Виды речи физиология. Физиологические основы речи: ее функции и механизмы

На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:

Укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,

Развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых

мышц, задействованных в речевых движениях),

Уменьшением клыков,

Увеличением свободной полости рта.

Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:

Центральные (определенные структуры головного мозга).

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха.

Органов дыхания,

Гортани,

Полости рта,

Полости носа.

Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.

Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек попросту не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развились органы слуха. Для того, чтобы говорить членораздельно, чтобы речь была похожа на речь других людей, необходимо слышать самого себя, то есть иметь обратную связь. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

Слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях - увеличении площади слуховой зоны, но и качественно - у человека в этой зоне находятся специализированные речевые центры.

В левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи - центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике обеспечивает различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных.

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры - центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается потере способности произносить слова (то есть специальные последовательности звуков). Внешне у человека остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет "память приемов произнесения слов", т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова.

Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.

Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Это не значит, что письменная речь зависит только от центров слуховой речи, для письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей, регулирующих движения глаз центров лобных долей.

Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми, но сложной системой, ансамблем, объединяющим разные участки коры головного мозга.

Логопеду необходимо знать: анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, и их изменения в случаях патологии; закономерности языка и его развития у ребенка и взаимосвязь с речевым развитием, общие принципы педагогического воздействия.

Обследование звуковой стороны речи ребенка представляет важное звено в общей системе речевой деятельности. Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Овладение звуковой стороной родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

· Ребенок усваивает артикуляцию, т.е. движение и позиции речевых органов нужных для произнесения звуков;

· И одновременно усваивает систему дифференцированных признаков необходимых для их различения.

Таким образом, формирование звукопроизношения зависит от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия (Кинестетика - это сформированный образ движений органов артикуляции). А так же от их взаимодействия между собой.

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

В большинстве случаев речевая патология связана с повреждением органов речи. По этой причине важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены. Характером такого повреждения во многом определяется содержание работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Понимание роли отдельных частных систем мозга в его целостной деятельности позволяет проводить системный анализ речевых расстройств.

Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах.


Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности. В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки. В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речевых реакций, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно- мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов (рис. 1).

Рис. 1. Схема иннервации артикуляторного аппарата:

1 - кора головного мозга; 2 - пирамидные кортикобульбарные пути; 3 - ствол мозга с расположенными в ней ядрами черепно- мозговых нервов правой стороны; 4 - тройничный нерв; 5 - лицевой нерв; 6,7 - языкоглоточный и блуждающий нервы; 8 - подъязычный нерв; 9 - добавочный нерв.

Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, регулирующие тонус и побуждающие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению голоса и характерных речевых шумов. К центральной нервной системе идут чувствительные раздражения от периферического речевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет, наиболее просты; они осуществляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и "наблюдаются у детей уже с первых месяцев жизни.

В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать интонационную сторону речи, что, по- видимому, может быть связано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

В возрасте 7- 9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые звуковые последовательности. Это означает, что начинают функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

Ребенок научается подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.

Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется. Ребенок первых лет жизни (2- 5 лет) под контролем слуха и кинестетических раздражений (а также и зрения) научается управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет. У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществления которой особое значение имеет зрительный анализатор.

У взрослого человека речь, так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мышлении, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдельные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чтение, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отделами целостной функциональной системы речи, что явно вскрывается в речевой патологии. Логопед должен быть знаком с деятельностью основных анализаторов (слухового и двигательного), принимающих участие в формировании и осуществлении речи.

Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора, расположенный в височных долях мозга. Наиболее сложный анализ и синтез речевых слуховых сигналов с обобщением их в фонематическую систему языка осуществляется вторичными и третичными отделами коры левой височной доли доминантного полушария.

Человек воспринимает звуки и дифференцирует их по силе, высоте, длительности звучания и тембру, но этот слух оказывается недостаточным для восприятия даже элементарной речи.

Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения и особенно звуки речи развивается у ребенка под влиянием окружающей речевой среды, причем в процессе активного овладения тем или иным языком.

Эта приобретаемая в индивидуальном развитии способность и носит название смыслоразличительного или фонематического слуха.

Нарушения слуха, особенно в детском возрасте, лишают речевые движения их нормальной чувственной основы и приводят к тому, что артикуляции, утерявшие свой контроль со стороны слуха, у ребенка недоразвиваются.

Нарушения слуха могут иметь периферический и центральный характер.

Под нарушениями слуха периферического характера, нередко ведущими в детском возрасте к глухонемоте, имеются в виду такие нарушения, которые возникают при поражении среднего уха, проводящего звук к рецепторному звуко- воспринимающему аппарату во внутреннем ухе, или самого этого аппарата. К глухоте могут приводить и поражения слуховых нервов.

Центральное снижение слуха наблюдается при поражении проекционной зоны коркового конца слухового анализатора в височной доле мозга (одностороннее поражение этой зоны не вызывает значительного снижения остроты слуха в связи с перекрестным ходом слуховых путей); кортикальная глухота развивается только в случае двусторонних поражений проекционной корковой зоны слухового анализатора, что наблюдается крайне редко.

Наконец, при поражении вторичных и третичных корковых полей слухового анализатора, в доминантном (обычно левом) полушарии мозга, острота слуха не снижается, но развивается сенсорная алалия , или сенсорная афазия .

К речедвигательному анализатору относятся кора головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые ядра, центральные нисходящие двигательные пути, ядра ствола мозга (прежде всего продолговатого) и периферические нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам (см. презентация 1).

Для деятельности речедвигательного анализатора существенное значение имеют и кинестетические раздражения, идущие от мышц речевого аппарата в кору больших полушарий. По учению И.П. Павлова , кинестетические раздражения представляют собой базальный компонент речи; совместно со слуховыми раздражениями они играют большую роль в формировании фонематического слуха; некоторое значение имеют и зрительные восприятия артикуляторных движений.

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный двигательные черепно-мозговые нервы.

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы и мышцы, закрывающие рот; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие смыкание и вытягивание губ, оскаливание, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого нёба; кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка; добавочный нерв - мышцы шеи; подъязычный нерв - мышцы языка. Ядра последних четырех нервов располагаются в продолговатом мозге, в связи с чем они получили название бульбарных ядер (продолговатый мозг по- латыни Bublus cerebri). Имеется множество нервных волокон, которые соединяют отдельные бульбарные ядра между собой и с другими ядрами периферических нервов, что обеспечивает их совместную деятельность.

Периферический речевой аппарат. В состав периферического речевого аппарата входят: органы ротовой полости, нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма (рис.2).

Дыхательный аппарат - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц (рис. 3). Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие - вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим - к основанию черепа).

Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх (см. рис. 3).

Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомогательные (например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох- выдох - остановка, вдох- выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за один раз воздуха равняется примерно 500 см3, но легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

Рис. 2. Строение речевого аппарата:

1 - головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - мягкое нёбо; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - глотка; 11 - надгортанник; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг.

Рис. 3. Типы дыхания.

Положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы:

Во время спокойного выдоха; ---- - во время вдоха при реберном

дыхании; - - - - - - - - - - - - - во время вдоха при диафрагмальном дыхании; ...... - во время вдоха и при ключичном дыхании.

Рис. 4. Вертикальный разрез гортани:

1 - надгортанник; 2 - черепало - надгортанная складка; 3 - щитовидный хрящ; 4 - ложная голосовая связка; 5 - морганиев желудочек; 6 - истинная голосовая связка; 7 - перстневидный хрящ; 8 - трахея.

В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного.

Голосовой отдел состоит из гортани (рис.4). Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами. Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут оказывать влияние на положение каждого из этих органов.

Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Голосовые складки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей.

Рис. 5а. Рис. 5б.

а - вовремя звучания: 1 - надгортанник; 2 - голосовые складки сближены; 3 - голосовая щель замкнута; б - при спокойном дыхании. 1 - надгортанник; 2 - голосовые складки расходятся под углом; 3 - голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха.

Они образованы толстой щито-черпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в горизонтальном направлении). Своей массой голосовые складки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель (рис. 5а). При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника (рис. 5б), обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые складки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые складки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

Голосовые складки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как воздух, выдыхаемый из легких с той или иной силой, стремится поднять гортань кверху, а без фиксации гортани в низком положении голосообразование делается невозможным. Фиксация гортани возможна благодаря напряжению взаимопротивоположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям.

Низкое ее положение зависит от положения нижней челюсти, языка и степени натяжения мышц зева и глотки: а) при недостаточно опущенной нижней челюсти подъязычная кость, а вместе с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и отодвинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и излишнее напряжение нёбно- глоточной мышцы.

Артикуляционный отдел (рис. 6). Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.

Основным органом артикуляции является язык. Принято выделять группу внешних мышц языка и группу внутренних мышц языка.

Рис. 6. Профиль органов артикуляции:

1 - губы; 2 - резцы; 3 - альвеолы; 4 - кончик языка; 5 - спинка языка; 6 - корень языка; 7 - твердое нёбо; 8 - мягкое нёбо; 9 - голосовые складки.

Внешние мышцы языка (рис. 7). Подбородочно- язычная мышца (парная) - самая сильная мышца языка, составляющая основную его массу. От подбородочного бугорка нижней челюсти ее нижние волокна идут горизонтально к основанию языка и телу подъязычной кости. Сокращаясь, они выдвигают язык вперед и несколько приподнимают его. Большинство волокон мышцы распространяется от того же подбородочного бугорка веерообразно к спинке языка, на протяжении от его кончика до корня. Эти волокна тянут язык, особенно его переднюю часть, назад и вниз. Наличие таких антагонистических волокон в основной мышце языка способствуют его эластической напряженности, его нормальному тонусу, что предохраняет язык от западания в полость глотки во время глубокого вдоха и глотания.

Рис. 7. Внешние мышцы языка:

1 - подбородочно- язычная мышца; 2 - шилоязычная мышца;

3 - подъязычно- язычная мышца.

Шилоязычная мышца (парная) - длинная, тянущаяся от шиловидного отростка височной кости до кончика языка по направлению вниз, кнутри и несколько кпереди. С уровня язычно- нёбной дужки мышца идет горизонтально в боковых отделах языка до самой его верхушки и тянет язык назад и вверх, растягивая его в ширину.

Подъязычно- язычная мышца (парная) - плоская мышца, идущая от подъязычной кости к боковым отделам языка по направлению вверх и кпереди. Тянет язык вниз и назад. Небно- язычная мышца (парная). Волокна мышцы тянутся между мягким нёбом и боковым отделом языка, входя в поперечные его волокна своей стороны. При фиксированном мягком нёбе тянет корень языка вверх и кзади.

Внутренние мышцы (рис. 8). Верхняя продольная мышца (непарная). Пучки мышцы лежат непосредственно под слизистой на протяжении всего языка. Действуя вместе с нижней продольной мышцей, укорачивает язык, и он становится толще и шире. Может выгибать язык вверх в продольном направлении. Сокращает и загибает кончик языка.

Рис. 8. Внутренние мышцы языка. Видны отдельные пучки продольных, поперечных и вертикальных мышц.

Нижняя продольная мышца (парная). Начинаясь от слизистой корня языка, волокна мышцы идут вниз и вперед к нижне-боковым отделам языка вплоть до верхушки языка. Укорачивает язык и может опускать поднятый кончик языка.

Поперечная мышца (парная). Волокна мышцы суживают язык, могут выгибать его вверх. Вертикальная мышца (парная) уплощает язык.

Особенности строения мышц языка, многообразие и сложность выполняемых ими движений предполагают постоянно меняющуюся, но, тем не менее, очень точную координацию работы его мышечных пучков.

Произвольные движения языка всегда представляют собой сложные мышечные синергии. Для высовывания языка из полости рта (сокращение нужных Пучков подбородочно- язычной мышцы) и тем более для загибания кончика высунутого языка вверх, к носу, должны быть расслаблены волокна этой же мышцы, тянущие язык назад и вниз. Наоборот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки мышцы.

Ее средние пучки являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка кверху. В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца - антагонист шило-язычной, но в движении назад обе эти мышцы агонисты.

Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращения волокон поперечных мышц языка (что делает язык узким) требуют расслабления волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шило-язычных мышц, идущих по краям языка и участвующих в эффекте его уплотнения и расширения.

Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, кзади) аналогичные мышцы правой и левой стороны должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону. При этом прикрепление мышечных пучков таково, что в случае работы подъязычно-язычных и шило- язычных мышц он отклоняется в сторону более напряженных мышц, а в случае работы подбородочно-язычных мышц - в сторону менее напряженных.

Пожалуй, наиболее сложны мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и особенно дрожащего звука [р]). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи. При этом, разумеется, работают мышцы голосовых связок, мягкого нёба и глотки, и дыхательные мышцы.

Все мышцы языка иннервируются от подъязычных, нервов, только нёбно- язычные получают нервные импульсы от языко-глоточных нервов.

Приведенные здесь краткие сведения об анатомическом строении и функциональной организации речевой деятельности должны способствовать пониманию речевой патологии и выбору адекватной методики логопедического воздействия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и охарактеризуйте центральные и периферические органы речи.

2. Опишите строение и охарактеризуйте функции речедвигательного анализатора.

3. Охарактеризуйте структуру периферического конца речедвигательного анализатора (дыхательный, голосообразовательный, артикуляционный отделы).

4. Охарактеризуйте влияние нарушений строения и целостности артикуляционного отдела на формирование произношения звуков.

Язык, речь и мышление.

1. Мышление и речь.

2. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

3. Классификация видов речи.

4. Речевые свойства личности.

1. Мышление и речь.

Мышление – это процесс, который протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер «внутренних» умственных действий.

Высшей формой мышления является вербально-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать задачи. Человеческое мышление невозможно без языка. Мышление животных наглядно, имеет дело с предметами, находящимися перед глазами. Речь человека позволяет ему отвлекаться от познаваемого объекта, выражая его свойство в слове. Доказано, что задача легче решается, если ее формулировать вслух.

Этапы подготовки высказывания мысли:

    Возникновение мотива высказывания.

    Возникновение мысли.

    Внутренняя речь – механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Это генерирование развернутого речевого высказывания, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. Это этап, когда говорящий знает, что хочет сказать, но не определил в какой форме и в каких речевых структурах сможет высказать свою мысль. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенный характер, который генетически произошел из постепенного свертывания, сокращения развернутой речи ребенка, через шепотную речь, переходящую во внутреннюю. Это обозначение общей схемы высказывания, а не полное ее воспроизведение. Это знание того, что должно быть сказано.

    Развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Таким образом, кодирование мысли в речевом высказывании важно не только для передачи информации другому человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. Поэтому развернутая речь – это не только средство, но и орудие мышления.

Тем не менее, как мы узнали из лекции о мышлении, мышление и речь не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя. Можно сказать, что речь состоит на службе мышления, являясь, с одной стороны условием этого процесса, с другой стороны – его инструментом.

2. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

Понятие о языке и речи.

Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым, он может выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь. Речь, в свою очередь, является предметом изучения психолингвистики (особого раздела психологии).

Отличия языка и речи следующие:

Язык - объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов). Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность.

Этапы развития речи

Развитие речи шло по линии:

Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифферен­цирован (и сейчас им активно пользуются глухонемые);

Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;

Создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

Рассказ в картинках;

Идеографическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";

Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

Развитие органов звуковой речи человека на протяжении всей эволюции проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием. Биологической предпосылкой развития способности произнесения членораздельных звуков, было наличие большей подвижности губ и языка. Эта подвижность была обусловлена рядом анатомических изменений:

  • Расширение и укорачивание нижней челюсти;
  • Развитие подбородочного выступа;
  • Уменьшение клыков;
  • Увеличение свободной полости рта.

Свободная полость рта увеличила подвижность языка и в результате появилась возможность лучшего резонирования звука, который производится вибрацией голосовых связок гортани. Речевые системы современного человека разделены на две группы:

  1. Периферические. К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат представлен органами дыхания, гортанью, полостью рта, полостью носа. Ток воздуха, который обеспечивается органами дыхания – легкими и мышцами, заставляет голосовые связки гортани вибрировать, а их колебание создает звуковую волну. Одновременно с развитием голосового аппарата развивались органы слуха. Происходило это за счет развития центрального аппарата и выражалось в усложнении коры головного мозга.
  2. Центральные. Это определенные структуры головного мозга, где находится центральный речевой аппарат. В свой состав он включает кору головного мозга, подкорковые узлы, проводящие пути, продолговатый мозг, нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

Функция центрального речевого аппарата

Речь человека, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с деятельностью различных участков мозга. Но, в образовании речи, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, в основном, левого полушария.

В образовании собственной устной речи участвуют лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые являются речеслуховой областью. Благодаря этому происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга необходима для понимания речи, а затылочная является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.

За выразительность, ритм и темп речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора головного мозга связаны двумя видами нервных путей:

  • Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, соединяющий кору головного мозга с мышцами, которые регулируют деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре головного мозга – от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути;
  • Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы расположены внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы расположены в глотке и при изменении давления на них – возбуждаются.

Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. К ним относятся: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Система черепно-мозговых нервов передает нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.

Периферические системы речи

Периферическими органами речи являются:

  • Энергетическая система дыхательных органов – легкие, диафрагма, участвующие в возникновении звука;
  • Генераторная система – голосовые связки гортани, так называемый тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все вместе они образуют звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;
  • Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.

При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Определенные форманты, специфические для данного языка, образуются в резонаторной системе, которая отвечает за тембр голоса.

Совместной работой органов речи является артикуляция, которая регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной необходима определенная система движений органов речи. Эта система формируется под влиянием слухового анализатора и кинестизического.

Такие характеристики речи, как скорость, сила звука, тембр у мужчин окончательно начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового возраста у женщин. Представляют они собой устойчивую функциональную систему, неизменную до глубокой старости, поэтому легко узнать знакомого человека по его голосу.

Формы речевой деятельности

Речь, при словесных обозначениях объектов, проявляется в трех формах:

  1. Акустическая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие этих сигналов происходит в результате дробления речевого потока на участки. Также происходит интеграция отдельных элементов в речевой поток. Для осуществления коммуникативной функции речи основой как раз и является акустическая её форма;
  2. Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, а также реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры головного мозга поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
  3. Кинестезическая форма речи. Проявляется она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Проявляется это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.

Языковой паспорт человека

Речевая деятельность человека несет не только информацию о внешнем мире и отношение к нему говорящего, она характеризует еще самого субъекта и передает личностную о нем информацию.

Речевая деятельность создает определенный образ человека, образ, по которому о нем судят – манера речи, интонация, словарный запас, риторические приемы, жесты и др. Такой образ получил название языковой паспорт человека или другими словами это та информация, которую человек во время разговора непроизвольно передает о себе.

Данный паспорт несет информацию о поле, возрасте, месте рождения. По специфическим особенностям речи, особенностям произношения, отдельным словам, хорошо определяется национальность человека.

Языковой паспорт дает возможность судить об уровне общей культуры человека, уровне воспитанности. Специалисты утверждают, что по речи можно определить возраст человека, с точностью 2-3 года, размеры его тела, рост, приблизительную профессию.

По голосу, как показывают современные исследования, можно реконструировать многие внешние признаки. Существуют специальные компьютерные устройства в специальных органах, которые позволяют по голосу определить «телефонного террориста», его черты и даже форму лица.

Почерк человека тоже дает информацию, которая относится к языковому паспорту. Специалисту-графологу почерк человека может рассказать много очень интересного, но интерпретация почерка требует специальных знаний.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха.

Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока - расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) - это двигательный центр мышц языка. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия - в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.

Сенсорный центр Вернике - расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария) - связан с восприятием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорная афазия - человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, так как нарушается восприятие собственной речи. Человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух и сохранен - человек не узнает слов. Такое вот состояние называется сенсорной слуховой афазией. Такой человек часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и слов (парафазии).

Поле 37, отвечает за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства, поэтому долго описывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей, не может. Ну, например, вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».



Центр восприятия письменной речи – располагается в зрительной зоне коры головного мозга.

На границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма.

При повреждении этого центра зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.

Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс .

Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.

  • центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
  • центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),
  • ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс. Примеры:

1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.

2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.



3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.

4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).