Развитие в себе архетипа афины. Женские архетипы

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно , Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами .

Афина как архетип

Богиня мудрости Афина известна своим стратегическим гением и практицизмом. Как архетип, Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем.

Афина – женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии.

Такие качества, как неуязвимость и цельность , присущи не только , но и Афине. Женщина, движимая Афиной, считается только со своими собственными приоритетами. Богиня-девственница Афина, в отличие от Артемиды и , ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти.

Стратег

Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе. Проницательность Афины дает женщине возможность эффективно действовать в тех ситуациях, где важны политические или экономические соображения. Она может использовать свою способность мыслить стратегически для того, чтобы или продвигать свои собственные проекты, или быть компаньоном-советником успешного честолюбивого мужчины. Женщины, знающие свои возможности, обладающие интеллектом и практическим складом ума и неподвластные эмоциям в том, что касается дела, всегда руководствуются архетипом Афины. Афина блистает там, где требуется воля и способности к дипломатии и интригам .

Мастерица

Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи. Чтобы выткать покрывало, женщина должна сначала представить его и составить точный рисунок, а затем, нить за нитью, методически воспроизвести задуманное в ткани. Отсюда мы видим, что архетип Афины подразумевает способность планировать свои действия, сноровку, предусмотрительность и терпение.

Дочь своего отца

Архетип Афины как “дочери своего отца”, представлен женщинами, которых притягивает к могущественным мужчинам, имеющим авторитет, ответственность и власть, – иначе говоря, к мужчинам, соответствующим архетипу отца-патриарха или “мужчины-хозяина”. Под влиянием Афины женщина тяготеет к близким отношениям с сильными мужчинами, которые бы покровительствовали ей и разделяли ее интересы. Подобные отношения предполагают обоюдную верность.

Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти . Женщины-Афины обычно поддерживают существующее в обществе положение и руководствуются общепринятыми поведенческими нормами. Такие женщины, как правило, консервативны и сопротивляются переменам. У Афины мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному или бунтующему.

Работа

Женщина-Афина стремится заниматься тем, что для нее значимо. Она усердно трудится и принимает действительность такой, какова она есть, приспосабливаясь к ней. Ее взрослые годы обычно весьма продуктивны. В мире, где властвуют мужчины, присущая женщине-Афине способность к стратегическому планированию и логическое мышление оказывают ей неоценимую поддержку. Она преуспевает также и в домашних делах, используя свой практический ум и эстетический вкус для образцового содержания дома.

Женщина-Афина мастерица, все, что сделано ее руками, не только функционально, но и красиво. Кроме того, у нее деловое мышление, позволяющее ей демонстрировать и продавать свои изделия столь же успешно, как и создавать их. Она гордится своей квалификацией и с удовольствием дублирует уже изготовленные ею вещи, привнося в них различные вариации.

Взаимоотношения с женщинами: отстраненные

Характерная черта, которую обычно можно отметить у женщины-Афины в период половой зрелости или даже раньше, – это отсутствие близких подруг. Причиной отстраненности женщины-Афины от других женщин чаще всего оказывается ее детское восхищение отцом и интеллектуальное превосходство над матерью. Это впоследствии делает маловероятной тесную женскую дружбу, ибо женщина-Афина не чувствует своей общности с возможными подругами. Она не ощущает родства ни с женщинами, исповедующими традиционные ценности, ни с феминистками, на которых может быть внешне похожа, особенно если те делают карьеру. Таким образом, “сестринская общность” – понятие, чуждое большинству женщин-Афин.

У феминисток вызывают гнев успешно делающие карьеру женщины-Афины, которые, с одной стороны, поддерживают патриархальные по своей сути политические реалии, а с другой – очевидно извлекают наибольшую выгоду из успехов женского движения в том, что касается возможностей получить хорошее образование и сделать карьеру.

Взаимоотношения с мужчинами: приемлемы только герои

Женщину-Афину притягивают преуспевающие мужчины. Она обладает способностью заранее определять будущих победителей. Ее привлекает власть, которой она добивается, либо делая собственную карьеру с помощью преуспевающего старшего по возрасту руководителя, либо в качестве помощницы, жены, исполнительного секретаря или союзницы честолюбивого и способного мужчины. Для женщины-Афины власть – наилучший “афродизиак”.

Женщины-Афины не выносят глупцов. Они не терпят мечтателей, на них не производят впечатления духовные искатели; они не сочувствуют тем, кто слишком жалостлив, чтобы действовать решительно. Они не думают о голодающих в мансардах поэтах и художниках как о романтических персонажах, их не очаровывают мужчины, старающиеся быть вечными юношами. Для женщины-Афины определения “отзывчивый” и “восприимчивый” означают “проигравший”. Говоря о мужчинах, она имеет в виду победителей.

Пути развития

1. Поворот внутрь

Ориентированная на внешний мир женщина-Афина, сделав перерыв в череде силовых противоборств в бизнесе, юриспруденции или политике, обнаруживает, что она всегда либо работает, либо говорит о работе, либо несет работу из офиса домой. Спустя какое-то время она может почувствовать, что ее ум никогда не отдыхает – “колесики всегда вертятся”, – и ощутить потребность в большем равновесии. И тогда, в момент осознания всепоглощающего характера своей работы, Афина как богиня ремесел помогает ей отвлечься от дел. Все виды ремесел предоставляют женщине-Афине возможность сохранить внутренний баланс, в то же время не мешая ее сосредоточенности на внешнем мире.

2. Обретение внутреннего ребенка

Чтобы вновь обрести в себе ребенка, женщина-Афина должна отказаться от подхода “здравомыслящего взрослого” к новым переживаниям, характерного для ее детских лет. Вместо этого ей нужно иначе отнестись к жизни и рассматривать каждое впечатление как открытие. Когда кто-то говорит о том, чего она не переживала, женщина-Афина должна учиться слушать и как можно лучше представлять себя участницей событий, испытывающей описываемые чувства. Когда она окажется в соответствующем эмоциональном состоянии, ей следует позволить другим поддержать ее. Чтобы снова обрести в себе потерянного ребенка, ей необходимо играть и смеяться, плакать и увлекаться.

3. Обретение матери

Согласно мифам, у богини Афины не было матери и она гордилась тем, что у нее только один родитель – ее отец Зевс. Женщинам-Афинам необходимо узнать свою мать и оценить ее, позволив себе почувствовать материнскую заботу.

Женщина-Афина часто недооценивает свою мать. Ей необходимо узнать сильные стороны своей матери, – желательно до того, как она сможет оценить свое сходство с ней. У нее часто отсутствует связь с материнским архетипом (олицетворяемым богиней ), которую она должна ощутить в себе, чтобы пережить материнство глубоко и инстинктивно. Обретя новую перспективу, она может начать по-другому думать сначала о своей матери и других женщинах, а затем и о самой себе.

С искренней любовью к Вам,

P.S. По всем вопросам обращайтесь

Портье затрапезного пансиона стоял лицом к входным дверям и потому являл ипостась угрюмого мафиози. Леон успокоил его с порога, просто подмигнув и невзначай обронив на стойку перед его грозным носом купюру в сотню евро. Тот нахмурился, засуетился (все же чаевые были неожиданно жирными) и обратил зверский фас к компьютеру, явив постояльцам благостный профиль Папы Римского…

После простора бургундского дома их возмутительно тесный закут, выкроенный в конце коридора явно из какого-нибудь бывшего туалета или кладовки, Айю не то чтобы шокировал, но озадачил.

– Уже не будем. Завтра вылетаем в Геную.

– В Геную… – эхом повторила она, взметнув ласточкины брови. – А это что такое? – откинув занавеску на окне, ощупала никелированные ручки нашего транспорта , сложенного и прислоненного к стене. Леон снова восхитился: мгновенно заметила – вот наблюдательность, глаз-алмаз!

– Это инвалидное кресло.

– Та-ак… И кто тут инвалид?

– Я, – коротко отозвался он. Айя промолчала, продолжая осматриваться. Научишься тут помалкивать, подумал Леон чуть ли не с благодарностью. Если б она распахнула дверцы хлипкого шкафца, втиснутого в простенок, то обнаружила бы там и палку с крестовиной внизу. И то и другое, как и черный ортопедический ботинок, Леон приобрел в Гранд Фармаси Думер-Пасси.

Его любимый персонаж Ариадна Арнольдовна фон (!) Шнеллер (это, говорил Шаули, уже смахивает на обсессию) иногда взбадривалась, поднималась и шкандыбала, опираясь на палку: инвалидное кресло не всюду протащишь. А порой, как это было однажды в Праге, прямо-таки молодела лет на десять. Почему при этом Леон гримировался под Барышню в старости, он объяснить не мог. Эська, уже впавшая в маразм, столько раз повествовала о благородной Ариадне, принявшей еврейскую смерть, что в воображении Леона две старухи слились в один лелеемый им образ.

К тому же тут присутствовал еще нюанс: Леон ведь не просто выпускал в мир ожившую Ариадну: он посылал ее на месть. Спустя семь десятилетий после своего исчезновения старуха являлась в хаос этого грязного мира карающим ангелом, мышцей простертой, изничтожающей зло.

– Ты можешь еще поспать, – предложил Леон, доставая чемодан и раскрывая его на прикроватной тумбочке. – Время есть…

– Вот сволочи, – в сердцах бросила она, стянула через голову свитерок, расстегнула джинсы и переступила через них. – Бесстыжая обираловка!

– Да уж, это не ферма в Бюсси…

Она нырнула за занавеску и включила душ.

– Работает, слава богу! – крикнула оттуда. – И напор приличный… А мы ведь еще вернемся на ферму, а, Леон? Обещай мне. Я их всех так полюбила… Знаешь, там есть одна послушница – Нектария. Она египтянка, дочь дипломата, жутко умная, книжница такая, ой-ей-ей. Похожа на фараона в саркофаге, в смысле – высохшая, как мумия. И все время молчит…

Он не вслушивался в то, что она там бормочет, но сочетание ее голоса с шумом воды доставляло ему странное наслаждение, вначале необъяснимое, потом он понял: тот душ на пенишете, когда ему пришлось собственноручно мыть ее – тонкую, как мальчик-подросток, с этим шрамом под левой лопаткой, поливая на расстоянии и умирая от желания залезть к ней прямо в одежде и прижать к себе, ну и так далее.

Вдруг ему пришло в голову сейчас же опробовать на Айе… Точно! Почему бы и нет? И улыбнулся, предвкушая ее реакцию…

Достал из чемодана и открыл небольшую пластиковую "шкатулку с сюрпризом".

Она была трехэтажной: каждое донце выдвигалось, являя какие-то скучные баночки, пинцеты, тампоны и кисточки, лоскуты сероватой морщинистой кожи, напоминавшей шкурку ящерицы, прозрачные пластины с как бы проросшими сквозь них волосками бровей, усов и бород разного цвета… И несколько линз на глаза, которыми, впрочем, он редко пользовался, считая ненужным штукарством.

– …И вот кто-то привез в подарок монахиням невиданное баловство: черную икру! Ее вывалили из банок в лохань и поставили в трапезной на общий стол. Египтянка положила себе, как обычно, рисовой каши, сдобрила ее икрой и хорошенько посыпала сахаром. И принялась давиться этой бурдой – с каменным лицом. Представляешь? Смирение паче гордости. И никто ей ничего не сказал – чтобы не смутить…

По крайней мере, душ здесь работал хорошо, и Айя не торопилась, с удовольствием намыливая себя с головы до ног дешевым гостиничным шампунем, пригоршнями плеща в лицо воду, отфыркиваясь и продолжая громко вываливать впечатления из монастырских закромов :

– А еще там есть такая старенькая монахиня из Голландии, ну эта вообще – чудо из чудес. Захожу вчера в кухню и вижу кошмарную картину, можешь не верить: из огромной раскаленной духовки торчат тощие ноги в башмаках! Я ка-ак заору от ужаса! А она выползает ногами вперед – в нейлоновом подряснике, без единого ожога, и в одежде ни дырочки. Вот, говорит, проголодалась, решила отрезать себе кусок пирога. А тот стоит в самой глубине печи.

Леон наизусть подклеивал мятые мешки под глазами, почти не всматриваясь в свое отражение в зеркальце. Его пальцы досконально знали каждый выступ, каждую мышцу и впадину лица, надбровные дуги, горбинку хищного носа, и бежали, где-то прихлопывая складочку, где-то присборивая морщинку, придавливая весьма натуральную бородавку над правой бровью…

В театре он известен был тем, что не прибегал к услугам гримеров; а одна из них, китаянка Же Чен, когда бывала свободна, приходила поглядеть, как он гримируется. Бесшумно витала вокруг него, дышала в затылок, хмурилась где-то у виска, обдувала неслышным выдохом щеку. Говорила: маэстро Этингер, я учусь. Вы грим накладываете, как ноту берете: точно в тон…

– …Я вокруг нее прыгаю: как вы, да что вы, да не надо ли помочь… А она мне с таким спокойным достоинством: спасибо, мол, я справилась. На десятом десятке становишься как-то самостоятельнее… В общем, обязательно туда вернусь и сделаю серию рассказов о монастыре и о деревне – какие там лица есть, Леон, какие лица!

Наконец вышла из-за занавески, обернутая большим полотенцем. Другим полотенцем, поменьше, взлохмачивала темно-каштановую гривку уже отросших волос, что-то оживленно бубня из-под махровой ткани. Наткнулась на молча стоявшего Леона и подняла голову.

Она не издала ни звука, только отпрянула всем телом, уронила полотенце и осела на журнальный столик: к телу Леона была приставлена подрагивающая голова седой старухи с такими тошнотворными золочеными клипсами, что одно это могло кого угодно привести в ужас.

– Видали ее, – сказала страшная старуха отчетливыми губами Леона. – Разнагишалась тут. Подбери титьки, бесстыжая!

Айя изменилась в лице, медленно поднялась на дрожащих ногах и, размахнувшись, так что упало опоясывающее ее полотенце, с силой залепила старухе меткую сверкающую затрещину.

Та подхватила клипсу, издала короткое ржание и торопливо проговорила:

– Нормально, это шок… Да ладно тебе, Супец, я же просто для провер… – и вновь получила по мордасам уже с другой руки, для равновесия (ох и тяжеленькие это были ручки, когда Айя вкладывалась ).

Короче, эксперимент, подытожил Леон, минут через пять собственноручно высушивая феном ее темно-каштановый затылок, эксперимент прошел успешно.

Она обозвала его клоуном – когда пришла в себя. Господи, говорила, бросая брезгливые взгляды на морщинистую образину, слишком натуралистично, по ее мнению, навороченную , – с кем я связалась! С кем связалась!

– С Ариадной Арнольдовной фон Шнеллер, – мягко втолковывал ей Леон, слегка грассируя. – Погоди, вот мы еще должны как следует продумать тебя … Ведь ты и сама была в этом бизнесе , а? Платка-берета, понимаешь ли, тут недостаточно, все это чепуха. Кардинально человека меняет прическа. Я тут из гримерки стащил пару симпатичных париков римских легионеров, надо выбрать, примерить… – И обиженно ахал, как хозяйка, чей пирог гости недохвалили: – Почему – в жопу? Ну при чем тут жопа, Супец! Кстати, о ней тоже надо подумать: твоя походка недостаточно сексуальна… Не дергайся! Рассматривай это все как грандиозный спектакль. Ты же художник! Ты же сама рассказыватель историй…

Позже он все-таки разгримировался (она в постель его не пускала) и, лежа на немилосердно комковатом матрасе, брошенном на какие-то металлические козлы, в желтоватом сумраке их постылого закута расписывал Айе Портофино и Чинкве-Терре – пять лигурийских деревушек, "Пять земель", пять борго , где сам вообще-то никогда не бывал…

Она лежала щекой на его плече, закинув руку ему на шею, сонно переспрашивая, уже совсем засыпая… и вдруг опять задавая какой-нибудь вопрос.

Было забавное ощущение, что он укладывает неугомонного ребенка, который вот уже и набегался, и устал, и три сказки выслушал, и дал честное слово крепко закрыть глазки, но вдруг широко открывает их, блестящие, полные оживления, и доверчиво спрашивает: а правда, что боженька видит, когда человек не спит, даже если у того глаза зажмурены? И ты отвечаешь: правда-правда, ну-ка, давай, усыпай, наконец!

Ему необходимо было продумать воздаяние в мельчайших деталях, перебрать возможности, предусмотреть проколы, ничего не упустить. К тому же хотелось (и это смутно ощущалось им как измена Айе) мысленно побыть наедине с Николь, попрощаться по-настоящему - она это заслужила.

Женщины со слабым от природы архетипом Афины могут развить его с помощью образования и работы. Образование требует качеств Афины. Когда женщина учится серьезно, у нее вырабатывается привычка к дисциплине и систематическим занятиям. Математика, естественные науки, лингвистика, научные исследования, написание статей требуют мастерства Афины. То же относится и к работе. Способность женщины поступать "профессионально" подразумевает ее объективность, беспристрастность и мастерство. Женщина, глубоко сочувствующая другим людям и посвятившая себя медицине или уходу за детьми и больными, может обнаружить, что она вступила на территорию Афины и ей необходимо научиться бесстрастному наблюдению, логическому мышлению и мастерству в своем деле.

Развитие этого архетипа стимулирует процесс образования. Любое изучение объективных фактов, обдумывание, подготовка к экзаменам, прохождение тестов – все эти занятия пробуждают Афину.

Некоторые аспекты Афины иногда развиваются и по необходимости. Юная девушка в семье, где часто происходят скандалы, может научиться скрывать свои чувства. Она надевает защитную броню, ради своей безопасности становясь оцепенелой и бесчувственной. Она может учиться наблюдать и обдумывать свои действия, чтобы выжить. Афина пробуждается и в тот момент, когда преследуемая женщина начинает планировать, как сохранить себя или выйти из сложного положения.

Уолтер Ф. Отто, автор книги "Боги Гомера", назвал Афину "богиней, которая всегда рядом". Невидимая для других, она стояла непосредственно за своими героями, нашептывая им советы, сдерживая их в нужный момент и даруя преимущество над соперниками. Всякий раз, когда женщине нужно ясно думать в эмоциональной ситуации или когда она конкурирует с мужчиной при одинаковых условиях в сфере ее деятельности, она должна призвать архетип Афины, которая "всегда рядом".

Женщина-Афина

Существует определенный тип женщины, которая, кажется, наилучшим образом воплощает Афину в повседневной жизни. Она практична, уверена в себе, не рефлексирует, избегает каких бы то ни было сложностей и все воспринимает без суеты и беспокойства. Подобно самой Афине, которая также была и богиней здоровья, женщина-Афина энергична и отличается прекрасным физическим и душевным самочувствием. Она всегда элегантно выглядит, ее одежда отличного качества, практична и хорошо сшита. В ее внешности нет никаких признаков сумасбродства. Ее стиль обычно остается неизменным в течение всей жизни.

Успешная в деловом мире женщина-Афина, как правило, носит строгий костюм и блузку. Мужские рубашки также являются подходящей одеждой для женщин-Афин, культивирующих вечную бесполость.

Юная Афина

Ребенок-Афина разделяет способность юной Артемиды к сосредоточенности, однако вдобавок в ней явно выражен интеллект. Например, девочка-Афина может сама научиться читать в трехлетнем возрасте. Обнаружив новую книгу, она, по всей вероятности, захочет сунуть в нее свой нос. Если же она не занята чтением, то ходит по пятам за отцом, спрашивая: "Папа, почему?", или "Папа, как это работает?", или, чаще всего, "Папа, покажи мне!" (обычно она не спрашивает: "Мама, почему?", за исключением тех случаев, когда ее мать тоже Афина, способная логично отвечать на ее вопросы). Девочка-Афина серьезна, она целенаправленно ищет нужную ей информацию и хочет знать, как работают те или иные вещи.

Родители

Когда дочь-Афина чувствует любовь со стороны своего отца, который сам достиг успеха в жизни и гордится тем, что она следует за ним, это помогает развитию ее естественных наклонностей. Если ее поведенческая модель получает отцовское благословение, она растет спокойной, уверенной в себе; чувство собственного достоинства присуще ей "по праву рождения". Ее ум и честолюбие не создают конфликтов. Впоследствии, став взрослой женщиной, она испытывает удовлетворение от полного напряжения своих сил и демонстрации собственных способностей.

Но не у всех женщин-Афин есть отец-Зевс, оказывающий им должное внимание, а это – существенный элемент, необходимый для их развития. У некоторых женщин-Афин их вполне успешные отцы слишком заняты, чтобы заниматься ими. Другие отцы-Зевсы настаивают, чтобы их дочери вели себя так, как традиционно подобает девочкам. Они могут сказать, поддразнивая: "Не забивай свою хорошенькую головку лишней информацией", или бранить их, говоря: "Это то, с чем маленькие девочки не должны играть", или "Это тебя не касается, это бизнес". В результате она может вырасти с ощущением, что ее не пускают туда, куда она стремится, и часто теряет уверенность в своих способностях, хотя, возможно, и не отказывается от мыслей о карьере или бизнесе.

Когда у девочки-Афины отец совсем не похож на Зевса – например, он бизнесмен-неудачник, алкоголик, непризнанный поэт или писатель, – развитие ее как Афины затруднено. Она может отказаться от целей, которых могла бы достичь, и чувствует себя самозванкой, которую могут "разоблачить", даже когда другим кажется, что она преуспевает.

Обычно матери дочерей-Афин, если они сами не являются женщинами-Афинами, полагают, что их недооценивают и что их дочери совершенно не похожи на них самих. Ориентированная на близкие отношения женщина, вероятно, обнаружит недостаток взаимопонимания со своей дочерью-Афиной. Дочери не интересно, когда мать рассказывает ей о людях и их чувствах. Она хочет знать, как работает тот или иной механизм, и с разочарованием обнаруживает, что мать не имеет об этом ни малейшего представления. Как следствие, дочь-Афина может считать свою мать некомпетентной. Одна такая мать заметила, что ее десятилетняя дочь "рассуждает как тридцатилетняя женщина". Дочь говорила ей: "Мама, будь практичной!" Мать продолжала свой рассказ: "Иногда моя дочь заставляет меня чувствовать, что взрослая – она, а я – еще ребенок!"

Мать может оказать негативное влияние на свою дочь-Афину, утверждая, что с той происходит что-то неладное. Например, она может сказать: "Ты как вычислительная машина!" или "Попытайся хотя бы притвориться, что ты девочка".

У женщины с выраженным чувством собственного достоинства, развивающей свои качества Афины и умеющей добиваться того, чего она хочет, родители обычно относятся к типу Зевс – Метида (преуспевающий отец на переднем плане, воспитывающая мать – позади). Сама же она занимает в семье позицию сына-первенца. Часто ее положение в семье обусловлено теми или иными причинами, например, она могла быть единственным ребенком или старшей дочерью. Ее брат мог быть умственно или физически неполноценным или просто не оправдывать ожиданий отца. Как следствие, честолюбивые отцовские устремления сосредоточиваются на дочери, и именно с ней он разделяет свои интересы.

Женщина-Афина с высокой самооценкой может быть дочерью делающих карьеру родителей или преуспевающей матери. Она растет, считая примером в жизни свою мать, поддерживающую ее стремление к самоосуществлению.


Похожая информация.


Афина – женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин. Женщина, движимая Афиной, не уподобляется мужчинам. Ей не нужна помощь анимуса – она и сама хорошо и ясно мыслит. Представление об Афине как архетипе логического мышления бросает вызов утверждению Юнга, что женщина мыслит посредством своей мужской стороны, анимуса, который, как предполагается, отличен от ее фемининного эго. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии.

Если в женщине помимо Афины присутствуют и другие архетипы богинь, все эти архетипы могут выступать в едином союзе. Женщине, в которой сильна потребность Геры иметь супруга, Афина может помочь оценить ситуацию и выработать стратегию завоевания мужчины. Если Артемида вдохновляет женщину на создание собственного предприятия, успех проекта нередко зависит от политической проницательности Афины. Женщине, воззвавшей к Афине как к архетипу во время эмоциональной бури, рациональность этой богини поможет обрести терпение и выдержку.

Богиня-девственница

Такие качества, как неуязвимость и цельность, присущи не только Артемиде, но и Афине. Женщина, движимая Афиной, считается только со своими собственными приоритетами, подобно женщинам, в которых пробуждены архетипы Артемиды или Гестии. Как и Артемида, Афина побуждает женщину сосредоточиться скорее на том, что имеет значение для нее самой, чем на потребностях других людей.

Богиня-девственница Афина, в отличие от Артемиды и Гестии, ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. В то же время архетип этой богини-девственницы помогает женщине избегать затруднительных в эмоциональном или половом плане взаимоотношений с мужчинами, с которыми она сотрудничает. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Афина появилась в обществе олимпийских богов сразу взрослой женщиной, проявляющей интерес к земным делам. Таким образом, архетип Афины представляет собой более позднюю и зрелую версию богини-девственницы, чем Артемида. Благодаря своей прагматической позиции и здравомыслию, а также отсутствию романтизма и девичьего идеализма, Афина производит впечатление "благоразумного взрослого".

Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении. Архетип Афины обеспечивает преуспевание в бизнесе, учебе, а также в научной и политической деятельности. В административной сфере Афина может быть представлена женщиной со степенью магистра, движущейся вверх по служебной лестнице при поддержке могущественного руководителя.

Проницательность Афины дает женщине возможность эффективно действовать в тех ситуациях, где важны политические или экономические соображения. Она может использовать свою способность мыслить стратегически для того, чтобы или продвигать свои собственные проекты, или быть компаньоном-советником успешного честолюбивого мужчины. Женщины, знающие свои возможности, обладающие интеллектом и практическим складом ума и неподвластные эмоциям в том, что касается дела, всегда руководствуются архетипом Афины. Женщина с Афиной в душе сразу схватывает, что следует сделать, и рассчитывает пути достижения желаемого результата.

Афина блистает там, где требуется воля и способности к дипломатии и интригам. Всеми этими качествами сполна обладала Клэр Бут Льюс – известная красавица, драматург, член конгресса, посол Соединенных Штатов Америки в Италии и почетный генерал армии США. Благодаря своему честолюбию, интеллекту, а также удачному браку (ее муж был основателем журнала "Тайм", Зевсом в своей области деятельности) она проложила себе путь в мужском мире. Эта женщина вызывала у окружающих зависть и восхищение. В глазах своих почитателей она заслуживала всяческих похвал за то, что проявляла неизменное хладнокровие под огнем критики. Недоброжелатели же воспринимали ее как "холодную интриганку".

Подобна Афине и успешная в науке женщина с докторской степенью. В академическом мире для получения должности помимо исследовательской работы требуется наличие публикаций, участие в различных комитетах, субсидии. Нужно понимать, что идет игра, в которой необходимо вести в счете. Чтобы продвинуться, женщинам, как и мужчинам, нужны руководители, спонсоры и союзники. Одних интеллектуальных способностей обычно недостаточно – важны правильная политика и тактика действий. Какой предмет она преподает, чему посвящены ее исследования, в каком университете она обосновалась, какого руководителя выбрала, – все это играет свою роль в решении, получит ли она субсидии и должность, необходимые для того, чтобы делать свою работу.

Розалин Елоу, которая получила Нобелевскую премию в области химии за открытие метода радиоиммунного анализа (использование радиоактивных изотопов для измерения уровня гормонов и других химических соединений в организме), приходилось быть истинной Афиной, чтобы совершить то, что она сумела сделать. Она рассказывала, какую радость доставляет ей работа головой и руками (сочетание двух аспектов Афины – мудрости и ремесленного мастерства). Нужно быть мудрым стратегом, чтобы придумать серию лабораторных экспериментов, приведших к открытиям. Кроме того, способности Афины помогли Розалин сделать политическую карьеру.

Мастерица

Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи. Чтобы выткать покрывало, женщина должна сначала представить его и составить точный рисунок, а затем, нить за нитью, методически воспроизвести задуманное в ткани. Отсюда мы видим, что архетип Афины подразумевает способность планировать свои действия, сноровку, предусмотрительность и терпение.

Женщины из числа переселенцев, покорявших дикие земли на Западе США, сами пряли шерсть, ткали полотно и сукно и шили практически всю одежду, которую носили члены их семей. Продвигаясь бок о бок со своими мужьями по неизведанными территориям, эти женщины были воплощением Афины – хранительницы домашнего очага. Чтобы выжить и добиться успеха, они должны были обладать характерными качествами Афины.

Дочь своего отца

Архетип Афины как "дочери своего отца", представлен женщинами, которых притягивает к могущественным мужчинам, имеющим авторитет, ответственность и власть, – иначе говоря, к мужчинам, соответствующим архетипу отца-патриарха или "мужчины-хозяина". Под влиянием Афины женщина тяготеет к близким отношениям с сильными мужчинами, которые бы покровительствовали ей и разделяли ее интересы. Подобные отношения предполагают обоюдную верность. В награду за свою преданность женщина, подобно самой Афине, становится "правой рукой" и пылкой сторонницей своего избранника, которой доверено использовать его авторитет и охранять его привилегии.

Многие секретарши, посвятившие жизнь своему начальнику, являются женщинами-Афинами.

Как "дочь своего отца", Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. Женщины-Афины обычно поддерживают существующее в обществе положение и руководствуются общепринятыми поведенческими нормами. Такие женщины, как правило, консервативны и сопротивляются переменам. У Афины мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному или бунтующему.

В этом отношении примером женщины-Афины может служить Филлис Шлафли, магистр, исключительный организатор и прекрасный оратор, возглавившая оппозицию Поправке о равных правах. Пока Филлис не стала лидером оппозиции, всеобщее признание этой Поправки казалось неизбежным. Поправка о равных правах была ратифицирована в тридцати штатах в течение года. Но как только в октябре 1972 года Филлис создала организацию "Остановить Поправку!", ситуация изменилась. В течение следующих восьми лет только пять штатов ратифицировали Поправку, и пять из тридцати пяти ратифицировавших ее ранее проголосовали против собственного решения, принятого ранее. Филлис Шлафли, названная биографом "избранницей молчаливого большинства", представляет собой современную Афину в роли архетипической дочери, защищающей патриархальные ценности.

Золотая середина

Женщина с сильным архетипом Афины демонстрирует естественную склонность к умеренности и живет в соответствии с идеалом Афины, по принципу "золотой середины". Крайности обычно являются результатом сильных чувств или потребностей, страстной, вспыльчивой, справедливой или жадной натуры – всего того, что прямо противоположно рациональной Афине. "Золотая середина" поддерживается и склонностью Афины контролировать события, отмечать результаты и изменять направление действия сразу же, как только оно покажется непродуктивным.

Афина в броне

Афина появилась на сцене Олимпа в блестящих золотых доспехах. И в действительности жизнь "в броне" – характерная черта всякой женщины-Афины. Интеллектуальная защита предохраняет ее от ощущения боли – как своей собственной, так и боли других людей. Во время эмоциональной бури или в тяжелом сражении она остается недоступной чувствам, наблюдая, отмечая, анализируя происходящее и решая, как ей действовать дальше.

В мире конкуренции архетип Афины имеет явное превосходство над Артемидой. Женщина-Артемида намечает цели и соперничает, но у нее, как и у самой богини Артемиды, носившей лишь короткую тунику, нет брони. Если ведущий архетип женщины скорее Артемида, чем Афина, ее задевает любое неожиданное проявление враждебности или обман. Если она обижена или оскорблена, такая женщина действует в порыве эмоций, в то время как Афина холодно оценивает ситуацию.

Развитие в себе архетипа Афины

Женщины со слабым от природы архетипом Афины могут развить его с помощью образования и работы. Образование требует качеств Афины. Когда женщина учится серьезно, у нее вырабатывается привычка к дисциплине и систематическим занятиям. Математика, естественные науки, лингвистика, научные исследования, написание статей требуют мастерства Афины. То же относится и к работе. Способность женщины поступать "профессионально" подразумевает ее объективность, беспристрастность и мастерство. Женщина, глубоко сочувствующая другим людям и посвятившая себя медицине или уходу за детьми и больными, может обнаружить, что она вступила на территорию Афины и ей необходимо научиться бесстрастному наблюдению, логическому мышлению и мастерству в своем деле.

Развитие этого архетипа стимулирует процесс образования. Любое изучение объективных фактов, обдумывание, подготовка к экзаменам, прохождение тестов – все эти занятия пробуждают Афину.

Некоторые аспекты Афины иногда развиваются и по необходимости. Юная девушка в семье, где часто происходят скандалы, может научиться скрывать свои чувства. Она надевает защитную броню, ради своей безопасности становясь оцепенелой и бесчувственной. Она может учиться наблюдать и обдумывать свои действия, чтобы выжить. Афина пробуждается и в тот момент, когда преследуемая женщина начинает планировать, как сохранить себя или выйти из сложного положения.

Уолтер Ф. Отто, автор книги "Боги Гомера", назвал Афину "богиней, которая всегда рядом". Невидимая для других, она стояла непосредственно за своими героями, нашептывая им советы, сдерживая их в нужный момент и даруя преимущество над соперниками. Всякий раз, когда женщине нужно ясно думать в эмоциональной ситуации или когда она конкурирует с мужчиной при одинаковых условиях в сфере ее деятельности, она должна призвать архетип Афины, которая "всегда рядом".

Джин Шинода Болен
«Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь»
Перевод Г.Бахтияровой и О.Бахтиярова

2011 -8-12 11:06

align=right>

АФИНА,

богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца.

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Женщина, движимая Афиной, считается только со своими собственными приоритетами, как и Артемида, Афина побуждает женщину сосредоточиться скорее на том, что имеет значение для нее самой, чем на потребностях других людей.

Богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. В то же время архетип помогает женщине избегать затруднительных в эмоциональном или половом плане взаимоотношений с мужчинами, с которыми она сотрудничает. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Стратег

Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении. Архетип Афины обеспечивает преуспевание в бизнесе, учебе, а также в научной и политической деятельности. В административной сфере Афина может быть представлена женщиной со степенью магистра, движущейся вверх по служебной лестнице при поддержке могущественного руководителя.

Проницательность Афины дает женщине возможность эффективно действовать в тех ситуациях, где важны политические или экономические соображения. Она может использовать свою способность мыслить стратегически для того, чтобы или продвигать свои собственные проекты, или быть компаньоном-советником успешного честолюбивого мужчины. Женщины, знающие свои возможности, обладающие интеллектом и практическим складом ума и неподвластные эмоциям в том, что касается дела, всегда руководствуются архетипом Афины. Женщина с Афиной в душе сразу схватывает, что следует сделать, и рассчитывает пути достижения желаемого результата.

Афина блистает там, где требуется воля и способности к дипломатии и интригам.

Мастерица

Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи. Чтобы выткать покрывало, женщина должна сначала представить его и составить точный рисунок, а затем, нить за нитью, методически воспроизвести задуманное в ткани. Отсюда мы видим, что архетип Афины подразумевает способность планировать свои действия, сноровку, предусмотрительность и терпение.

Дочь своего отца

Архетип Афины как «дочери своего отца», представлен женщинами, которых притягивает к могущественным мужчинам, имеющим авторитет, ответственность и власть, – иначе говоря, к мужчинам, соответствующим архетипу отца-патриарха или «мужчины-хозяина». Под влиянием Афины женщина тяготеет к близким отношениям с сильными мужчинами, которые бы покровительствовали ей и разделяли ее интересы. Подобные отношения предполагают обоюдную верность. В награду за свою преданность женщина, подобно самой Афине, становится «правой рукой» и пылкой сторонницей своего избранника, которой доверено использовать его авторитет и охранять его привилегии.

Многие секретарши, посвятившие жизнь своему начальнику, являются женщинами-Афинами.

Как «дочь своего отца», Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. Женщины-Афины обычно поддерживают существующее в обществе положение и руководствуются общепринятыми поведенческими нормами. Такие женщины, как правило, консервативны и сопротивляются переменам. У Афины мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному или бунтующему.

Золотая середина

Женщина с сильным архетипом Афины демонстрирует естественную склонность к умеренности и живет в соответствии с идеалом Афины, по принципу «золотой середины». Крайности обычно являются результатом сильных чувств или потребностей, страстной, вспыльчивой, справедливой или жадной натуры – всего того, что прямо противоположно рациональной Афине. «Золотая середина» поддерживается и склонностью Афины контролировать события, отмечать результаты и изменять направление действия сразу же, как только оно покажется непродуктивным.

В мире конкуренции архетип Афины имеет явное превосходство над Артемидой. Женщина-Артемида намечает цели и соперничает, но у нее, как и у самой богини Артемиды, носившей лишь короткую тунику, нет брони. Если ведущий архетип женщины скорее Артемида, чем Афина, ее задевает любое неожиданное проявление враждебности или обман. Если она обижена или оскорблена, такая женщина действует в порыве эмоций, в то время как Афина холодно оценивает ситуацию.

Женщина-Афина

Существует определенный тип женщины, которая, кажется, наилучшим образом воплощает Афину в повседневной жизни. Она практична, уверена в себе, не рефлексирует, избегает каких бы то ни было сложностей и все воспринимает без суеты и беспокойства. Подобно самой Афине, которая также была и богиней здоровья, женщина-Афина энергична и отличается прекрасным физическим и душевным самочувствием. Она всегда элегантно выглядит, ее одежда отличного качества, практична и хорошо сшита. В ее внешности нет никаких признаков сумасбродства. Ее стиль обычно остается неизменным в течение всей жизни.

Успешная в деловом мире женщина-Афина, как правило, носит строгий костюм и блузку. Мужские рубашки также являются подходящей одеждой для женщин-Афин, культивирующих вечную бесполость.

Юная Афина

Ребенок-Афина разделяет способность юной Артемиды к сосредоточенности, однако вдобавок в ней явно выражен интеллект. Например, девочка-Афина может сама научиться читать в трехлетнем возрасте. Обнаружив новую книгу, она, по всей вероятности, захочет сунуть в нее свой нос. Если же она не занята чтением, то ходит по пятам за отцом, спрашивая: «Папа, почему?», или «Папа, как это работает?», или, чаще всего, «Папа, покажи мне!» (обычно она не спрашивает: «Мама, почему?», за исключением тех случаев, когда ее мать тоже Афина, способная логично отвечать на ее вопросы). Девочка-Афина серьезна, она целенаправленно ищет нужную ей информацию и хочет знать, как работают те или иные вещи.

Подростковые и молодые годы Афины

Девушки-Афины учатся самым разнообразным вещам. Их тянет к компьютерам, и они с большим рвением изучают принципы их работы. Они чувствуют себя как рыба в воде в программировании, поскольку мыслят четко и ясно, вникая в детали. Они интересуются курсом акций, могут экономить деньги и вкладывать их в какое-либо дело.

Очень часто девушки-Афины полагают, что большинство девчонок пусты и глупы, и относятся к ним так же, как и мальчики-подростки. С большой вероятностью можно предположить, что подросток-Афина, найдя неизвестное ей насекомое, скорее будет определять, к какому виду оно принадлежит, чем испугается. В случаях, когда другие девочки реагируют чисто по-женски, она старается разобраться в происходящем.

Молодая Афина может превосходить других девушек в шитье, вязании и вышивании. Она может получать удовольствие от таких занятий и разделять их с матерью и своими традиционно мыслящими подругами, даже если в других случаях и не находит с ними общего языка. В отличие от них, для нее мотивом занятий рукоделием будет не желание сделать одежду для куклы или какую-нибудь хорошенькую вещицу для себя, а стремление продемонстрировать свое мастерство. Она получает удовольствие от искусности собственной работы. Шить одежду для себя ее побуждают практичность и высокая оценка собственного труда.

Подростки Афины, в отличие от многих других, обычно не бывают трудными дочерьми. В их случае визг, крики и слезные сцены попросту отсутствуют. По-видимому, гормональные сдвиги не столь сильно воздействуют на их поведение и настроение, как у других девочек. В школьные годы они часто общаются с мальчиками, интеллектуально им равными. Девочка-Афина может состоять в шахматном клубе, сотрудничать в школьной газете, принимать участие в научных конференциях. И везде ей нравится превосходить других или быть им равной. Она может интересоваться химией, физикой или проводить время в компьютерном классе.

Разбирающиеся в общественных отношениях экстравертные девушки-Афины используют свои навыки наблюдения и анализа, чтобы выбирать те социальные связи, которые им следует поддерживать. Они осознают свою способность к успешному соперничеству, умение добиться популярности и вместе с тем – эмоциональную отстраненность от дел, которыми они заняты.

Девушки-Афины строят планы на будущее. У большинства из них есть четкие представления о том, чем они будут заниматься по окончании школы. Если их финансовое положение позволяет им поступить в колледж, они тщательно взвесят, какой именно колледж им подходит. Даже если семья не может помочь ей осуществить это намерение, она обычно находит способ получить стипендию или иную финансовую помощь.

Работа

Женщина-Афина стремится заниматься тем, что для нее значимо. Она усердно трудится и принимает действительность такой, какова она есть, приспосабливаясь к ней. Ее взрослые годы обычно весьма продуктивны. В мире, где властвуют мужчины, присущая женщине-Афине способность к стратегическому планированию и логическое мышление оказывают ей неоценимую поддержку. Она преуспевает также и в домашних делах, используя свой практический ум и эстетический вкус для образцового содержания дома.

Если девушке-Афине приходится идти работать сразу после окончания школы, она обычно заранее готовится к этому, например посещая бизнес-курсы. Ей не подходит роль Золушки, рассматривающей возможное замужество как избавление от жизненных невзгод, и чужды фантазии типа «однажды мой принц явится ко мне».

Если женщина-Афина выходит замуж, она обычно становится умелой хозяйкой и занимается домашними делами согласно некоей собственной системе. Каждая вещь в ее кухне занимает свое раз и навсегда определенное место. Женщина-Афина планирует покупки на неделю вперед и составляет меню так, чтобы экономно расходовать продукты. Она умело расходует деньги и хорошо планирует семейный бюджет.

Женщина-Афина может быть прекрасным преподавателем. Она досконально владеет предметом и излагает материал четко и ясно. Ее сильная сторона – умение доходчиво объяснять сложные алгоритмы. Афина – один из самых требовательных преподавателей. Ожидая и требуя тщательного исполнения заданного, она не принимает никаких отговорок. На нее не производят впечатления никакие душещипательные истории. Она не ставит незаслуженно высоких оценок и оказывает предпочтение студентам, которые хорошо учатся, уделяя им больше времени, чем остальным (в отличие от преподавательницы, движимой архетипом Деметры, уделяющей внимание тем, кто больше всего нуждается в помощи).

Женщина-Афина мастерица, все, что сделано ее руками, не только функционально, но и красиво. Кроме того, у нее деловое мышление, позволяющее ей демонстрировать и продавать свои изделия столь же успешно, как и создавать их. Она гордится своей квалификацией и с удовольствием дублирует уже изготовленные ею вещи, привнося в них различные вариации.

Обратившись к академической науке, женщина-Афина становится способной исследовательницей. С ее логикой и вниманием к деталям вполне естественно экспериментировать и накапливать научные данные. Она хороша в математике и естественных науках, может выступать на поприще экономики, юриспруденции, инженерной деятельности и медицины – иначе говоря, там, где ценится ясность мышления. Будучи одной из немногих женщин, избирающих традиционно мужские профессии, она чувствует себя при этом вполне уверенно.

Взаимоотношения с женщинами – отстраненные

Характерная черта, которую обычно можно отметить у женщины-Афины в период половой зрелости или даже раньше, – это отсутствие близких подруг. В юности большинство девушек делятся друг с другом своими страхами, секретами, страстными желаниями, тревогами по поводу того, как изменяется их тело, мыслями и неопределенными мечтами о будущем. Некоторых девушек в первую очередь волнует все, что касается мальчиков, секса и нарядов. У других преобладают поэтические настроения, они поглощены мыслями о смерти, безумии, мистике и религии. Все эти темы обсуждаются с имеющими подобные же интересы подругами и друзьями, но отнюдь не с такими скептичными реалистками и неромантичными наблюдательницами, каковыми являются юные Афины.

У феминисток вызывают гнев успешно делающие карьеру женщины-Афины, которые, с одной стороны, поддерживают патриархальные по своей сути политические реалии, а с другой – очевидно извлекают наибольшую выгоду из успехов женского движения в том, что касается возможностей получить хорошее образование и сделать карьеру. Первой женщиной, вступающей в какую-либо традиционно мужскую сферу деятельности и получающей в ней признание, часто оказывается именно женщина-Афина. Однако при этом она и не думает помогать своим «сестрам». В действительности, женщины-Афины могут лишь затруднить прогресс общественных отношений.

Взаимоотношения с мужчинами: приемлемы только герои

Женщину-Афину притягивают преуспевающие мужчины. В колледже она проявляет интерес к наиболее умным студентам. Когда она поступает на работу, ее привлекает продвигающийся вверх по служебной лестнице мужчина, который в один прекрасный день может возглавить предприятие. Она обладает способностью заранее определять будущих победителей. Ее привлекает власть, которой она добивается, либо делая собственную карьеру с помощью преуспевающего старшего по возрасту руководителя, либо в качестве помощницы, жены, исполнительного секретаря или союзницы честолюбивого и способного мужчины. Для женщины-Афины власть – наилучший «афродизиак».

Женщины-Афины не выносят глупцов. Они не терпят мечтателей, на них не производят впечатления духовные искатели; они не сочувствуют тем, кто слишком жалостлив, чтобы действовать решительно. Они не думают о голодающих в мансардах поэтах и художниках как о романтических персонажах, их не очаровывают мужчины, старающиеся быть вечными юношами. Для женщины-Афины определения «отзывчивый» и «восприимчивый» означают «проигравший». Говоря о мужчинах, она имеет в виду победителей .

Женщина-Афина обычно сама выбирает своего мужчину, отказываясь от встреч с теми, кто не соответствует ее представлениям об успехе. Определившись со своим избранником, она действует так тонко, что он остается в неведении, полагая, будто ее выбрал именно он. У женщины-Афины обостренное чутье, она знает, когда можно завести с мужчиной разговор о браке или возможном деловом союзе.

Если женщина-Афина ищет делового покровительства со стороны успешного мужчины или стремится стать его секретаршей, она находит возможность произвести на него впечатление своими способностями и усердной работой. Добившись поставленной цели, она стремится стать совершенно ему необходимой – положение, однажды достигнутое, дает ей как эмоциональное, так и профессиональное удовлетворение. Статус «офисной жены» или «второй в команде» дает женщине-Афине ощущение власти и близости к избранному ею «великому человеку», преданность которому она может пронести через всю свою жизнь.

Женщина-Афина любит обсуждать стратегические планы и быть посвященной в то, что происходит за кулисами. Ее советы и консультации могут быть весьма полезны, при этом они безжалостны. Женщина-Афина ценит мужчин, идущих к своей цели несмотря ни на какие препятствия, – сильных, изобретательных и удачливых победителей в современной борьбе за власть. Для некоторых женщин-Афин чем больше похож ее мужчина на «коварного Одиссея», тем лучше.

Сексуальность

Женщина-Афина живет головой, как будто не чувствуя своего тела и рассматривая его с сугубо утилитарной точки зрения. Ее тело дает о себе знать, когда она заболевает. Как правило, в ней нет ни чувственного эротизма, ни романтизма, ни кокетства.

Мужчины привлекают ее скорее в качестве друзей или покровителей, чем любовников. В отличие от Артемиды, секс не является для нее развлечением или захватывающим приключением. Ей, как и женщине-Артемиде, необходима Афродита, чтобы пробудилась чувственность, или Гера, чтобы она осознала свою сексуальность в контексте брачных уз. Иначе секс представляет для нее «часть соглашения» или рассчитанный, преднамеренный акт. Тем не менее, когда женщина-Афина решает быть сексуально активной, она учится искусно заниматься любовью.

Женщина-Афина часто остается незамужней, пока ее усилия сосредоточены на карьере. Если она – исполнительный секретарь или административный помощник избранного «великого мужчины», то может стать незамужней «офисной женой».

Если женщина-Афина выходит замуж, ее отношение к сексуальности может быть приблизительно таким же, как и к другим телесным функциям, – она считает, что секс должен быть регулярным, поскольку это полезно для ее здоровья. Кроме того, она полагает, что секс является частью роли жены.

Замужество

Когда у женщин нет возможностей преуспеть в карьере, большинство женщин-Афин заключают «удачные браки». Они выходят замуж за уважаемых ими усердно работающих и стремящихся к достижениям мужчин. И тогда, и теперь брак женщины-Афины – скорее союз партнеров, чем исполненные страсти отношения.

Скорее всего, женщина-Афина составила весьма точное мнение о своем избраннике и решила, что он ей вполне подходит. В первую очередь она союзница и подруга своего мужа, жизненно заинтересованная в его карьере или бизнесе. Вместе с ним она планирует стратегию его карьерного роста; в случае необходимости может работать в его команде. Она может мудро удержать партнера от преждевременных или импульсивных действий.

Если муж старше ее и ко времени женитьбы занимает видное положение, главная роль жены-Афины – сопутствовать ему в обществе. Ее задача – устраивать хорошие приемы и быть его «правой рукой» в поддержании общественных связей.

Помимо того, что жена-Афина может давать мужу дельные советы и способствовать его карьере, она обычно очень хорошо ведет домашнее хозяйство. С ее практицизмом и вниманием к деталям ей совсем не трудно держаться в рамках семейного бюджета и заниматься домашними делами. К рождению детей и их воспитанию она относится как к части своих обязанностей.

Жена-Афина находит полное взаимопонимание с мужем в том, что касается тех или иных событий в их жизни. Но чувственность в их отношениях практически отсутствует, поскольку они не придают ей значения и не понимают языка чувств.

Афина практически не испытывает ревности в том, что касается половых отношений. Она рассматривает брак как обоюдовыгодное партнерство. Обычно она преданна и ожидает преданности, однако не подразумевает при этом секс. Кроме того, ей трудно представить, что мужчина может предпочесть ей какую-либо другую женщину.

Однако иногда Афина явно недооценивает значимость интереса мужа к другой женщине. Ей неизвестна страсть, и потому она не может оценить, насколько могут быть подвержены любовному влечению другие люди. Ей также не хватает сочувствия к духовным ценностям, которые могут иметь особое значение для ее мужа. Потому она может оказаться застигнутой врасплох, когда, вопреки ее ожиданиям, он решит развестись с ней и жениться на другой женщине.

Когда решение о разводе принимает сама женщина-Афина, она расстается с мужем, которого «так любит», без особых эмоций. Идет ли речь о разводе или же нет, женщина-Афина умело справляется с ситуацией. Она принимает решения после переговоров, без злобы или затаенной обиды, и не чувствует себя внутренне опустошенной, даже если муж оставляет ее ради другой женщины. Она может оставаться в хороших отношениях с бывшим мужем и даже сохранить деловое партнерство с ним.

Брак, в котором и муж, и жена одинаково озабочены собственной карьерой, – относительно новое явление. Женщины-Афины могут преуспеть в таком браке более остальных. Необходим ум Афины, чтобы спланировать и осуществить как материальное обеспечение семейного тыла, так и распорядок жизни двух занятых людей.

Женщина-Афина консервативна в том, что касается роли женщины в семье, и не настаивает на полном равноправии супругов в распределении семейных обязанностей. Она успешно сочетает карьеру и домашние хлопоты. Ее можно назвать суперженщиной, поскольку она заботится и о собственной карьере, и о доме, в то же время являясь союзницей мужа и его советчицей.

Дети

Мать-Афина с нетерпением ждет того момента, когда ее дети подрастут настолько, чтобы она могла беседовать с ними, строить совместные планы и вместе совершать путешествия. В этом она противоположна Деметре, которая инстинктивно стремится быть матерью, любит возиться с детьми и хочет, чтобы они как можно дольше оставались маленькими. Женщина-Афина, напротив, по возможности нанимает няню для ухода за своими детьми.

Мать-Афина сияет, если у нее экстравертные, любознательные и честолюбивые сыновья. Они – ее подрастающие герои. У нее есть возможность давать им советы, учить их и вдохновлять на борьбу за первенство. Мать-Афина склонна поощрять стереотипное мужское поведение своих сыновей, с раннего возраста говоря им, что «сильный мужчина не плачет».

Мать-Афина хороша для дочерей, похожих на нее своей независимостью и разделяющих ее рациональный подход к жизни. Она – их наставница и пример для подражания. Однако дочери у некоторых матерей-Афин значительно отличаются от них самих. Например, дочерей гораздо больше может интересовать, как и что люди чувствуют, а не как устроены вещи. Дочери могут быть не столь уверены в себе и интеллектуально развиты. Тогда мать-Афина ладит с ними гораздо хуже. Если дочь не похожа на мать-Афину, та относится к ней благосклонно и снисходительно либо же не принимает ее в расчет и отдает предпочтение сыну. В таком случае дочь ощущает эмоциональную дистанцию с матерью и чувствует, что ее не ценят такой, какова она есть. Женщине-Афине трудно иметь дело с детьми – как девочками, так и мальчиками, – которые легко идут на поводу у своих чувств. Конечно, такая ситуация тяжела и для ее детей. Вероятнее всего, их самооценка окажется заниженной. В детстве они будут считать себя плаксами, а во взрослой жизни – слишком чувствительными. К тому же практическая направленность ума Афины делает ее нетерпимой в общении с мечтательным, склонным к фантазиям ребенком.

Мать-Афина надеется, что ее дети будут делать то, что она от них ожидает, и станут такими же «хорошими солдатами», как и она сама.

Средний возраст

Женщина-Афина часто обнаруживает, что средний возраст – лучшая пора ее жизни. С ее способностью воспринимать вещи такими, каковы они есть, она редко питает иллюзии и потому не разочаровывается. Если все идет согласно плану, она живет спокойно.

В среднем возрасте женщина-Афина находит время, чтобы переосмыслить свою жизнь. Она рассматривает все возможные варианты дальнейших действий. Если в центре ее интересов работа, а она находится посередине служебной лестницы, то теперь появляется возможность увидеть всю траекторию своей карьеры: как высоко она смогла подняться, насколько прочно ее положение, каковы дальнейшие перспективы и какими должны быть отношения с руководителем. Если она мать и ее дети выросли, она, вероятно, возьмется за проекты, которым сможет посвящать больше времени, так как дети стали самостоятельными.

Тем не менее средний возраст для женщины-Афины может неожиданно обернуться кризисом. Ее могут захлестнуть эмоции, превращая хорошо организованную, упорядоченную жизнь в хаос. Она может испытать супружеский кризис среднего возраста, который поставит под сомнения ее уравновешенность. Нередко ее кризис провоцируется кризисом мужа. Товарищеский брак, который для обоих был успешным союзом, теперь не удовлетворяет его. Он может ощутить отсутствие страсти в их супружестве и почувствовать, что его тянет к другой, эротичной и романтичной женщине. Если его жена по-прежнему верна своей природе Афины, она благоразумно справится с ситуацией. Однако в среднем возрасте гораздо легче пробуждаются другие богини, и впервые в жизни ее реакция может оказаться непредсказуемой.

Женщину-Афину не слишком огорчает наступление менопаузы, так как она никогда не определяла себя главным образом как мать. Для нее также не слишком важны молодость и красота, поскольку ее самооценка зиждется в первую очередь на интеллекте, компетентности и достижениях. Следовательно, тот факт, что она становится старше, не воспринимается ею как потеря. Напротив, оттого, что в среднем возрасте женщина-Афина обретает большую власть и влияние в обществе, чем в годы своей молодости, ее уверенность в себе и удовлетворенность своей жизнью могут даже возрасти, в то время как другие женщины озабочены тем, что они выглядят старше и становятся менее желанными.

Старость

Прожитые годы почти не оставляют следа на облике женщины-Афины. Всю жизнь она остается энергичной, практичной женщиной, которая активно занимается сначала работой и домом, переходя затем к добровольной общественной деятельности. Она обычно поддерживает традиционные общественные институты, особенно консервативные.

Когда дети женщины-Афины вырастают и разъезжаются, она не горюет из-за опустевшего гнезда. Теперь у нее больше времени для осуществления собственных проектов, приобретения новых знаний и работы, доставляющей ей удовольствие. Обычно у нее складываются вполне дружелюбные отношения со взрослыми детьми. Поскольку она поощряла их независимость и самостоятельность, не была навязчивой, у нее не возникает проблем с детьми и внуками. Они уважают ее и нередко очень любят. Не выказывая по отношению к ним особых чувств, она, тем не менее, поддерживает семейные традиции и приветствует регулярные встречи родственников на семейных праздниках.

Обычно женщина-Афина предвидит свое вдовство. Она знает, что в среднем женщины живут дольше мужчин, и, поскольку ее муж чаще всего старше ее, психологически готова к вдовству.

Психологические проблемы

Рациональная Афина никогда не теряла головы, сохраняла самообладание и не поддавалась зову сердца. Она жила по принципу «золотой середины» и не была подвластна эмоциям и иррациональным побуждениям. Большинство других богинь (кроме Гестии) либо давали волю своим чувствам и причиняли страдания другим, либо были преследуемы и сами страдали. Женщины, подобные им, также или причиняют страдания окружающим, или страдают сами. Афина же всегда была неуязвимой для иррациональных побуждений, над ней не довлели чувства, ее действия были обдуманными, а не импульсивными. До тех пор пока женщина следует Афине, она не станет жертвой чужих или своих собственных эмоций. Ее проблемы возникают из-за того, что она психологически «носит доспехи» и потому не может развить многие другие аспекты своей личности.