Святой феодор стратилат в чем помогает. Великомученик Феодор Стратилат — житие

Феодор Стратилат является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Икона великомученика может стать вашим личным оберегом, который защитит вас от любых жизненных трудностей.

При жизни Феодор Стратилат прославился не только своими героическими поступками, но и непоколебимой вера в Бога. За его милосердие и храбрость Господь просветил его познанием христианства, что помогло святому Феодору защитить себя и человечество в бою со страшным змеем, который держал в страхе всех жителей Евхаита. До последних дней своей жизни великомученик отстаивал христианскую веру в мире язычников, что впоследствии и стало причиной его страданий и мучительной смерти.

История Феодора Стратилата

Великомученик Феодор Стратилат родился в старинном городе Евхаит. Не только храбрость и героические поступки прославили воина среди местных жителей, но и его вера в Бога, которую он не скрывал от других людей. Когда в окрестностях города завелся огромный змей, который пожирал все, что встречалось на его пути, и держал в страхе всю округу, только Феодор не побоялся отправиться на бой с чудовищем. Вооружившись мечом и молитвой, обращенной к Господу, он в одиночку напал на змея и безжалостно обезглавил его. После этого подвига Феодор заслуженно был назначен военачальником Гераклея, но помимо службы продолжал проповедовать христианскую веру.

В это время к власти пришел император Ликиний, который не одобрял проповеди молодого воина. В лице христианских верующих он видел угрозу для язычества. Однажды император прибыл в Гераклею и потребовал, чтобы святой поклонился языческим идолам, на что получил твердый отказ. Ликиния разгневал такой ответ, и он потребовал подвергнуть Феодора страшным мучениям. В этот же день Феодора распяли на кресте, но ангел, явившийся ночью, исцелил его. На следующее утро язычники увидели великомученика живым и невредимым и решили, что это Божье чудо. Узнав об этом, император приказал обезглавить Феодора.

Описание образа великомученика Феодора

Старинная икона Феодора Стратилата была написана в 19 веке в иконописной мастерской, расположенной рядом с Великим Новгородом. На ней вы можете увидеть храброго воина, который держит в одной руке копье, а в другой — круглый воинский щит или крест, что свидетельствует о мученических подвигах Феодора. На данный момент существует много разновидностей икон с изображением святого, но по композиции они похожи друг на друга.

О чем молятся Феодору Стратилату

Приобретя небольшую икону святого Феодора, вы можете сделать ее своим оберегом. Она помогает в укреплении веры, защищает от проблем и трудностей и помогает найти выход из любой ситуации.

Военные почитают Феодора Стратилата как своего покровителя и, отправляясь на службу, просят его о благословении и защите.

Заключенные обращаются к великомученику Феодору с просьбой о прощении грехов и скором освобождении.

Если в семье есть больной или одержимый злыми духами, родственники обращаются к святому Феодору с просьбой об исцелении и заступничестве.

Где находится икона святого Феодора

Во многих храмах нашей страны вы можете увидеть почитаемый образ великомученика Феодора Стратилата. Одна из самых знаменитых икон по сей день украшает северный фасад часовни Александра Невского, расположенной на Ваганьковском кладбище в Москве.

Молитва Феодору Стратилату

«О славный и великий мученик святой Феодор Стратилат! Защити нас грешных, обращающихся к тебе с молитвами в надежде на помощь твою. Заступись за нас перед Господом Богом, попроси его о прощении грехов наших, пускай убережет Он нас от зла и нападения безбожников. Пусть даст он нам житие тихое и узнает о нашей вере в Него, Его силу и могущество. Славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Дата празднования иконы

Молитвы, обращенные к святому Феодору, помогут вам защитить себя и своих близких от любых неприятностей. Попросить великомученика о помощи вы можете в любой день, но лучше всего сделать это 21 февраля или 21 июня . Именно в эти дни состоятся богослужения, посвященные памяти Феодора Стратилата.

Искренняя молитва — лучший оберег на все случаи жизни. Чтобы защитить себя от зла и проблем, обратитесь за помощью к святым, а поможет вам в этом эффективная молитва . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.02.2018 05:18

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

В храме святого Евстафия покоятся и мощи двух прославленных воинов-мучеников - святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата (Воина).
Во времена гонений на христиан при императоре Максимиане (286 - 305 г.) в понтийском городе Амасея (территория севера современной Турции) от святого Феодора Тирона, который в ту пору был солдатом римской армии, потребовали отречься от Христианской веры и принести жертву идолам. Он отказался это сделать, после чего был брошен в темницу и подвергнут жестоким истязаниям. Во время заточения ему явился Господь Иисус Христос, укрепляя и утешая страдальца. В конце концов, его приговорили к смерти и сожгли заживо в 305 году. Сначала его похоронили в Евхаите, позже мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви, посвященной ему. Глава святого Феодора Тирона находится в городке Гаэта в Италии.

Примерно через пятьдесят лет после своей кончины святой сотворил то чудо, которое более всего известно православным. В годы правления императора Юлиана Отступника (361-363 г.) правитель Константинополя решил обманом заставить христиан участвовать в языческих празднествах, и во время первой недели Великого поста приказал окропить пищу, продаваемую на рынке, кровью животных, которые были принесены в жертву языческим богам. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию, рассказал о намерении правителя и попросил передать христианам, чтобы не покупали оскверненную пищу, а вместо этого приготовили коливо (вареную пшеницу с медом). Так христиане избежали осквернения, и каждый год в первую субботу Великого поста празднуется память святого великомученика Феодора - служится молебен, верующие вкушают коливо в память о его заступлении.

Святой Феодор Стратилат был римским военачальником в армии императора Ликиния (312 - 324) и военным правителем города Гераклия. Его служение, как военное, так и в качестве градоначальника, было весьма достойным, и Ликиний, желая публично воздать ему честь, позвал его на языческое празднество, которое должно было состояться в Никомидии. Феодор понял, что пришел час, когда ему придется публично отказаться поклониться языческим богам и воздать хвалу Христу. Слуги императора доставили к месту проведения праздника золотых идолов, но святой Феодор приказал своим солдатам разбить идолы еще до начала торжеств и раздать обломки нищим. Когда это деяние стало известно императору, тот в ярости призвал к себе Феодора, и Феодор говорил с ним о Христе. Ликиний вынес ему смертный приговор. Святого подвергли бичеванию, ему было нанесено более тысячи ударов. После этого он был распят и пронзен стрелами. Во время страданий он непрерывно славил Бога. К недоумению палачей, он остался жив и умер лишь после усечения мечом 8 февраля 319 года. После победы Константина над Ликинием и восшествия его на трон Императора, мощи святого Феодора были перенесены из Евхаиты (его похоронили там рядом со святым Федором Тироном) в Константинополь и впоследствии положены в знаменитой церкви во Влахерне. Ему молятся как покровителю православного воинства.

Святой Георгий Новый Мученик из Неаполиса

Мощи святого Георгия также находятся в церкви святого Евстафия. Он жил в XVIII веке в малоазийском городе Неаполисе и был иеромонахом. Во время Орловского восстания 1770 года (неудавшейся попытки добиться независимости Греции в ходе русско-турецкой войны) турецкие пастухи, недовольные восстанием и раздраженные тем, что рядом находится священник, то есть глава местной христианской общины, убили его, когда он шел в соседнюю деревню служить литургию. Его закололи кинжалом, а тело бросили в поле. Спустя несколько дней после кончины он явился своим родным и рассказал, где искать его останки. После этих событий по молитвам у его мощей происходили чудеса.

Храм Успения (Святые Елевферий и Анфия)

В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 - 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 - 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать - священником, в двадцать - епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана.

Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ - привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 - 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии.

Частица мощей священномученика Елевферия имеется еще в итальянском городке Реати, где традиционно проживала большая греческая община; а церковка Успения в Неа Ионии в Афинах - это основное место, куда паломники со всего православного Востока приезжают поклониться этому Святому. Говорят, что в Авлоне (ныне албанский городок Влори) также до сих пор пребывает частица его мощей, и что и сейчас происходят чудеса по молитвам святого. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно, хотя вполне возможно, что во Влори есть их частица.

Когда в XII веке французские захватчики превратили Парфенон, бывший собором Богоматери Атениогасса, в католический храм, одна маленькая церковь в честь святого Елевферия была освящена как Православный собор Афин и продолжала выполнять эту функцию, и службы продолжались и при турках. Помимо прочего, в этой церковке состоялось посвящение в сан епископа святителя Дионисия из Закинфа. Она все еще стоит на этом месте, хотя и кажется крохотной по сравнению с "Митрополией" - митрополичьим собором, построенным в XIX веке, в котором пребывают мощи святой Филофеи Афинской и патриарха Григория V.

Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым - об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает "свобода", и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 -189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.

Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни (Прмц. Параскева Римляныня)

Мощи святой мученицы Параскевы находятся в районе Афин, который так и называется "Параскеви", в храме, посвященном ее имени. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев - подобие будущих монастырей, - где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима.

Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось ко Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия (138 - 61 г). Обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена!

Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения.

Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.

Монастырь Пендели (Свят. Тимофей из Пендели)

Тимофей родился в середине XVI века в городке Каламосе в семье клирика и получил образование в Афинах под покровительством епископа Оропова. Он принял сан священника, и после кончины своего благодетеля стал его преемником на епископской кафедре. Потом он был назначен архиепископом Эврипоса (Халкиса) и реорганизовал митрополию Халкиса. Добродетельный человек, энергичный, блестящий деятель, он к 1565 году стал для местных христиан путеводной звездой на пути к спасению. В то время на турецком престоле восседал печально известный Султан Селим II (1566 - 1574), и многие церкви в Константинополе были конфискованы под мечети. Хока Садеддин, учитель сына Селима II Мурада III хвастался, что "те церкви, что находились в черте города [Константинополя], освобождены от мерзких идолов, от скверны идольских нечистот, и после того, как с их образов были стерты лица, а в самих храмах зазвучали мусульманские молитвы и проповеди, многим монастырям и часовням могут позавидовать сами райские Сады". Подобное отношение к церквам было преобладающим, поэтому и в Халкисе, скорее всего, тоже существовала постоянная угроза конфискации церквей. Ориентируясь на антихристианскую политику Константинополя и опасаясь растущей популярности и влияния Архиепископа, паша Халкиса в 1570 году приказал взять Тимофея под стражу, но Нурбану, любимая жена из гарема Селима, мать его сына и наследника Мурада III, велела тайно предупредить Архиепископа, и он бежал вместе со своим дьяконом и несколькими священниками на гору Пендели, что недалеко от Афин.

Гора Пендели расположена в 20 километрах от центра Афин и имеет высоту 430 метров. Она веками давала приют отшельникам-аскетам, жившим здесь в пещерках и небольших монастырях. В таком месте Тимофей мог быть просто одним из многих здешних монахов. Как пишет один автор, "иногда инокам приходилось жить бок о бок с ворами, но воры их не беспокоили, поскольку,во-первых, у них нечего было красть, а, во вторых, воры видели их благочестие и святую жизнь. Некоторые из этих преступников даже раскаялись и сами стали монахами". На горе Пендели был монастырь св. Георгия Кикинариса, св. Иоанна из каменоломен, святых Архангелов, св. Петра и пещера Давела.

Придя впервые на гору Пендели, святитель Тимофей поселился возле небольшой церкви Святой Троицы, здание которой в наши дни является монастырской часовней. Потом он спустился немного ниже и стал жить на месте древнего заброшенного монастыря. Там, под одной из олив, он нашел икону Богородицы и воспринял это как знак свыше, указывавший на необходимость возродить древний монастырь. Со дня своего основания этот монастырь находился под охраной фирмана, выданного от имени султана и его преемников (более снисходительных, чем Селим), хотя местные правители иногда (к примеру, в 1688 - 1690 годах) игнорировали фирман, глядя сквозь пальцы на разграбление монастыря. После 1821 года монастырь Пендели, бывший ранее ставропигиальным (то есть подчинявшимся непосредственно Константинопольскому Патриарху) перешел в ведение Афинской епархии. К сожалению, икона Богородицы, бережно хранимая со дня обретения ее святителем Тимофеем в 1570 году, в 1966 году была украдена и так с тех пор и не найдена.
Восстановление и строительство зданий монастыря завершилось в 1578 году, после чего он был освящен в честь Успения Божией Матери. В монастырь начали приходить люди, желавшие жить обычной монашеской жизнью, и святитель Тимофей перебрался в храм св. Георгия Гаргетоса неподалеку оттуда, а потом еще дальше, в другой храм св. Георгия во Вравоне. Там одна турчанка, обратившаяся в Христианство, пожертвовала святителю Тимофею какой-то земельный участок после того, как он спас ее детей от пиратов. Как сказано в хрониках монастыря Пендели, местные турки и другие соседи были недовольны фактом пожертвования. Похоже, помимо этого были еще и трения между св. Тимофеем и св. Филофеей, поскольку, как пишет один местный историк, желая уладить вопрос о пожертвованной земле и "положить конец разногласиям между ним самим и св. Филофеей, св. Тимофей удалился на остров Кея (Циа) и построил там монастырь св. великомученика Пантелеймона". Какое-то время он жил на этом острове в пещере, возле которой и по сей день время от времени появляется чудесный источник, связанный с его именем. Он почил на острове Кея 16 августа 1590 года, через полтора года после кончины св. Филофеи.

Из мощей святого Тимофея сохранилась только глава. Она хранится в часовне св. Тимофея, которая находится слева от храма Успения, во дворе. Глава источает тонкое благоухание. По предстательству святителя Тимофея происходило много чудес. Дважды афиняне спасались от эпидемий чумы и холеры после крестного хода с его мощами.

Во времена турецкого ига монастырь Пендели устраивал в своих пещерах школу для детей повстанцев. После провозглашения независимости Греции в 1821 году она до 1920 года служила в качестве обычной государственной школы. Монахи Пендели активно участвовали в Войне за Независимость 1821 года. Двадцать два из них принимали участие в "Битве при Малых Мостах", а также в осаде Акрополя, где был ранен настоятель монастыря.

И монастырь, и пещера, в которой размещалась школа, открыты для посетителей. В пещере есть еще небольшой музей.

Храм Айя Динамис

Часовня XVII века Айя Динамис (Святая Сила), расположенная на углу улиц Пендели и Метрополис в юго-западной части, связана с монастырем Пендели и Войной за Независимость 1821 года. Во времена турецкого ига множество ценных предметов церковной утвари и монастырских архивов было спрятано в подземном проходе под храмом Айя Динамис. К сожалению, турки обнаружили и разграбили этот тайник. Позднее, с одобрения турецкого правителя Али Хасеки (1775 - 1795) приход монастыря участвовал в изготовлении пороха и пуль для защитников Афин. В XIX веке по подземному проходу под храмом Айя Динамис контрабандой переправляли амуницию для греческих повстанцев. Ночью 25 апреля 1821 года повстанцы, в числе которых были и монахи Пендели, начали осаду Акрополя - там скрылись бежавшие турки. Монахи даже предлагали свои книги и архивы для изготовления пыжей, которыми в бою набивали стволы ружей и орудий.

Византийский музей

Византийский музей расположен в красивом здании флорентийского стиля недалеко от площади Синтагма. Здесь хранится обширное и прекрасное собрание предметов христианского искусства IV - XIX веков. Среди экспонатов музея - иконы всех периодов византийской эпохи, образцы ранневизантийской скульптуры и даже одна маленькая раннехристианская базилика. Есть здесь и рельефные изображения (бронзовые, золотые и серебряные), а также хорошо сохранившиеся мозаики и фрески.

Старая церковная школа Ризариоса (Свят. Нектарий Эгинский)

Недалеко от Византийского музея находится старая церковная школа Ризариоса, которую с 1894 по 1908 год возглавлял святитель Нектарий Эгинский. В этом здании сейчас размещаются административные офисы школы; сама же школа переехала в район Халандри. Эта церковная школа - одна из многих в Греции, где мальчики 12-18 лет могут получить православное воспитание и изучать помимо школьных светских еще и церковные предметы. Многие учащиеся готовятся здесь к поступлению в духовные учебные заведения и к принятию сана. Рядом с административным зданием школы расположена церковь св. Георгия, построенная в 1834 году, в которой долгие годы совершал литургии святитель Нектарий. В этой церкви хранятся некоторые из его личных вещей и частица его мощей. Церковь открыта ежедневно.

Гора Химеттус и монастырь Кессариани

До горы Химеттус из центра Афин всего двадцать минут езды на автобусе, но здесь царят покой и чистота, столь дорогие сердцу паломника, изнуренного городским шумом и пылью. Поросший лесом горный склон дает живое представление об облике Афин на протяжении их истории. Еще в сороковых-пятидесятых годах XX века пастухи с дудочками, как в древности, пасли здесь свои стада. Здесь все так же вьются пчелы, собирая нектар с соцветий тимьяна. Любой мед афиняне называют "химеттус", но самый ароматный и вкусный - тот, что взят из ульев на склоне этой горы.

Монастырь Кессариани, посвященный Введению во Храм Пресвятой Богородицы, построен в XI веке на месте древнего храма Аполлона, который в более поздние времена классической эпохи был храмом богини Афродиты. В церкви сохранились ионические колонны и пол того времени, органично вписавшиеся в облик монастыря. Обитель Кессариани прекрасно сохранилась. Это монастырь Византийской эпохи в чистом виде, без каких-либо существенных изменений; сохранился даже католикон (главная церковь, собор) XI века. Собор выполнен в форме креста и увенчан куполом, стоящим на четырех колоннах. Купол украшен иконой Христа Вседержителя, стены апсиды расписаны фресками с изображениями Божественной литургии. Арка северного фасада является ярким образцом превосходного искусства византийских каменщиков. Нартекс и неф украшены фресками XVII века кисти известного иконописца Иоанниса Ипатиоса. Заказчиком этих фресок был Николас Бенизелос (один из членов той семьи Бенизелос, в которой за столетие до того родилась святая Филофея). К собору примыкает небольшая часовня святого Антония.

Строения монастыря располагаются вокруг внутреннего двора. Собор находится в восточной части, трапезная и кухня - в западной, а в южной части стоит баня (раньше это был масличный пресс), к которой примыкало двухэтажное здание с монашескими кельями. По всей вероятности, монастырь достиг своего расцвета в XIII веке, хотя и во времена турецкого ига он был известен как центр духовного просвещения и учености. К сожалению, в наши дни Кессариани - это только музей. Несмотря на это, красота его строений, хранимых с такой заботой, и окружающая природа - покрытый лесом и цветами горный склон - излучают мир и спокойствие, свидетельствующие о многовековом присутствии монахов-молитвенников.

Святой Феодор Стратилат (+ в 319 году) - великомученик. Св. Феодор родился в конце 3 века по Рождестве Христовом в селении Евхаиты (ныне городок Меситезя, Турция), недалеко (в 55 километрах, на расстоянии одного дня пешего пути) от города Амасии, в римской провинции Понт, Малая Азия. Византийский церковный писатель второй половины 9 века Никита Пафлагонец в своём произведении «Похвала Св. Феодору» называет Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Если это утверждение верно, то Св. Феодор Стратилат являлся племянником Свв. мучеников Евтропия и Клеоника (как предполагается, сводных братьев Св. Феодора Тирона по матери) и двоюродным (или родным) братом Св. мученика Василиска Команского (память его совершается 3 марта и 22 мая ст. ст). Прозвище Стратилат (греческое στρατηλατον) означает военачальник, воевода (в дословном переводе высокий воин) и указывает на его принадлежность к командному составу римской армии.

Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие - «юн телом, стар же смыслом о боголюбивом деянии своем» как выразился автор Жития Св. Феодора.

Храбрость святого Феодора Стратилата стала широко известной после того, как он подобно своему старшему родственнику Св. Феодору Тирону победил огромного страшного змея, обитавшего в пропасти в окрестностях Евхаит. Этот змей был огромен и страшен. Когда он шёл, под ним тряслась земля. Чудовище пожирало множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь. Доехав до поляны с сочной травой, находившейся вблизи пропасти, где жил змей, воин Христов пустил своего коня пастись, а сам прилег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия, преклонная летами (некоторые древние жития Св. великомученика Феодора Тирона называют Евсевию матерью Феодора Тирона. Согласно апокрифическому Житию Св. Феодора Тирона он спас свою мать, похищенную в подземное царство драконом). За несколько лет перед этим (а точнее в 306 году) она испросила у палачей тело святого мученика Феодора Тирона, не сгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта нового стиля). Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово. Потом, согласно Житию, он обратился со словами поддержки к своему верному коню как к человеку, убеждая его во всемогуществе Божьем:

Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при по-мощи Христа, да одолею я врага.

Когда явился змей, конь Феодора стал топтать его копытами, а затем чудовище нашло свою смерть от оружия святого. Прославляемый жителями Евхаит, благодарными за своё спасение, Св. Феодор вернулся в войска.

За свои подвиги Св. Феодор был назначен правителем города Гераклеи (на севере Малой Азии, основанного по преданию самим Гераклом, ныне это Эргиль, провинция Зонгулдак, Турция). Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.

В то время восточной частью Римской империи правил император-язычник Лициний (годы царствования 308 - 324). Первоначально он терпимо относился к вере Христовой. Вместе со Св. равноапостольным Константином I Великим Лициний был соавтором Миланского эдикта (313 год), даровавшего христианам свободу вероисповедания. Но впоследствии он воздвиг в подвластных ему землях гонения на последователей Христа, подозревая их в сочувствии к его сопернику - Св. Константину. Эти гонения не уступали по своей жестокости гонениям императора Диоклетиана:

«Прежде всего он выгнал из своего дворца всех христиан и тем несчастный, сам себя лишил их молитв перед Богом, которые, по обычаю и учению своих предков, они возносят за всех. Затем он распорядился уволить со службы в каждом городе и лишить звания всех воинов, которые не принесут жертвы демонам. … Дойдя до предела безумия, устремился он на епископов, видя в них, служителях Бога всяческих, противников своей деятельности. Действовал он из страха перед Константином не в открытую, а тайком и хитро и погубил своими кознями самых знаменитых. Способ убийства был удивительный, доселе неслыханный. То, что было сделано в Амасии и прочих городах Понта, превзошло самую крайнюю жестокость. Там одни церкви были разрушены до основания, а другие заперты, чтобы нельзя было их обычным посетителям собраться и совершить службу Божию… Льстецы из числа его наместников, желая угодить нечестивцу, подвергали епископов таким наказаниям, каких достойны только злодеи, и невинных мужей без всякого расследования брали под стражу и наказывали как убийц. Конец же некоторых из них был дотоле невиданным: тела их разрубали мечём на многие части и после такого варварского зрелища бросали их в морскую пучину на съедение рыбам. После этого снова началось бегство благочестивых людей, и опять слуг Христовых приютили поля, и опять пустыни, леса и горы ». (Евсевий Памфил «Церковная история»).

Зная об огромном авторитете, которым святой Феодор пользовался у жителей своего города, император прислал к нему своих послов, приглашая его к себе. Лициний рассчитывал уговорить Св. Феодора принести жертву идолам и тем самым подать пример своим подчинённым. Но Феодор отпустил императорских послов с почестями и сам пригласил к себе Лициния. Когда тот прибыл в Гераклею, Св. Феодор притворно согласился выполнить императорское повеление и попросил принести золотых императорских идолов к себе домой, обещая, что дома воздаст им почести и умилостивит их, а затем уже поклонится им при всем народе. Ликиний согласился. Однако ночью Св. Феодор разбил болванов на куски, а золото раздал нищим. Центурион Макселл донёс императору, что видел у нищих в руках голову Афродиты и они глумились над «богиней».

Разгневанный Лициний призвал к себе Феодора. Придя к тирану, святой признался в содеянном и открыто исповедал веру Христову. За это Феодора подвергли жесточайшим и изощрённейшим пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!». Нотарий (скорописец) Св. Феодора Авгарь (по другим сведениям его звали Уар) едва находил в себе силы описывать мучения своего господина. После этого святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и выкололи глаза. Изнемогая и духом и телом, страдалец воскликнул: «Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мной, зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми мою душу, ибо более не могу терпеть». Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святой умер и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, снял тело святого с креста, облобызал его и сказал:

Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Он с тобой. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи свой подвиг и придешь к Господу взять уготованный тебе венец .”

Сказав это, Ангел стал невидим, а святой стал хвалить и благодарить Бога. Воины Ликиния, посланные царем за телом мученика, нашли живым и совершенно здоровым, сидящим у креста и славословящим Бога. Увидев это чудо многие воины уверовали во Христа и тут же приняли крещение, многие из них впоследствии пострадали за Иисуса. В городе же началось восстание против Ликиния - жители требовали освободить Св. Феодора. Но великомученик, не желая избежать мученичества, вновь добровольно предал себя в руки мучителей. Восставших он удержал словами: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду». Попросив Авгаря описать свои последние минуты жизни, святой отправился на казнь, а перед этим одним своим молитвенным словом отверз двери темницы, освободив заключённых от уз. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею Феодор, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.
Св. Феодор был усечён мечём 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Вскоре после мученичества Св. Феодора нечестивый Ликиний поплатился за свои злодеяния против слуг Христовых. Он потерпел сокрушительное поражение от войск Константина Великого, попал в плен, был сослан в заключение в Фессалоники, а в 324 году казнён.

Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21 по новому стилю) июня 319 года они были торжественно перенесены на родину святого в Евхаиты. Во время перенесения тела Феодора и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа. Мощи Св. Феодора (вероятно в 10 - 11 веках) были перенесены в Константинополь.

Во время своего паломничества в столицу Византийской империи русский паломник Антоний Новгородец видел мощи Св. Феодора во Влахернах: «А у Лахерны во церковных полатах святый Феодор Стратилат лежит, и щит и меч его тут же». Ныне частицы мощей святого находятся в различных церквах на Востоке и на Западе. Часть мощей (вероятно после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) оказалась в Венеции.


Мощи Св. Феодора Стратилата в церкви Христа Спасителя в Венеции .

Честная глава великомученика находится на Афоне в монастыре Пантократор. Левая рука Св. Феодора находится в греческом монастыре Мега Спилеон на Пелопонессе.
Мощевики с частицами мощей Св. Феодора Стратилата были распространены на Святой Руси. Один из них хранился в ризнице собора Св. Софии в Новгороде, а в Москве частицы мощей пребывали в Образной палате и ризнице Благовещенского собора Московского Кремля.



Правая рука Св. великомученика Феодора Тирона и левая рука Св. великомученика Феодора Стратилата. Монастырь Мега Спилеон. Пелопоннес .

Предположительно в 1586 году в Москву с Афона была привезена часть главы великомученика. Для этой святыни в 1598 году, вероятно по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, был изготовлен ковчег. На крышке серебряного ковчега выполнено изображение святого в типе мученика - в воинских доспехах, с крестом и мечом в руках. В 1587 году в Москву с Афона, из монастыря Зограф была доставлена ещё одна частица мощей Феодора Стратилата.

После своей смерти Св. Феодор Стратилат был прославлен многочисленными чудесами - по молитвам к нему, от икон с его изображением. Святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 год) и Святой Иоанн Дамаскин (около 780 года) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени, все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.
Однако по какой - то причине культ Св. Феодора в первые пять веков после его мученичества не получил широкого распространения в Ромейской (Византийской) империи. Имя Св. великомученика стало часто появляться в трудах византийских агиографов (например упоминавшегося выше Никиты Пафлагонца) начиная с 9 века. Тогда же происходит и становление культа Св. Феодора, вобравшего в себя многие черты культа Св. Феодора Тирона, предполагаемого дяди Св. Феодора Стратилата.

Широкое прославление Св. Феодора начинается со второй половины 10 века, после одного из самых великих чудес, совершённых Господом по молитвам великомученика. Согласно сведениям из «Истории» византийского летописца Иоанна Скилицы и «Истории», принадлежащей перу Льва Диакона Калойского, чудесное заступничество Св. Феодора Стратилата помогло православному императору Иоанну Цимисхию (правил в 969 - 976 годах) в битве с язычниками - руссами под предводительством киевского князя Святослава в битве у города Доростола 21 июля 971 года. Вот как описывает чудо Лев Диакон:

«Итак, Россы…с громким и диким криком бросились на Римлян, кои, устрашённые необыкновенным их стремлением, начали отступать. Государь, увидев отступление войска, боясь, чтоб, от страха к чрезвычайному нападению врагов, оно не подверглось крайней опасности, с копьём в руке, храбро пошёл на них со своим отрядом. Загремели трубы и бубны зазвучали к бою. Римляне, следуя стремлению Императора, обратили коней и быстро пустились на неприятелей. Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождём расстроила Россов: ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам. Тогда, говорят, явился пред Римлянами некий воин на белом коне и ободрял их идти на врагов: он чудесным образом рассекал и расстраивал их ряды. Никто не видел его в стане ни прежде, ни после сражения. Государь, желая достойно наградить его и изъявить должную благодарность за подвиги, везде искал его, но нигде не мог найти. После того всеобщее распространилось мнение, что он был великий мученик Феодор, которого Государь молил быть себе в сражениях помощником, защищать и хранить себя вместе с воинством. Сказывают также, что сообразно с сим чудом случилось и в Византии, ввечеру накануне битвы следующее: одна девица, посвятившая себя Богу, видела во сне Богородицу, говорящую пламенным воинам, её сопровождавшим: «Призовите ко мне мученика Феодора» - и они тотчас привели храброго вооружённого юношу. Тогда она сказала ему: «Феодор! Твой Иоанн, воюющий со Скифами, в крайних обстоятельствах; поспеши к нему на помощь. Если опоздаешь, то он подвергнется опасности». На сие он отвечал: «Готов повиноваться Матери Господа Бога моего», - и тотчас ушёл. С сим вместе и сон удалился от веждей девы. Таким образом её сновидение исполнилось. Римляне пошли за сим Божественным предводителем и вступили в бой с неприятелями. Как скоро началось сильное сражение, то Скифы, окружённые Магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство, и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте ».

Византийский автор Иоанн Скилица ошибочно сообщает, что день битвы - 21 июля был днём памяти Св. Феодора Стратилата. В действительности в этот день согласно Синаксарю праздновалась память мучеников Феодора и Георгия, которые известны только по именам. Видимо, только после победы над Святославом этих мучеников превратили в святых воинов, которым впоследствии посвящались на этот день особые молебствия. В благодарность за оказанную ему Св. великомучеником помощь благочестивый император Иоанн Цимисхий отстроил храм во имя Св. Феодора Стратилата в Евхании (недалеко от Евхаит), в который перенёс его мощи, а Евханию, как повествует византийский историк Иоанн Скилица, переименовал в Феодорополис (в переводе с греческого - город Феодора). Хотя археологические находки византийских печатей в Болгарии в 20 веке свидетельствуют о том, что именно там находился город, переименованный в честь Св. великомученика в Феодорополь. В некоторых источниках, вероятно в связи с Феодором Тироном местоположением этого храма называют Евхаиты. Надо отметить, что в Византии Св. Феодор почитался именно как защитник от русских нашествий.

С течением времени почитание Св. Феодора Стратилата стало объединяться с почитанием его старшего современника Св. Феодора Тирона. Синаксари 10 - 11 веков предписывали совершать службу в честь великомученика в некоторых храмах Константинополя, посвящённых Феодору Тирону, прежде всего в храме, возведённом патрицием Сфоракием в 452 году. В 1265 году в городе Серры была построена церковь, посвящённая Феодору Стратилату и Феодору Тирону. Второй такой храм был возведён в Константинополе, в монастыре Киприану. Согласно видению императора Феодора II Ласкариса (правил в 1255 - 1259 годах), направлявшегося из города Серы, оба святых Феодора помогли ему отвоевать у болгар город Мелник в 1255 году. Наибольшей популярности почитание двух Феодоров достигло в 14 веке, когда византийский писатель Феодор Педиасмос составил свод чудес святых Феодоров. В поздней греческой и балканской иконографии известны изображения обоих святых сидящих на конях и обнимающих друг друга в знак братской привязанности.

Св. Феодор Стратилат был небесным покровителем знаменитого ромейского аристократического рода Гаврасов, чьим пращуром был Св. мученик Феодор Гаврас, прославленный военачальник, отвоевавший у турок - сельджуков Трапезунд. От Гаврасов происходит русский дворянский род Головиных.

Святой великомученик Феодор Стратилат был широко известен и почитаем на Святой Руси. Его образ олицетворял воинскую доблесть. Почитание Феодора Стратилата на Руси получило большее распространение, чем почитание Феодора Тирона. Его именем были многие русские князья и цари, многие из которых прославлены Церковью в лике святых: святой благоверный великий князь Ярослав Всеволодович (отец Св. Александра Невского), святой благоверный князь смоленский и ярославский Феодор Ростиславич Чёрный, святой благоверный царь московский и всея Руси Феодор Иоаннович, царь Феодор Борисович Годунов, царь Феодор Алексеевич Романов. Имя Св. Феодора было популярно и у простого народа - до 1917 года редко можно было встретить на Руси семью, в которой не было бы мужчины по имени Фёдор.

На Святой Руси часто возводили храмы, посвящённые святому Феодору, из которых самый известный - церковь Св. Феодора на ручью в Великом Новгороде (построена около 1361 года). Св. благоверный царь Иоанн Васильевич Грозный в честь рождения своего сына Феодора построил соборную церковь в Феодоровском монастыре в Переславле - Залесском. Храмы во имя Св. Феодора Стратилата существовали во многих русских городах: Москве (архитектор И. В. Еготов, 1782 - 1806 годы); Александрове (надвратная церковь 18 - 19 веков в Свято - Успенском монастыре) и др.

С именем Св. Феодора Стратилата связана история великой православной святыни - Феодоровской иконы Божьей Матери, семейной реликвии Дома Романовых.

Великомученик Феодор Стратилат: житие

Святой Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, нынешней Турции) и был воеводой (по-гречески - «стратилатом») в городе Гераклее у Черного моря.

Многие язычники, видя его добродетельную жизнь и кротость, принимали веру Христову.

Император Ликиний, соправитель Константина, узнав об этом, прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Феодора распяли на кресте, а ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие.

Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

Великомученик Феодор Стратилат: молитва

Молитва
великомученика Феодора Стратилата

Господи Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляяй, но защищаяй их! Буди мне милостив и соблюди мя от прелести вражия Твоим защищением, да не паду пред сопротивники моими и да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвизе сем за имя Твое святое. Ты мя укрепи и утверди и подаждь силу стати мужественно за Тя до крове и положити душу мою по любви к Тебе, якоже и Ты, возлюбив нас, положил еси на Кресте душу Свою за ны. Аминь.