительную присягу» (клятву). Литы также обязаны были нести вместе с хозяевами военную службу.

Рабы. Источником рабства был военный плен. Франкское государство с самого начала образования формируется как феодальное государство, и рабский труд не является основой производства. Рабов использовали в основном в качестве слуг в домах знати, а также «сажали» па землю, где они вели собственное хозяйство, исполняя в отношении своего господина повинности: барщину и оброк. Браки между свободными и рабами запрещались, совершивший подобный брак утрачивал свободу и сам становился рабом. Ответственность за преступление, совершенное рабом, нес хозяин, обязанный возместить причиненный ущерб.

Возникновение и развитие феодальных отношений. Процесс феодализации франкского общества тесно связан с появлением частной собственности на землю История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 63-64. . В начале VI в. появляется аллод - земельная собственность, не обремененная повинностями в пользу сеньора. Широкая раздача королем своим приближенным, знати, церкви земель положила начало возникновения основных форм феодального землевладения - бенефиция и феода. Бенефиций - земельное владение, полученное от короля за службу и при условии службы. Обычно бенефиций имел пожизненный характер. В отличие от него феод был наследственный характер. В отличие от него феод был наследственным земельным владением.

Отсутствие прочных экономических связей между отдельными частями государства, слабость центральной власти делали неизбежной передачу королем права судебной и административной власти над крестьянами, приближенным, чиновникам, военной знати, тем, кто обладал значительными владениями. Эти права получили название иммунитетов , они усилили зависимость крестьян от знати. Обладание землей, иммунитетами, несение государственной службы становится привилегией складывающегося сословия феодалов. Ведение сельского хозяйства, тяжесть податного бремени ложатся на плечи зависимых крестьян. Установление феодальной зависимости крестьян во многом способствовало развитие патронажных отношений. Спасаясь от притеснений и вымогательств королевских чиновников, крайне обременительной военной службы, крестьяне отдавались под патронат людей, обладающих силой и властью. Они продолжали обрабатывать свою землю, но и правах прекария - при условии выполнения повинностей в пользу своего патрона. Патронажные отношения с крестьянами устанавливались знатью и насильственно. Свободных общинников и жителей бывшей Римской империи сменяют зависимые и даже прикрепленные к земле крестьяне. Так появляется сословие землевладельцев-феодалов, обладавших широкой властью над живущим на их землях населением, и сословие феодально-зависимых крестьян.

В VI в. Франкское государство значительно расширяет свои границы. Франки принимают христианство. Единство франкского королевства во многом держалось на военной силе. Это была типично военная монархия, составленная удачливыми завоевателями из разных племен и народностей, которая не имела общего языка, культуры, общего права, не была соединена в целое и экономически. Вот почему Франкская монархия не стала прочным государственным объединением Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М), 2002. С. 156-157. .

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два периода:

1) VI - середина VIII в. - период монархии Меровингов;

2) VIII - первая половина IX в. - период правления монархии Каролингов Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 212.

Государственный строй в период правления Меровингов. Каких либо традиций управления государством у германских народов не было. Поэтому при создании нового государства систему административного управления надо было фактически создавать заново.

Можно отметить несколько путей формирования институтов государственного управления у франков.

Некоторые государственные должности выросли из родоплеменных, но при этом наполнялись новым содержа-нием и смыслом. Часть институтов эволюционировали из домашних служб коро-левского дворца. И некоторая часть государственного управления была частично заимствована от прежней римской организации.

Главой франкского государства был король. Бывший родоплеменной вождь, он в представлении франков, долгое время им и оставался, поэтому с мнением его подданных, которые когда-то его избирали, он должен был считаться. Король счи-тался владельцем всей земли. Он издавал законы, возглавлял воинские силы, вер-шил суд, объявлял войну и заключал мир. Управление велось из дворца, постоянно-го места у «дворца » не было, как и сам король, он перемещался из виллы в виллу. На местах король лично контролировал местное управление и осуществлял судеб-ные полномочия.

Франкский король возводился на престол поднятием его на щите, в качестве инсигний было одно лишь копье, вместо диадемы и скипетра. Он отличался длин-ными волосами, право, носить которые имели только представители царствующего рода.

От Римской империи франкская королевская власть попыталась сохранить то, что в какой-то мере могло быть приспособлено к ее потребностям, особенно на-логовую систему. Оставалась некоторое время и римская монетная система. Впро-чем, в большей степени употреблялись порой только титулы и названия, взятые из словаря поздней Римской империи, а содержание и смысл их был уже совершенно иным.

Многие административные должности государства осуществляли служащие, которые заведовали и домашними службами королевского дома. Этот служебный персонал первоначально в огромном большинстве состоял из рабов или вольноот-пущенников. Их функции с течением времени понемногу стали расширяться. Это уже упоминаемый майордом (от лат. старший по дому) -- первоначально управляю-щий дворцом, в VI - середине VIII являлся высшим должностным лицом в государстве, а в правление последних Меровингов фактически -- правители государства. После того как майордом Пипин Короткий стал королем, должность была ликвидирована, а полномочия были разделены между несколькими дворцовыми графами. Сенешал (от лат. старший раб или слуга) -- управляющий королевским дворцом (V--VIII вв.), с VIII в. ему стали принадлежать судебные и военные функции. Маршал (от др. герм. - раб, слуга заведующий лошадьми, конюший) -- подчинялся коннетаблю. Коннетабль (поздн. лат. - начальник конюшни) - начальник королевских конюшен, при Каролингах входил в число пяти высших государственных лиц. Референдарий был хранителем королевского перстня-печати, он возглавлял канцелярию королевских официальных бумаг. Референдариев было несколько, в их распоряжении находился целый штат канцеляристов. Во главе их стоял главный референдарий. Должность референдария являлась, пожалуй, единственной должностью, сохранившейся от наследия Римской империи.

Сохранились народные собрания франков, собираемые весной и которые порой ошибочно называются «мартовскими полями», на самом деле это было «Поле Марса», «поле битвы», и оно не перестало быть таким, когда с появлением у франков конницы их стали проводить в мае. На этом собрании проводился весенний смотр войск, обнародовались королевские постановления - капитулярии. Гораздо большее значение имели предшествующие им собрания франкской знати, которые проводились весной накануне народных собраний и более расширенное собрание осенью (Великое поле), на котором обсуждались вопросы внутренней политики и принимались решения о военных действиях.

Местное управление. Территория королевства делилась на округа (паги) и сотни. Управлял округом граф, который назначался королем из числа крупных землевладельцев. В своем округе он наделялся административной, военной, финансовой и судебной властью. Жалование им не платили, они жили за счет доходов от своей должности, прежде всего, от налогов и штрафов. Помощниками графа в первый период королевства были викарии и сотники или тунгины. В сотне собиралось сотенное собрание, которое выполняло судебные функции. В марке сохранялись органы общинного самоуправления - сельский сход и выбираемые на нем должностные лица.

Государственный строй в период правления Каролингов. При Карле Великом сохранялись еще народные собрания, проводимые в мае месяце, но их роль малозначительна. Более важными становятся собрания, проводимые в начале лета и называемые генеральной ассамблеей или генеральным собранием. Считалось, что на этих собраниях присутствует вся империя, хотя на собрании присутствовала, как правило, только аристократия. Эти ассамблеи созывались накануне войны (т.к. войны велись почти ежегодно) перед выступлением войска в поход и, в результате, создавалась иллюзия прямого контакта народа с императором. Император управлял государством при помощи ограниченного числа советников, высших сановников и служащих. Большинство должностей, действующих ранее, сохранились (сенешал, коннетабль и др.). Новой должностью стала должность капеллана или архикапеллана (старший капеллы), который был духовником каролингских королей, аббатом двора и играл большую роль в управлении государством. Видная роль в управлении государством принадлежала дворцовому графу, который осуществлял отправление правосудия и руководил королевской администрацией. При Каролингах дворцовых графов стало несколько. Канцлер стоял во главе канцелярии, ведал дипломатическими и общегосударственными делами, подготавливал законопроекты. Камерарий - ведал королевским имуществом и казной.

Местное управление. Основной административной единицей при Каролингах продолжало оставаться графство. Помощником графа являлся виконт - его до-веренное лицо, кандидатуру которого он сам предлагал императору на утвержде-ние, и викарии. Пограничные графства носили названия марок, а управляющие в них графы - маркграфами. Их наиболее важной задачей была защита графства от нападения неприятеля. При Каролингах возникают епископства. Как правило, два графства составляли епископство. Епископы осуществляли духовную власть: осу-ществляли управлением церковью на местах, следили за паствой и боролись с ере-сями. Кроме того, они должны были следить и за поведением графов.

По мере расширения территории, чтобы лучше сплотить разные части импе-рии, был возрожден институт «государевых посланцев» (missi dominici) который действовал эпизодически еще при Меровингах. Теперь ежегодно специальные чи-новники числом от двух до пяти направлялась для проверки деятельности местной администрации. Каждая группа государевых посланцев, чаще всего из двух человек - графа и епископа, - должна была объезжать все графства. Они должны были обеспечивать хорошую работу ведомств, следить за строгим исполнением мер, предписанных императором, выслушивать жалобы подданных и отменять безза-конные решения.

Они принимали присягу от населения на верность королю и даже имели право смещения графов с должности управляющего. По мере укрепления ко-ролевской власти разъезды missi становятся все более частыми, так к 812 г. они в некоторых провинциях стали проводиться до четырех раз в год История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 64-66.

Таким образом, в начале IX в. Франкское государство находилось в зените сво-его могущества.

Охватывая территорию почти всей Западной Евро-пы, оно казалось несокрушимым и незыблемым; противника, рав-ного ему по силам, не было. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося, упадка. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме во-енной силы, не связанных.

Сломив на время массовое сопротивле-ние порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили бы-лую заинтересованность в едином государстве. В этот период эко-номика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных, стабильных хозяйственных свя-зей между отдельными районами.

Отсутствовали какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной мо-нархии к государственности периода феодальной раздробленности.

Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро.

Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство франков являлось раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

С конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

С VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:

· служилая знать - приближенные короля;

· свободные франки (общинники);

· полусвободные (литы);

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образо­ванием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям.

При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего пост майордома.

Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – WIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в X в. Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть.

Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание - бенефиций. Бенефициар - держатель бенефиция - был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета - феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитет - привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над кресть­янами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати -. укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

· палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

· дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

· тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

· маршал - начальник конного войска;

· архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

Система местного самоуправления свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц - уполномоченных короля.

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паг), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги.

При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни. На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета. Основными судебными учреждениями страны были местные суды – «суды сотни». Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни - мальберг - выбирало из своей среды судей - рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими на их землях.

В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых свободных людей.

Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефициев, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

1. Возникновение раннефеодального общества и государства у франков.

2. Эволюция государственного управления франков в эпоху Меровингов (VI – VII вв.)

3. Характерные черты государственного строя Франкской империи в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.).

4. Возникновение феодальных западноевропейских государств на развалинах Франкской империи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970

2. Гуревич А.Я. Индивид и общество в варварских государствах. Сборник: Проблемы истории докапиталистических обществ. М. 1963 г.

3. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (У1-ХУ вв.) М., 1967

4. Корсунский А.Р. Образование раннефеодальных государств в Западной Европе. М. 1963 г.

5. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974

С глубокой древности в той части Европы, которая ограничена Рейном на Западе и Лабой (Эльбой) на Востоке жили многочисленные германские племена - тевтоны, вандалы, саксы, алеманы и др.

В 486 г. н.э. германские племена, известные под названием салических (приморских) франков, до того жившие в северо-западном углу римской провинции Галлии, нападают на римского наместника в Суассоне, разбивают его войско и захватывают всю страну до реки Луары. Военные успехи франков связаны с именем их короля - знаменитого Хлодвига - человека сильного и неразборчивого в средствах. Последующие походы отдали во власть Хлодвига почти всю Галлию за исключением Бургундии. Впоследствии была захвачена и она.

Так было положено начало Франкскому государству. В конце V века н.э. Хлодвиг по политическим соображениям настоял на принятии христианской веры.

Имущественно-социальная дифференциация у франков, наметившаяся у них еще до переселения на новую родину, резко усилилясь в процессе завоевания Галлии.Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Рядовые франки поначалу тоже не испытывали сильного экономического гнета. Они селились на завоеванных землях сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, которая делилась на наделы и быстро перешла в наследственное пользование семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышавшего число франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати с доминированием первой, что было необходимо для того, чтобы сформировать систему власти, с помощью которой можно было бы держать завоеванную страну в повиновении. Прежняя родоплеменная организация этого не могла обеспечить, так как используя средства старого родового строя, управлять таким обширным государством было достаточно сложно.



На первый план выдвигается военный вождь (король) и его дружина, т.е.,войско, представляющее собой уже не народное ополчение, а составленное из служивых людей новой знати. Король и его окружение решают все наиболее важные вопросы жизни страны. Формируется новая «публичная власть» со специфичной системой учреждений. Хотя в начальный период сохраняются еще народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков.

Вводится новое территориальное деление страны. Земли, заселенные франками, стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц (сотен). Управление в них поручается доверенным лицам короля. В завоеванных южных районах Галлии на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Основным процессом становления франкского общества являлось возникновение и развитие в его недрах феодальных отношений. Их формирование происходило крайне неравномерно в разных районах страны, так как франки вступали в эпоху феодализма с исходных рубежей варварского, языческого, еще первобытнообщинного строя, а галло-римляне - из уже цивилизованного, христианского, рабовладельческого строя. В связи с этим наблюдалась важная особенность: два основных пути развития феодализма взаимно влияли друг на друга, тем самым ускоряя становление новой социально-экономической формации.



В развитии феодализма во франкском государстве прослеживаются два больших периода:

1. первый – VI-VII вв., известный в историографии как время монархии Меровингов,

второй - VIII - IX вв. – правление династии Каролингов.

Монархия Меровингов. После смерти Хлодвига франкское государство переживало длительный период феодальных распрей. Лишь в начале VII века наступила некоторая стабилизация. Земля к тому времени в значительной мере сосредоточилась в руках знати и была наследственной, свободно-отчуждаемой собственностью (аллодом). Крупнейшим землевладельцем становилась христианская церковь.

С другой стороны, перераспределение собственности влечет за собой процесс обезземеливания крестьян. Потеря земли сопровождалась наступлением на личную свободу крестьян. Чаще всего они закабалялись с помощью прекария (просьбы). Поначалу крестьянину передавалась часть господской земли в пользование на условиях выполнения ряда повинностей (работа на полях господина, выплата ему части урожая и т.п.).

Позднее получил распространение "прекарий предоставленный". Обедневший крестьянин «дарил» свой участок господину, который возвращал его, иногда с дополнительным наделом, но в пользование, и с обязательством нести определенные повинности.

Получает свое распространение и институт патроната . Отдача под покровительство (коммендация) была широко распространенным явлением. Она предусматривала:
- передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания;
- установление личной зависимости "слабого" от своего патрона;
- выполнение ряда повинностей.
Все это вело к постепенному закрепощению франкского крестьянства.
Можно выделить две категории зависимого крестьянства :

2. вилланы.

Правовой статус сервов как лично зависимых людей в известной степени унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность к земле. Они платили подушную подать /серваж/ ежегодный оброк, выполняли барщинные работы. Серв не мог жениться без согласия господина, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке и т.п. Первыми в разряд сервов попали колоны и рабы юга государства.

Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их в крепостных людей. Объем их повинности был строго определен правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, поскольку во Франции не было общегосударственного сыска крестьян.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы , которые считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали оброк (талью) меньший, чем сервы. Подушная подать считалась оказанием чести сеньору, а не проявлением личной зависимости. С XII века крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать специальный взнос за получение ими земельных участков по наследству.

Упрочение феодальной государственности, выражавшееся прежде всего в совершенствовании механизма подавления, не сопровождалось усилением власти королей. С середины УП века в эпоху так называемых «ленивых королей», бразды правления берет в свои руки знать. Главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации является палатный мэр, или майордом («старший по дому), власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями «из седла». На рубеже VII - VIII вв. эта должность становится наследственным достоянием знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

С именем одного из представителей этого рода майордома Карла Мартелла (первая половина VIII века) связано очень важное изменение в социально-политической структуре франкского общества. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.

Во-первых, майордом создал хорошо вооруженное конное войско, подчиненное главе государства. Во-вторых, конфисковав некоторую часть церковных имонастырских земель, Карл Мартелл стал распределять ее по-новому. Было покончено с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли стали предаваться в условное пожизненное держание - бенефиций (благодеяние). Держатель бенефиция был обязан нести военную службу в качестве тяжеловооруженного конника, вооружавшегося за свой счет. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

Реформа не только способствовала росту землевладения, дальнейшему закабалению крестьянства, она привела к установлению особых условий соподчиненности одних феодалов другим. Между владельцем бенефиция и лицом, вручившим землю (вассал - сеньор), установились договорные отношения, главных элементом которых стало несение военной службы.

Помимо главы государства бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь своими вассалами. Так стали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов. В IX веке на смену бенефицию приходит феод (наследственное владение).

Рост могущества феодалов сопровождался усилением их военной, судебной и финансовой власти над крестьянами. На владения феодалов, получивших иммунитетную грамоту короля, не распространялась власть государственных должностных лиц.

В 751 году сын и преемник Карла Мартелла Пипин, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь за собой усиление раздробленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768 – 814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. В результате больших завоевательных подходов в ее состав вошли территории, которые ныне составляют Западную Германию, Северную Италию, Северную Испанию и ряд других земель. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров.

Усилению личной власти императора способствовал и бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищнического захвата земель в УШ-1Х вв. король выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения за счет общин в интересах крупного землевладения.

К выполнению функций императора как «охранителя мира» был приспособлен и императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, «имеющие отношения к благу короля и королевства». Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал ему свою волю. Кроме этого, почти ежегодно созывался съезд всей знати (Великое поле).

К особенностям государственного управления франкского королевства при Каролингах относились следующие черты:

1. Должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Политическая власть была "атрибутом земельной собственности".

2. Вознаграждением за службу были земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения.

3. Отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления и суда, должностные лица совмещали функции. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание в компетенции.

Постепенно возрастала роль высших должностных лиц - министериалов.Первоначально они были главными управляющими королевским хозяйством. Тогда еще не проводилось различия между государственным и личным королевским имуществом, вопросы общегосударственные рассматривались как личные дела королевского дома. В силу чего министериалы фактически возглавили государственного управление и суд.

К числу наиболее важных министериалов относились:

1) Майордом. Наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того как сами заняли королевский трон.

2) Пфальцграф. Первоначально наблюдал за королевскими слугами, затем возглавил дворцовый суд.

3) Маршал. Некогда старший по королевской конюшне - начальник конного войска.

4) Архикапеллан. Духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Местные органы государственного управления. Вся территория страны была разделена на округа - "паги". Управление округом вручалось графу. В его распоряжении был военный отряд и народное ополчение.

Округа делились на сотни. Возглавили их центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графам.

Общины (марки) франков сохраняли самоуправление. На границах страны создавались более крупные территориальные объединения - герцогства. На управляющих ими герцогов была возложена оборона границ, в остальном их функции совпадали с графскими.

В восточных (германских) областях герцогская власть носила несколько иной характер, она уходила в прошлое, к временам племенных вождей, которые стали герцогами франкских королей.

Постепенно (начало VIII в.) все уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, становятся крупными землевладельцами. Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился юридической основой этого процесса. Графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передаются по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей.

Одновременно растут иммунитетные права отдельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдельных феодалов, связанных между собой отношениями вассалитета постепенно сменяет прежнее административно-территориальное деление.

Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения подлежали рассмотрению на королевском Совете.


Основным судебным учреждением страны, где рассматривалась подавляющая часть дел были "суды сотни". Их форма на протяжении нескольких веков не претерпела серьезных изменений.

Тем не менее, постепенно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только собирали мальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравших судей - рахинбургов и председателя суда - тунгина. На суде должны были присутствовать все полноправные жители сотни (мужчины).

Люди короля, поначалу лишь следившие за правильностью судопроизводства, затем становятся председателями судов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии получили право назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Таким образом, народные судьи отдалились от самого народа.

Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры расширяют свои права в области суда над крестьянами, живущими в их владениях.

В начале IX века Франкское государство находилось в зените своего могущества. Однако, уже тогда оно несло в себе элементы, приближающегося распада и упадка. Созданное путем завоеваний оно представляло конгломерат народностей ничем кроме военной силы не связанных. Властными структурами на местах были администрации губернаторов и графов, деливших власть с епископами, о чем официально свидетельствовал капитулярий Карла 1. Важную роль играли маркграфы, которые следили за безопасностью границ и порядком в пограничных графствах.

Карл осуществлял управление через рассеянный по империи административно-судебный аппарат "государевых посланцев", претворявших в жизнь королевские распоряжения. Эти люди в составе одного светского и одного духовного лица ежегодно объезжали округа, включающие в себя несколько графств. Они наблюдали за правильным управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения королевских обрядов, деятельностью королевских судей, рассматривали апелляции на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории владения того или иного феодала. Неповиновение последних грозило им штрафом. В целом же эта система власти свидетельствовала о слабости центра, не имевшего твердой опоры на местах.

Постепенно феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. К тому же экономика носила замкнутый натуральный характер. Не существовало и национальных связей, т.к. нации еще не формировались. Это вело к обособлению феодальных владений, что в конечном итоге завершило путь страны от феодальной монархии к периоду феодальной раздробленности.

После смерти Карла Великого в 843 году раскол был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене его внуками. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и среднее (будущие Франция, Германия и отчасти Италия). На смену раннефеодальной монархии приходит новая феодально-государственная форма - сеньориальная монархия.

Государство, подобное франкскому, получило название раннефеодального. Для него характерно:

Переходный характер феодальной монархии, когда она, выражая интересы феодализирующейся военной и чиновной знати, вынуждена была уживаться со старинными формами самоуправления;

Постепенное превращение свободных крестьян-общинников в крепостных;

Переход земли из ведения сельской общины в собственность феодалов. Все это свидетельствует о том, что первобытнообщинный строй уступил место феодализму.

Государство

феодальной Франции

План лекции

1. Становление феодального государства во Франции в форме сеньориальной монархии в условиях политической децентрализации (IХ-ХШ вв.).

2. Особенности процесса формирования сословий и утверждения сословно-представительной монархии во Франции (ХIV-ХVвв.).

3. Абсолютная монархия во Франции (XVI-ХVШ вв.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975.

2. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963

3. Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970.

4. Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети ХVП века. М.- Л., 1965.

5. Хачатурян Н.А. Возникновение генеральных штатов во Франции. М., 1976

6. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции (ХШ-ХV вв.) М., 1994

После распада империи Карла Великого в состав западно-франского государства вошли земли к западу от Рейна: Аквитания, Нейстрия, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. Однако Франция (само название утвердилось в Х веке) была единым королевством лишь номинально, так как ее территориальный распад продолжался.

Процесс перераспределения земельной собственности между сеньорами был завершен в 1Х-ХШ веках. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев во владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участи (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением самих крестьян, превращением их в феодально-зависимых. Формы и степень зависимости были очень разнообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами.

Разорительными для крестьян были баналитеты - монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.п., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату.

Хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, стабильных устойчивых экономических отношений между районами страны не было. В рассматриваемый период несколько увеличилось городское население. Некоторое развитие получило ремесленное производство. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, была проведена судебная реформа. В королевском домене была запрещена "частная война", т.е. выяснение отношений между сеньорами. Соперники должны были обращаться в королевский суд. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля, в течение которых феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы спорящие стороны также могли обратиться в королевский суд.

Для претворения в жизнь этого решения на местах почти во все области страны были направлены королевские судьи, значение которых постепенно настолько возросло, что к ним стали обращаться не только сеньоры, но и все свободные граждане, недовольные решениями сеньориального суда.

Из королевской Курии была выделена судебная палата - Парижский парламент - состоявшая в основном из юристов-профессионалов.

Финансовая реформа Людовика 1Х также способствовала ускорению процесса централизации страны. В королевском домене в качестве расчетной единицы вводится королевская золотая монета. Постепенно она вытесняет из обращения местные деньги. Королевская казна получила таким образом новы источник доходов.

Падение главного оплота рабства - Римской империи - сделало возможным выход на политическую арену Западной Европы многих этносов и народов. На смену рабовладельческому строю приходил феодальный.

Система феодальных отношений возникала в различных исторических условиях. В одних случаях она складывалась в недрах самого рабовладельческого общества при его разложении, как, например, в древнем Риме, в других - при разложении родового строя.

Образование Франкского государства и его особенности

Первые упоминания о франках в исторических памятниках появились в III в. Их предки назывались по разному: хамавы, сикамбры, батавы и др. Уже при Цезаре отдельные германские племена стремились переселиться в Галлию - богатую римскую провинцию, находившуюся в центре Западной Европы, по словам Тацита, «меняя свои болота и леса на весьма плодородную землю». Германские племена в произведениях римских историков назывались франками. Название «франк» (его переводят как «отважный», «вольный») было собирательным для целой группы нижнерейнских и среднерейнских германских племен. Позднее франки разделились на две большие ветви - приморские (салические) и прибрежные (рипуанские).

Римляне использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах с целью охраны рубежей. Начиная с 276 г. франки приходят в Римскую Галлию вначале как пленные, затем как союзники римлян. Франки находились на стадии ранне-классового общества . Соседская община-марка являлась основой их социальной жизни. Ее устойчивость держалась на праве коллективной земельной собственности и равноправии членов марки - свободных крестьян-воинов. Этот фактор сыграл важную роль в превосходстве франков над всеми остальными германскими племенами.

После падения Римской империи в V в. франки захватывают Северо-Восточную Галлию. Это была значительная часть территории Римской империи. Завоеванные владения попали под власть прежних франкских вождей. Среди них известен Меровей, от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Наиболее известный представитель рода Меровингов - король Хлодвиг (481-511 гг.), который являлся королем салических франков. В 486 г. он захватывает Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии) с центром в Париже.

В 496 г. Хлодвиг вместе с тремя тысячами дружинников принимает христианство. Это имело очень серьезные политические последствия. Дело в том, что другие германские племена, которые тоже пытались поживиться остатками Римской империи, были арианами, отрицавшими догматы римской церкви. Теперь Хлодвиг получил поддержку церкви в борьбе с ними. К 510 г. Хлодвиг создает обширное королевство от среднего течения Рейна до Пиринеев. Интерес представляет тот факт, что на захваченной территории Хлодвиг провозглашает себя представителем римского императора, ибо номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения особых прав, и становится правителем единого, уже не племенного, а территориального королевства.

На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами, забирая пустовавшие земли, а также участки бывшей римской казны и местного населения. Однако в главном отношение франков с галло-римским населением было миролюбивым. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.

В основу изложения материала данного учебника положена вторая периодизация.

На первом этапе, как уже отмечалось, шел процесс захвата земель и образования раннеклассового франкского государства.

В конце VI - начале VII в. оформились четыре части Франкского государства. В каждой из них выделились знатные фамилии, обладавшие всей полнотой власти - королевские майордомы. Власть королей оказалась в их руках. Этот период получил название «эпоха ленивых королей».

Второй этап истории Франкского государства - становление, расцвет и падение династии Каролингов.

Расцвет династии Каролингов приходится на правление Карла Великого (сына Пипина Короткого), который правил с 768 по 814 г.

К полусвободным относились литы. Их правовое положение было весьма специфическим. Они обладали земельными наделами, самостоятельно вели свое хозяйство, принимали участие в военных походах, судебных собраниях, могли частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами.

Их жизнь охранялась вергельдом, который был в два раза ниже, чем вергельд, назначавшийся за жизнь свободного общинника.

Социальные различия наглядно проявлялись в правовом положении рабов. Это была самая угнетенная категория населения Франкского государства. С точки зрения обычного права раб рассматривался как вещь и приравнивался к животному. Их труд использовался в качестве подсобной рабочей силы в хозяйствах свободных франков и служилой знати. Однако в отличие от рабов Афин и Рима франкские рабы обладали движимым имуществом, что явствует из уплаты ими штрафов в размере шести солидов (стоимость двух здоровых коров). Это также говорит о том, что они обладали некоторой правоспособностью.

В южной части франкского государства проживало галло-римское население: римляне - королевские сотрапезники, римляне - земледельцы, римляне, платившие налоги . 41 глава Салической правды говорит об ответственности за лишение жизни этих категорий населения.

Государственный строй Франкского государства на первом этапе (V-VII вв.)

Становление государственного строя происходит путем перерождения органов племенной демократии франков в органы государственной власти . Огромные завоеванные территории потребовали особой организации управления и их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превратился в монарха, уничтожая всех, кто стоял на его пути. Важным моментом в укреплении позиций Франкского государства послужило принятие Хлодвигом христианства. Пошел процесс складывания раннефеодальной монархии . Глава государства - король в это время стал прежде всего военным предводителем, главными заботами которого являлись охрана общественного спокойствия и усмирение лиц, выходивших из повиновения. Государственный аппарат еще только создавался, не было четкого разграничения полномочий королевских чиновников. Управление государством сосредоточивалось в руках королевских слуг и приближенных. Зарождалась так называемая дворцово-вотчинная система управления. Среди приближенных короля выделялись: дворцовый граф, выполнявший судебные функции; референдарий - хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством короля; камерарий - следивший за поступлениями в казну и сохранностью имущества дворца.

Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.

В VIII в. управление государством усложнилось. В 800 г. франкское государство было провозглашено империей.

Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.

Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа - паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.

Право Франкского государства

Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).

Салическая правда была написана на латыни и распространяла свое действие в основном на севере страны. На юге действовал кодекс Аллариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Гражданское право . В период правления династии Меровингов у франков еще сохранялась общинная собственность на землю. Титул LIX Салической правды определял, что земля (аллод) принадлежит всей родовой общине, в совместном пользовании которой находились леса, пустоши, выгоны, болота, дороги, неподеленные луга. Франки распоряжались этими угодьями на равных правах. В то же время Салическая правда указывает на то, что полем, садом или огородом франки пользовались раздельно. Они огораживали свои земельные участки изгородью, разрушение которой влекло наказание по Салической правде (титул XXXIV).

Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенефиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. В дальнейшем этот вид собственности становится основным.

Обязательственное право . За исключением земли все другое имущество могло быть предметом купли-продажи, займа, мены, дарения. Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, т.е. неформальной передачи вещи , которая следовала за договорами. Признавалась также и приобретательная давность, у франков она была очень короткой - один год.

Особой защитой по Салической правде обеспечивались займовые обязательства , где в титулах 50 и 52 тщательно регламентируется порядок истребования долга.

Наследственное право . Женщины первоначально не могли наследовать землю. Это право они получили только в VII в. Наследования по завещанию не было. Однако у франков практиковалась так называемая аффатомия, являвшаяся особым способом передачи имущества после смерти хозяина. Титул 46 довольно подробно определял порядок такой передачи.

Семейное право . Салическая правда не указывает на порядок заключения брака. Однако анализ ст. 3 ХХV главы позволяет сделать вывод о том, что брак без согласия родителей не заключался. Браки свободных с рабами не одобрялись, в противном случае они теряли свободу. Семейное право франков характеризуется господством мужа над женой, отца над детьми . Однако следует отметить, что власть мужа и отца у них не была такой неограниченной, как в Древнем Риме. Его власть над сыновьями прекращалась с достижением ими совершеннолетия (12 лет). Относительно дочерей он сохранял свою власть до вступления их в брак. Специфическим являлось положение жены, которая находилась под опекой мужа. Развод для нее признавался недопустимым. Если же муж решил развестись с женой, которая не была уличена в прелюбодеянии, а также в совершении преступления , он должен был оставить ей и детям все имущество. При заключении брака жених выделял невесте определенное имущество - в размере ее приданого, обычно в него входило движимое имущество (скот, оружие , деньги). Позднее в качестве приданого передавалась и недвижимость . Поэтому в случае смерти мужа в руках вдов иногда оказывалось значительное имущество. Поэтому было установлено, что лицо, вступившее в брак с вдовой, должно было предварительно уплатить родным первого мужа сумму в размере трех солидов и одного динария. Эта плата вносилась ближайшему родственнику первого мужа. Если его не оказывалось, она поступала в королевскую казну.

Уголовное право . Большая часть статей Салической правды относится к уголовному праву , нормы которого выражены в казуистичной форме, т.е. налицо отсутствие обобщающих и абстрактных понятий - «вина », «преступление», «умысел », «неосторожность» и т.д. Из анализа этих статей можно сделать вывод, что преступлением по ней является действие, наносящее физический, материальный или моральный ущерб конкретному лицу. В силу этого Салическая правда больше внимания уделяет двум видам преступлений: против личности и против имущества. К первым из них относятся все действия, связанные с нанесением телесных повреждений, убийством , оскорблением и т.д. Ко второму - все посягательства на собственность. Третьему виду - против порядка управления - посвящено лишь несколько статей.

Субъект преступления . Из текста Салической правды следует, что субъектами права являлись все слои населения. Но это не означает, что все они несли одинаковую ответственность. Наказания для раба определялись более жестокие, например смертная казнь , которая не применялась в отношении свободных франков.

Даже при рассмотрении дел о краже учитывалась принадлежность субъекта к рабам или свободным (титул 40, § 1, 5). За преступление, совершенное рабом, хозяин отвечал только в том случае, если он отказывался выдать раба на пытку. Причем ответственность для хозяина устанавливалась такая же, как если бы преступление совершил свободный человек (титул 40, § 9).

В Салической правде есть указания и на групповой субъект. Так, например, в титуле «Об убийстве скопищем» ответственность устанавливалась в зависимости от степени активности его участников. Но вместе с тем Салическая правда еще признавала в некоторых случаях равную ответственность для всех совершивших преступление (титул ХIV, § 6). Все указанное выше подтверждает тезис о том, что в обществе еще не сложилась его классовая структура.

Объективная сторона . Салическая правда признавала наказуемым только действие, бездействие было ненаказуемо. Франки уже различали такие способы хищения имущества, как кража и грабеж . Более того, принимались во внимание не только сумма похищенного, но и каким способом совершено преступление (взлом, подбор ключа и т.д.) - титул XI, § 2, 5.

Субъективная сторона . Салическая правда предусматривала ответственность только за умышленные преступления. Других форм вины она еще не знала.

Объектом преступления являлись, как правило, только те общественные отношения, которые регулировали охрану жизни, здоровья и чести человека, а также его собственности. Но были отдельные статьи, которые регулировали некоторые аспекты общественных отношений в сфере порядка управления (титул 51, § 2).

Рассмотрение состава правонарушения по Салической правде позволяет сделать вывод, что право было, как само общество и государство, несовершенным, имея признаки как родового, так и государственного строя.

Наказание . Целями его по Салической правде являлись: общее и частное предупреждение, возмездие, однако основная цель - возмещение ущерба. Салическая правда, как уже отмечалось, предусматривала различные наказания для свободных и рабов. Так, если для свободных франков наказания были преимущественно имущественными, то для рабов помимо штрафов применялись телесные наказания и даже смертная казнь (правда, лишь в исключительных случаях за тяжкие преступления) - титул 40, § 5.

Штрафы по Салической правде были очень большими. Самый маленький из них равнялся трем солидам, а это - стоимость коровы, «здоровой, рогатой и зрячей».

Штраф за убийство назывался «вира», «вергельд» (стоимость жизни). Он зависел от личности убитого. Если это епископ, то платили 900 солидов, граф - 600 и т.д. Здесь интерес представляет тот факт, что за убийство женщин платили, как за убийство человека, находившегося на королевской службе, - 600 солидов. Вполне понятно, что такие высокие штрафы были не по плечу простым франкам. В связи с этим представляет интерес титул 58 «О горсти земли», который регламентирует порядок выплаты вергельда сородичами убийцы.

Суд и процесс . В период родового строя судебные функции принадлежали собранию рода. В эпоху Салической правды судебным органом стал суд сотни - малюс, периодически собиравшийся в определенные сроки и состоявший из семи выборных рахинбургов, которые решали дела под председательством выборного тунгина. Рахинбургами выбирали обычно зажиточных людей, однако на судебных собраниях обязаны были присутствовать свободные жители сотни. Рахинбурги были обязаны судить по закону , и истец вправе был напомнить им об этой обязанности. Если же они и после этого откажут в рассмотрении дела, то они присуждаются к уплате штрафа в три солида, а если будут судить не по закону - присуждаются к уплате 15 солидов (титул 57, ст. 1-2).

С возвышением власти короля и его агентов на местах судебные функции сотни стали осуществлять графы, герцоги. Короли также стали рассматривать судебные дела. В эпоху «ленивых королей» майордомы получили право судить от имени короля вместе с некоторыми должностными лицами двора. Карл Великий предпринял важную реформу суда: отменил обязанность свободных жителей являться на все судебные собрания и заменил выборных рахинбургов назначенными королем членами суда - скабинами.

Скабинов назначали посланцы короля из числа местных земле-владельцев. Они состояли на службе у короля и судили под председательством графа. При Карле Великом появились и церковные суды для духовных лиц, а также и для мирян со смешанным составом судей по некоторой категории дел.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего . Салическая правда устанавливала суровую ответственность за неявку в суд ответчика (титул 56), а также свидетелей, показания которых необходимы истцу (титул 49). Кстати, за ложные показания Салическая правда предусматривала штраф в 15 солидов (титул 43).

Что касается розыска украденной вещи, то он регламентировался 37 титулом и назывался преследованием по следам . В ходе его проведения определялось одно важное обстоятельство: в течение какого времени была найдена украденная вещь. Если до истечения трех суток, то истец через третьи лица должен был доказать, что эта вещь его. А если после кражи прошло трое суток, то тогда тот, у кого ее нашли, должен доказать добросовестность ее приобретения. Титул 47 «О розыске» определял порядок доказывания своих прав на спорные вещи. Здесь интерес представляет срок для назначения судебного разбирательства - 40 дней для тех, кто живет по одну сторону реки Луары, и 80 суток - по другую сторону.

Суд рассматривал дело в присутствии свидетелей, показания которых являлись основными видами доказательств и давались под клятвой. Количество свидетелей по закону могло быть различным в зависимости от категории дел (от 3 до 12 человек). Когда не удавалось выяснить истину с помощью свидетелей, прибегали к ордалиям, которые осуществлялись путем погружения руки обвиняемого в котелок с кипящей водой. Испытуемый должен был опустить свою руку туда и держать до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Обожженную руку завязывали и через некоторое время вновь осматривали на суде. Если рана на руке заживала к тому времени, испытуемый признавался невиновным, если нет - его наказывали. Однако от этой процедуры можно было откупиться, но только при наличии согласия потерпевшего (титул 53).

Таким образом, Салическая правда и в процессе предусматривала некоторые преимущества для богатых.

Приговоры местного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.