Составление плана местности. Практическая работа по географии "составление простейшего плана местности" Составление плана местности по описанию

Составление плана местности по описанию

Дано описание территории.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

Нужно составить план местности по описанию.

Ход работы:

1. Оформление работы.

– вверху – название работы «План местности»

В верхнем левом углу листа – вертикальная стрелка, показывающая направление «север – юг»

В правом углу надписывают масштаб:

например, в 1 см – 500м (переводят его в численный 1: 50000)

3. Разбить текст на части и выполнить задание по примеру.

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают ещё 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад.

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление её течения.

На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес.

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого – смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

geoschool 1. ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10.

Составление плана местности.

Составление плана местности полярной съемкой.

Подготовительный этап

    Вспоминаем: понятие «ориентирование», основные и промежуточн6ые стороны горизонта, азимут.

    Повторяем приемы определения направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба.

    На планшете в верхнем левом углу вертикально проводят стрелку «Север- Юг». Внизу указывают масштаб.

    Каков порядок составления и оформления плана местности?

Ход работы:

    Определите свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам из одного места - места наблюдения.

    Определите с помощью компаса основные стороны горизонта и направлений на окружающие объекты, а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов.

    Полученные результаты занесите в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначаются на плане.

Наблюдаемый объект

Расположение по отношению к месту наблюдения

Расстояние до объекта

Северо-запад

Северо-восток

На заметку!

Азимут. Или как пользоваться компасом на местности.

Составление плана местности по описанию.

Ход работы:

    На листе бумаги, с краю обозначьте стрелкой направления «север-юг». На планах местности север соответствует верхней рамке.

    Прочитайте текст описания местности.

    Обратите внимание на расстояния, указанные в тексте. Выберите масштаб. План не должен быть очень мелким.

    В ходе выполнения работы обращайтесь к образцу плана местности в атласе. Размер условных знаков должен соответствовать масштабу. Изображения знаков должны соответствовать общепринятым и быть выполнены аккуратно.

    Сначала начертите план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту и начертите окончательный цветной вариант.

Описание территории.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

Перед принятием решения о строительстве какого-либо хозяйственного объекта, о прокладке дорог, о размещении земель необходимо иметь изображение данной местности. Его можно иметь в виде рисунка или фотографии. Они сделаны обычно с поверхности Земли, поэтому на них не всегда видно, какие размеры и формы имеет этот участок, одни предметы заслоняют другие. Изображение местности может быть в виде , на которых местность показана сверху, однако на них не все предметы похожи на их действительный вид на местности, не все предметы местности можно определить (отдельно стоящее дерево, куст, ключ, мельница). На аэрофотоснимках нет названий , населенных пунктов, трудно здесь определить и деревьев, из которых состоят леса. Наиболее удобным и полным способом изображения местности является план.

Планом местности называется чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нем показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты. По плану местности можно определить взаимное расположение этих объектов, расстояние между ними, данного места и многое другое.

Значение плана местности огромно. Он верный помощник человека при изучении природы, ведении хозяйства, для туризма и при обороне страны. В сельском хозяйстве план местности необходим для размещения сельскохозяйственных объектов, определения размеров пашен, сенокосов, пастбищ. По планам устанавливают место строительства хозяйственных объектов, зданий, прокладки дорог, путей сообщений, линий электропередач. Все эти объекты сначала намечают на плане местности. Такие планы имеют все аварийные службы. Они позволяют быстро приблизиться к месту аварии.

План местности, так же как и , - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Но план отличается от .

На плане изображают небольшие участки местности, поэтому их вычерчивают в крупных масштабах, например, в 1 см - 5 км. На картах же показаны значительные участки местности - материк, государство, мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах: в 1 см - 1 км, или в 1 см - 100 км, в 1 см - 250 км.

При построении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают и считают, что участки поверхности являются плоскостью. При построении же карт кривизна земной поверхности всегда учитывается.

Планы являются очень подробным изображением местности, вплоть до отдельно стоящего дерева. На картах изображены только большие объекты: крупные реки, озера, горы, города. На плане Москвы четко видны многие улицы, а на карте Москва обозначена звездочкой.

Практическая работа №4

Тема «Составление простейшего плана местности»

Цель работы : Научиться составлять план пришкольного участка.

ХОД РАБОТЫ

    Выберите масштаб.

А. определяем размер участка в метрах.

Для этого измерьте его длину и ширину шагами.

! Запишите размеры участка (в шагах) в рабочей карте.

Зная, что длина 2-х шагов = 1 метру , определяем размеры участка в метрах.

! Запишите размеры участка (в метрах) в рабочей карте.

Б. определяем, насколько нужно уменьшить размер пришкольного участка, чтобы он уместился на листе бумаги. Так определяется масштаб плана.

! Запишите полученный масштаб в рабочей карте в нижнем правом углу.

    Определите, чему будут равны размеры пришкольного участка (в сантиметрах) на листке бумаги.

! Запишите полученные результаты в рабочей карте.

    ! Начертите контуры пришкольного участка, соблюдая масштаб, в рабочей карте.

    Определите при помощи компаса расположение основных сторон горизонта.

! Обозначьте в рабочей карте стрелкой направление «север-юг»

    ! Изобразите на плане при помощи условных знаков здание школы и яблоневого сада.

Если это необходимо, воспользуйтесь набором условных знаков на форзаце учебника.

    ! Запишите фамилии участников команды на обратной стороне рабочей карты.

Практическая работа №4 «Построение плана пришкольного участка»

    Определяем длину и ширину пришкольного участка шагами.

Сторона А

Сторона Б

Сторона Г

памятник

Сторона В

Длина стороны А _________шагов _____________ метров

Длина стороны Б _________шагов _____________ метров

Длина стороны В _________шагов _____________ метров

Длина стороны Г _________шагов _____________ метров

    Определяем чему будут равны размеры пришкольного участка на листке бумаги

Длина стороны А _____________см

Длина стороны Б _____________ см

Длина стороны В _____________ см

Длина стороны Г _____________ см

    Изображаем план пришкольного участка:

для стрелки

Масштаб: в 1 см- ______м.

Технологическая карта урока географии

ФИО учителя (полностью)

Емельянова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ №11 г. Бологое

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

«Составление плана местности по описанию». 18 урок

Тип урока

Практическая работа. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Базовый учебник

Цели урока: Способствовать формированию умения ориентироваться на местности, формировать представление о съемке местности, умения создавать простейшие планы местности по описанию

Методы обучения : наглядный, фактический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальные, групповые

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация начала занятия

Проверяет подготовку к уроку, настраивает учащихся на работу

Проверяют наличие линеек и карандашей, слушают учителя, включаются в работу

Слушают, пытаются определить тему урока

Актуализация знаний

Организует деятельность учащихся по повторению изученного материала.

Учитель:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка и ему необходима наша помощь (слайд №1)

Давайте поможем Незнайке. Что мы можем сделать, чтобы он не заблудился?

Правильно! Мы можем рассказать Незнайке все, что знаем о плане местности.

1.Что такое план местности?

2.Что такое масштаб?

3.Какие виды масштаба вы знаете?

4.Что такое условные знаки?

Молодцы ребята, теперь и Незнайка знает, что такое план местности и как с ним работать. (слайд №2)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Оценивают правильность ответов, сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Практикум

Закрепление знаний и способов действий

Слайд № 3

Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы Незнайка не заблудился и вовремя пришел к своим друзьям?

Конечно! Мы можем составить для него план местности, но вот ведь незадача, Незнайка хочет попасть к друзьям, которые живут в разных городах. Вот, послушайте – чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

(Приложение 1)

Что же нам делать?

Верно! Сейчас мы поделимся на группы и составим для Незнайки три плана местности

Учитель раздает задание, листы ватмана, организует проектную деятельность учащихся

(Слайд №4)

Приложение №2

Высказывают свое предположение, делятся на группы, получают задание и организуют свою деятельность

Принимают правильные решения, развивают умение работать в группе, слушать друг друга, принимать верное решение

Физкульт минутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

Выполняют движения

Ответственное отношение к своему здоровью

Контроль и самопроверка знаний

Защита проектов

Ребята, давайте проверим, что у нас получилось?

Учащиеся показывают свои проекты, объясняют маршрут движения Незнайки, отвечают на вопросы одноклассников, исправляют ошибки, если таковые имеются

Оценивают свою деятельность, проявляют интерес к своей работе

Подведение итогов занятий

Учитель подводит итоги работы, анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки

(Слайд №5)

Учащиеся принимают к сведению, какие были недочеты, чтобы не допустить их в дальнейшем

Адекватно реагируют на неуспешность своей деятельности

Информация о домашнем задании

Учитель задает домашнее задание, конкретизирует его

Учащиеся записывают задание на дом, при необходимости задают вопросы

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Приложение 1

Отрывок из произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Дорога пошла под гору, и машина покатилась быстрей. Вскоре начался новый подъем, и путешественникам опять стало казаться, что они очутились на краю земли, но как только подъем кончился, перед ними раскинулась новая ширь. Так повторялось несколько раз.

Беседуя, Незнайка и его спутники мчались все дальше и не заметили, как домчались до перекрестка дорог. На стрелке, которая показывала прямо, было написано: «Каменный город». На стрелке, которая показывала налево, было написано: «Земляной город». И, наконец, на стрелке, которая показывала направо, - «Солнечный город».

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей» изд. Терра-Москва 1991

Приложение 2

Солнечный город

восток , проезжая по грунтовой дороге, которая проходила по лугу, они увидели на севере смешанный лес. Проехав до колодца 4 км ., они свернули на северо-восток . Все 7 км дорога шла через заросли кустарника до родника, где Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток. До мельницы им оставалось проехать 8 км , на северо-востоке от дороги стояла одинокая ель. Повернув рядом с мельницей на юг , они увидели вдалеке Солнечный город, до него им оставалось проехать 3 км . Вид из окна машины был замечательный: на западе дорогу окружал фруктовый сад, а на востоке виднелась изумрудная гладь реки.

Земляной город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на север , до мельницы нужно было проехать 7 км по грунтовой дороге, с востока от которой находился луг. У мельницы друзья повернули на северо-восток к колодцу. 8 км дорога проходила через заросли кустарника, вдалеке на севере виднелся смешанный лес. У колодца Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на восток , до отдельно стоящего лиственного дерева их отделяло 4 км . Здесь дорога резко поворачивала на юг и все 8 км до города проходила через редколесье. Подъехав к городу друзья увидели на юго-западе протекающую реку.

Каменный город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на северо-восток , 5 км дорога проходила через заросли кустарника. Доехав до отдельно стоящего хвойного дерева, они повернули на север , на западе от дороги виднелся луг, а на востоке – редколесье. Проехав 7 км до мельницы, друзья свернули на восток к роднику, от которого их отделяло еще 7 км. У родника Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток , вдоль восточной стороны дороги протекала река, а на западе от дороги находился смешанный лес. Проехав 8 км ,они увидели город, на юге от которого находился фруктовый сад.

Литература :

География. Начальный курс. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М., Дрофа, 2013 год

О.А.Бахчиева. Начальный курс географии. Методическое пособие. Изд. «ДРОФА» Москва, 2007.

ПО Microsoft PowerPoint

Графический редактор Paint