Загадочная история о валааме и его ослице. Валаам в библии Валак просит его проклясть Израиль

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа" ), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5) . Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22) . Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6) . В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более "знаменитых" посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему (ст. 20). Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 11) , чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22) . Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (ст. 23-30; 2Пет 2:16) . "И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке" (Чис 22:31) . Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7-10,18-24; 24:3-9,15-24) . Господь использовал В. в ка-честве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1) . Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16) , и самому Ва-лаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25) . В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7 и след.; Нав 13:22) . Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17) , и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10) . В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валаам" в других словарях:

    Крупнейший остров Валаамских островов в северо западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова Валаам 28 кв. км. Ближайший город Сортавала (Сердоболь) в Карелии. На… … Географическая энциклопедия

    Билеам (др. евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21 22), или Эдома … Энциклопедия мифологии

    - (Билеам) в иудейских преданиях маг иноземец и пророк. В Библии рассказывается, как царь Моава Валак пригласил Валаама, чтобы тот изрёк ритуально магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта. Однако бог Яхве… … Исторический словарь

    Жемчужина Ладоги Словарь русских синонимов. валаам сущ., кол во синонимов: 2 жемчужина ладоги (1) … Словарь синонимов

    Б и л е а м (др. евр.), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21 22), или Эдома. По… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Валаам (значения). Валаам … Википедия

    Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

    Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

    Валаам - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаам () в иудейских преданиях маг… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Валаам , Алексей Авдышев. Известный карельский график, заслуженный деятель искусств KACCP Алексей Авдышев все свое творчество посвятил родному краю. Заонежье, Беломорье, Заполярье, Валаам вдохновили художника на…

Е сли эта история вам кажется загадочной, то вы не одиноки. Еще до того как мы дойдём до встречи с говорящими животными, возникает вопрос: почему волхв говорит к Богу и слушает Его? Разве не само собой разумеется, что волхвы де факто заодно с вражеской стороной? Почему Бог появляется, чтоб изменить его мысли о том, следует ли идти Вааламу или нет? И не один раз, а четырежды? Почему этот человек, который, казалось бы, намеревается быть послушным Богу, изображен как отрицательный персонаж, даже в Новом Завете (2 Пет. 2:15, Иуд. 1:11)?

У этой истории есть удивительные части - Валаам завершает свою речь, провозглашая серьезное мощное пророчество. Главы 22-25 книги Чисел наполнены удивительными загадками Торы, которые только и ждут, чтобы их распутали.

История Валаама

Народ Израиля, превозмогая усталость, преодолевает трудный путь из Египта и все ближе подходит к Обетованной Земле. Они очень вежливо просят о прохождении через владения идумеев, а потом аморреев, но в обоих случаях им отказывают, а затем их атакуют. Невзирая на это, израильтяне защищаются и побеждают, после чего захватывают территорию. И вот, непреднамеренно овладев территорией идумеев и аморреев, народ Израиля продвигается дальше. Царь Моава, Валак, сын Сепфоров, видит, что они приближаются к нему, и паникует. Он думает, что знает, что может сработать в этом случае… есть один волшебник по имени Валаам, который в близких отношениях с богами… возможно, он может прийти и проклясть израильтян? Валак посылает своих самых высокопоставленных людей с баснословной суммой в подарок, чтоб узнать, готов ли Валаам к такому вызову. И вот здесь история начинает запутываться.

Валаам - всем известный колдун, а колдовство запрещено Богом. Тем не менее, создается впечатление, что он вполне уверен, что слышит Бога, и хотел бы сделать то, что скажет Бог. И Бог говорит Валааму не идти, потому что народ Израиля предназначен для благословения, а не для проклятия. Так что Валаам слушается - отказывается идти к Валаку, и заверяет его людей, что деньги его не интересуют.

Хотя, может быть, и интересуют.

Когда Валак снова посылает еще более высокопоставленный людей с еще более заманчивым предложением, создается впечатление, что уловка удалась, ведь Валаам опять приходит к Богу, чтобы проверить ответ: Ты правда уверен, что я не могу пойти с ними? И, что странно, по-видимому Бог смягчился. Он дает Валааму разрешение идти, но говорить только то, что Он сказал ему. Так что Валаам отправляется в путь с разрешением. Но потом он остановлен на пути никем иным, как Ангелом Господа, и его ослица отказывается сдвинуться с места и даже объясняет почему. Словами. Вся эта ситуация явно выходит за рамки обычного и действительно должна бы предостеречь всех заинтересованных лиц. Если вы на самом деле хотите знать, что думает Бог о таких начинаниях, то вот вам ответ.

Валаам говорит: “Ну если Ты не хочешь, чтобы я шел, я не пойду” , но Бог как-то странно и противоречиво дает ему разрешение продолжать. Что же это? Что Бог имеет в виду: идти ему или не идти?

Валаам встречается с Валаком, но не может произнести проклятье на Израиль, и вместо этого благословляет его три раза подряд, к тому же удивительными благословениями.

Есть над чем поломать голову

Ключом к разгадке этой саги будет стих Чис. 23:19:

“Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”

С одной стороны, казалось бы, Бог изменил своё мнение (несколько раз подряд), но с другой стороны, если посмотреть, что же говорил Бог с самого начала, то мы увидим, что Он был последователен до конца.

В самом начале слова Бога к Валааму были такими:

“Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.” (Чис. 22:12)

Таково первоначальное утверждение Бога: народ Израиля не предназначен для проклятия, но для благословения. Бог намеревается защищать Израиль от проклятий и всякого колдовства, и сделает все, чтоб они были благословенны. Таково Его постановление и Он не отступится. Ни разу мы не видим, чтобы Он колебался или был не в состоянии сделать это. Он охраняет Израиль от проклятий и злонамеренных провозглашений, и сохраняет их благословения, и ограждает их во все времена. Он сказал это, пообещал и убедился, чтобы всё было сделано согласно Его слову.

И ВСЁ ЖЕ. Все же… есть вопрос свободы воли. Потому-то Валаам и мотался туда-сюда. Бог открыл Свое сердце, Свои намерения и Свою волю Валааму, но всё же Он дает ему разрешение и свободу поступать против Его воли.

Пока всё хорошо. Ну а как же ослица, которую задержал ангел? Правильно ли было для Валаама продолжать путь или нет? А как же уступки Валаама и предложения вернуться?

Я думаю, Бог показывает не только Валааму, но и читателю (нам с вами), чего Он ожидает в этой ситуации, и что думает по этому поводу. Он не в восторге. Валаам всё понимает, понимает, что надо вернуться, но на самом деле не хочет этого делать . В этом все и дело.

Наши желания чрезвычайно важны для Бога

Бог не будет нарушать нашу свободу, и Он примет во внимание наш выбор. Но у Него есть желания, предпочтения, чувства и цели, и Он поделится ими с нами и предложит нам присоединиться к Нему. Но не будет давить на нас. Он дает нам позволение идти нашей собственной дорогой и поступать так, как мы считаем нужным, но будьте уверены, ничто не помешает исполнению первоначальных мыслей, планов и целей Бога.

Желание Валаама пойти за вознаграждением было принято, но в конечном счете народ Израиля был благословлен, а не проклят, точно так, как сказал Бог в самом начале. Бог создает возможности для наших выборов, но Он не позволит нам попирать Его всеобъемлющие цели. Даже история Измаила и Исаака показывает нам, что Бог в любом случае сделает именно то, что Он намеревался сделать в самом начале. Он не отошел от намеченного пути. Он упорно трудится над планом А.

Валаам сделал вид, что послушался и подчинился, но его действия показывают, что на самом деле его не сильно-то заботит откровение Божьего сердца. Он не на Божьей стороне. Бог открыл ему, что Он думает и чувствует, но Валаам не разделяет Божьего отношения к народу Израиля. Ему важнее наличные деньги. Его интересует воля Бога лишь на словах, он не хочет вернуться назад. Его не заботит судьба Израиля.

Эта история показывает нам необыкновенное взаимодействие между Божьим суверенитетом и нашей свободной волей во вселенной.

Если бы Валаам с самого начала правильно принял то, что Бог говорил ему (Я люблю Израиль, и Я хочу защищать их и дать им только хорошее ), тогда ему бы не пришлось второй раз проверять, хорошо ли пойти и проклясть их. Такие мелочные дебаты “идти / не идти” смехотворны, если мы послушаем первоначальное Божье заявление. Валаам ожидал разрешения от Бога, но Богу не нужно ворчливое послушание, Он хочет, чтобы мы согласились и соединились с Его волей.

В определенных ситуациях, принимая решения и узнавая Божью волю, мы можем чувствовать напряжение, но часто цели Бога и Его сердце нам уже известны. Действительно ли мы уделяем внимание тому, что Он уже сказал? Пока мы окончательно не запутаемся, определяя что “делать”, а что “не делать”, может быть нам следует приложить все усилия и узнать, о чём заботится Бог?

Несмотря на всю Божью защиту Израиля от сверхъестественного зла, Валаам показал Царю Моава, как он может хитростью ввести народ Израиля в идолопоклонство (Чис. 31:16), и это привело к проблеме, потому что Бог и в этом случае для Израиля не отменил свободную волю. Все же, из уст Валаама прозвучали некоторые удивительные заявления, и чудо изменённого проклятия было отмечено в истории как чудо и знак Божьего величайшего благословения (Нав. 13, 24, Неем. 13).

Наша свобода делать выбор дорого обходится Богу. Свобода - дорогостоящая вещь, это вам скажет любой ветеран. Она стоила Богу жизни Его единородного Сына, нашего Мессии Иешуа. Но без свободы нет любви. В своей любви Бог не будет отменять нашу свободу, и Он позволит нам сделать неверный выбор. Это цена, которую Он согласен платить. Но желание Его сердца в том, чтобы мы свободно согласились с Его волей, чтобы наши сердца возрастали в единстве с Его сердцем.

“Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.” (Пс. 85:11)

Божьи цели для Израиля преобладают над всем

Бог имел намерение хранить Израиль не только потому, что Он любил их (хотя и сейчас Он и любит их очень сильно), но также потому, что именно благодаря Израилю Он пришел на землю как Мессия и совершил спасение для всех - как для евреев, так и для язычников. Валаам невольно провозглашает эти Мессианские пророчества:

Не пропусти самое интересное!

“Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!” (Чис. 24:9)

“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… ” (Чис. 24:17)

Мессия, который должен был прийти, был семенем из народа Израиля, так ревностно охраняемого Богом. Параллель с благословением Иакова для Иуды безошибочна. Мы часто используем эту историю, чтоб рассказать, что Бог может использовать кого угодно для провозглашения Своего слова, даже осла! Но мы видим также, что Он использовал и продажного волхва Валаама, — что само по себе огромное чудо, — и известный своей жестоковыйностью народ Израиля.

Бог совершит все свои цели для Израиля и для мира, и Он не будет ни на кого оказывать давление против его воли. Но Он бы хотел разделить с нами то, что у Него на сердце, и приглашает нас присоединиться к Нему в Его делах на этой земле. Работа над Божьими обетованиями Аврааму продолжается, и Израиль вернется к своему избавителю, что бы над ним ни провозглашали - благословения или проклятия. Бог сделал выбор совершать Свои дела через Израиль, и Он - не тот, кто использует людей, а потом отказывается от них, - Его любовь и забота об Израиле продолжается до сего дня. Каждое слово установленных Богом планов и целей для Израиля сбудется, именно так, как Он и сказал.

  • Вт. 23:4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова , из Пефора Месопотамского , чтобы проклясть тебя;

Прорицатель

  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя , убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.

Пророк

  • Числа 24:2-9 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка .

Валак просит его проклясть Израиль

  • Чис. 22:5-7 И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; 6 итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. 7 И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.
  • Навин 24:9 Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас;
  • Неемия 13:2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение.
  • Михей 6:5 Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.

Разозлился на ослицу, когда та пыталась его остановить

  • Числа 22:22-35 И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. 23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. 24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, [где] с одной стороны стена и с другой стороны стена. 25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. 26 Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. 27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. 28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? 29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. 30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. 31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. 32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; 33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. 34 И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. 35 И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.
  • 2Пет. 2:16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

Вместо проклятья Валаам благославляет Израиль

  • Первое благославение. 7. И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля! 8. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. 9. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. 10. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! (Книга Числа 23:7-10)
  • Второе благословение. 18. Он произнес притчу свою и сказал: встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. 19. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20. Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. 21. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;
    22. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; 23. нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! 24. Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. (Книга Числа 23:18-24)
  • Третье благославение. 3. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4. говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5. как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6. расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7. польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. 9. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! (Книга Числа 24:3-9)
  • Против Едома . 15. И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16. говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. 17. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. 19. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. (Книга Числа 24:15-19)
  • Против Амалика. 20. И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель.
    (Книга Числа 24:20)
  • Против Кенеев.
  • Против Асура. 21. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; 22. но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. (Книга Числа 24:21,22)
  • Чис. 31:16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем;
  • Откр. 2:14-15 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Жадность

  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную , 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
  • Иуды 1:11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам , и в упорстве погибают, как Корей.

Смерть

  • Числа 31:8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом;
  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.
Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 05.09.2010


Вопрос : Почему Бог общался с Валаамом? И откуда у Валаама была такая сила,что он мог проклясть целый народ? Ведь Валаам поклонялся Ваалу, а не Богу израильтян!Кто мог дать Валааму такую силу,если бы Ваал был вымышленный бог?

Если Яхве дал Валааму такую силу,то как он мог дать ее жрецу Ваала?
Ведь Бог несколько раз говорил Валааму не проклинать евреев, значит Валаам действительно имел власть!

Единый истинный Бог общался с Валаамом,потому что Валаам общался с Ним.Это был пророк истинного Бога, знавший Божью волю. За что тогда евреи убили Валаама, ведь он их благословил?!

Мир Божий вашему сердцу, Алексей!

Ваш вопрос о Валааме затрагивает огромное количество важных Библейских истин. Я попытаюсь ответить на ваш вопрос как можно более сжато в надежде на то, что вы не расстроитесь от непонимания каких-то пунктов моего ответа (ведь очень трудно передать все мысли в сжатой форме), а просто потом уточните то, что покажется вам не совсем понятным.

И я так же очень надеюсь, что вы ещё раз внимательно, и попытавшись оценить всё спокойно и беспристрастно, а не через призму своих сегодняшних представлений о Спасителе, перечитаете историю Валаама в книге Чисел, гл.22, 23, 24.

Почему Бог общался с Валаамом? Я полагаю, Бог делал это потому, что Валаам по мере открытого ему света, по мере своих способностей и возможностей всё же почитал Истинного Бога. Даже находясь в языческом окружении, даже не имея полного откровения об Истине, человек всё равно имеет возможность приближаться к Истине (). О таких, как он Пётр говорит: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему»() Надо учитывать контекст, в котором Пётр произнёс эти слова. Помните того язычника Корнилия, добродетельного, боящегося Бога и даже одобряемого иудеями? Пётр был послан к нему, чтобы дать ему понятие о настоящем Боге. Корнилий был на тот момент язычником, который уже знал о настоящем Боге, но не мог всё это сам расставить по местам в своей голове. Так вот история в Валаамом подобна этой.

Валаам – язычник, но его сердце всё же было открыто влиянию Духа Божия, поэтому он получал от Истинного Бога познание и способность пророчествовать верно . Заметьте, что то время, о котором мы говорим, знание об Истинном Боге практически полностью было стёрто из памяти всех людей и замещено на язычество. Даже потомки Авраама всё ещё по сути были язычниками, 400 лет в Египетском рабстве не прошли для них бесследно, они практически забыли Бога Авраама, Исаака, Иакова и поклонялись всяким тельцам, жабам и пр. Творец вывел их из Египта, но ещё предстояла огромная работа по переплавке их насквозь языческого сознания.

Таким образом, Валаам почти ничем не отличался от тех израильтян. Единственное его отличие было в том, что они УЖЕ находились в непосредственном присутствии Бога, который уже некоторое время учил их тому, что означает единобожие, а Валаам всё ещё пребывал в неведении относительно этого вопроса. Для того, чтобы раз и навсегда вывести Валаама из этого неведения и присоединить к числу Своего избранного народа, Спаситель воздал такую ситуацию, когда Валаам мог воочию убедиться в том, что дети Израиля находятся под предводительством Того, Кто вот уже долгое время открывал себя ему, Валааму.

Теперь давайте присмотримся к событиям тех дней. Языческие князья испугались, что народ, который оказался в их земле, уничтожит их (хотя никаких попыток даже не предпринималось), но людей было слишком много, а вести о том, что их ведёт какой-то очень сильный Бог, способный за мгновение уничтожить всех первородных Египта и открыть море так, что люди по его дну перейдут на другой берег... – эти вести распространялись очень быстро. Однако языческие князья всё ещё верили в то, что боги, которым они служат, сильнее, и вполне достаточно просто позвать какого-то сильного пророка и проклясть этот народ, чтобы подавить его и убить.

Поэтому они находят в своей среде человека, который явно имеет отношение к некоему Сильному Богу, но ни они, ни сам Валаам пока не понимают главное, что именно Он, этот Сильный Бог, Которого уже немного знает Валаам, и есть Тот, Кто ведёт израильский народ !

Спаситель создаёт такую ситуацию, когда убоявшиеся языческие князья и порок, который долгое время имел в Ним общение смогли бы на деле столкнуться с Ним и, сложив 1 и 1, сделать правильные выводы. Смотрите:

Складываем? Если бы Валаам пошёл по пути, который Спаситель проложил для него, то попытавшись проклясть израильтян и потерпев фиаско, он бы сказал князьям: «С ними Бог, Которому и мы должны поклониться! Бог, Который бесконечно сильнее всех наших вместе взятых богов. Давайте присоединимся к этим людям и начнём вместе с ними учиться тому, как надо по-настоящему служить Настоящему Богу!» Впрочем, он мог бы сказать это и раньше, ведь БОГ предупредил его в самом начале: "не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен " (Числ.22:12) . Валаам не принял ЭТО, и Спаситель милостиво позволил ему много раз убедиться в том, что то первое Его слово было верным!

Другими словами, Спаситель привёл Свой народ туда, где и другие народы нуждались во спасении, т.е. в знании об Истинном Боге, где уже даже были Его пророки, хотя из язычников, но они уже были готовы увидеть ПРАВДУ и позвать других к этой правде. Точно так же, как и в новозаветной истории с Корнилием. Корнилий уже был готов принять правду, а Пётр стал тем «народом» Божиим, который принёс ему эту правду.

Силу реальных пророчеств Валааму давал Сам Создатель, через это Он готовил и Валаама, и окружающие его языческие народы к тому, чтобы они смогли присоединиться к спасаемым, стать настоящими детьми Божими. Но к сожалению, сердце пророка, получавшего силу от Создателя, не было вполне предано Создателю. Ведь и Иуда когда-то получал силу Бога для того, чтобы с остальными учениками ходить проповедуя, излечивая, изгоняя бесов, пророчествуя о приближении Царствия Божия () Вот Валаам оказался таким ветхозаветным Иудой, который позарившись на подарки и власть, отказался и от своего спасения и целые народы поставил на краю пропасти.

Прочитайте о том, как он, знающий ВОЛЮ Того, Кто уже долгое время говорил с ним, юлит и выворачивается... только бы получить от князей обещанное вознаграждение! Как пытается он избежать Того, Кого избежать невозможно! Как наглеет и всё более отделяется от Спасителя с каждой неудачной попыткой произнести то, что гарантирует ему земные блага! Как пытается предать на поругание и смерть людей, принадлежащих Тому, Кто говорит с ним! В те дни Валаам перестал быть пророком Всевышнего, впрочем, в те дни он потерял ВСЁ! Все богатства вселенной были перед ним, надо было только оставаться верным Голосу, Который когда-то учил его правде, но он променял их на подарки языческих князей.

Вы спрашиваете: «Бог несколько раз говорил Валааму не проклинать евреев, значит, Валаам действительно имел власть!» Но давайте подумаем, действительно ли Валаам имел какую-то не зависимую от Создателя власть проклясть? Возможно ли проклясть тех, кого Сам Всевышний благословляет? Возможно ли победить тех, на чьей стороне Сам Творец ()? Ведь если Валаам имел такую силу, то почему не проклял? Не кажется ли вам, что в те дни он пытался использовать силу Спасителя, которую получил от Него, для достижения своих собственных целей, но никак не для исполнения воли Всемогущего? Понимаете? Сила у него была от Вседержителя, но он пытался использовать её под влиянием сатаны. Трижды он не мог ничего сделать, и даже более того – произнёс такую хвалебную речь в адрес тех, кого должен был проклясть, что диву даёшься: хотел сказать одно, а сказал совершенно другое. Вот и вопрос: кто сильнее – Ваал и личная воля сбившегося с пути пророка или Тот, Кто стоял на защите израильского народа?

Почему Валаам погиб, а вместе с ним погибли и те языческие князья? По той же самой причине, по которой погибнут все, кто ВИДЯ перед собственным носом Правду, СЛЫША, как она зовёт их к истинному Богу, к спасительным отношениям со Вседержителем (), отказываются видеть и слышать (даже чудо заговорившей ослицы не может остановить их!)... потому, что им так хочется своей собственной славы, своего собственного величия, своих собственных благ и так не хочется ничего менять в своей жизни, в своей системе ценностей ()!. Но главное даже не этом, а в том, что такие люди, ради достижения своих плотских, мирских, однодневных целей, отдают себя во власть Ваалов (=дракона, у которого очень много имён) и пытаются уничтожить Его народ ()!

Они взывают к тем, кого считают сильнее Истинного Бога: «приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли» (Числ.22:6) и не желают понять, что земля и всё, что её наполняет, принадлежит Творцу ( ; ; ), который даст её только тем, чьи сердца чисты ото зла и вполне преданы Правде ( ; ; -10).

С уважением,


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

‏בִּלְעָם ‏‎, Биль‘ам , Билеам ; гематрия - 142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]