Что значит выражение слава божия. Проявленная слава божья - дмитрий лео

Когда мы говорим о Славе Божией , понимаем ли, о чем говорим? Нам ведь, существам земным, свойственно понимать все приземленно. «Слава» для нас – синоним слова «хвала»; прославить кого-то – значит сделать его известным и восхваляемым.

Но по отношению к Богу это слово имеет другой смысл. Какой? На этот вопрос Церковь Православная отвечает в праздник Преображения Господня.

О событии, вспоминаемом в этот день, в Евангелии читаем следующее: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1–2). Вот это сияние, которое видели ученики, и называет Церковь Славой Божией . Это сияние символически изображают иконописцы на образах Божиих и образах святых в виде нимбов. Говоря проще, – это сияние Божества . Только не будем под сиянием понимать некий «светоэффект». Само слово «сияние» употребляется нами довольно условно, просто не получается подобрать более подходящее слово, чтобы правильно назвать это непередаваемое на нашем языке явление. Созерцая тот свет, ту красоту, ученики не просто любовались ею, они переживали такую полноту радости, полноту жизни, о какой и помыслить раньше не могли. (Мф. 17, 4), – восклицает Петр. В этих по-детски простых словах – выражение величайшего счастья.

И вот в небесном сиянии являются им Моисей и Илия – величайшие ветхозаветные пророки. Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4), – говорит Петр, и слова эти означают желание никуда и никогда не уходить отсюда. Пусть блаженство это продлится всегда.

Много веков люди ищут ответ на вопрос: что есть счастье? Кажется находят, разочаровываются, снова ищут и т.д. В день Преображения Господня Церковь Христова дает свой ответ. Созерцать Славу Божию, пребывать в Славе Божией, быть осиянным Славою Божией – в этом и смысл, и полнота, и подлинное счастье человеческой жизни. Все остальное лишь на короткое время может дать иллюзию счастья. «Ты создал нас для Себя, Господи, и не успокоится сердце наше, пока не соединится с Тобою», – сказал о том же самом блаженный Августин. И хотя может показаться, что созерцание Света Преображения и соединение с Господом – разные вещи, нет, это одно и то же.

Свет, который созерцали на горе Фавор три апостола, засиял не вдруг и не угас, когда видение закончилось. Свет этот сияет вечно, но мы, существа несовершенные, поврежденные грехом, не можем видеть его, пребывая в нашем теперешнем состоянии. Благодать Духа Святого, наполняя человека, делает его способным видеть невидимое обычным зрением. Господь преобразился в глазах учеников, на самом же деле Он таким был с самого начала, потому что с самого мига воплощения Божество невидимо пребывало неотлучно от Него, и Свет этот сиял так же, но был невидим для всех. До грехопадения Адам и Ева, пребывая в Эдемском саду, постоянно созерцали этот Свет, а потом утратили эту способность, совершив страшную ошибку, последствия которой тяготеют над всеми их потомками. Не ощущая себя слепыми, мы все-таки слепы. На несколько мгновений Господь дал Своим ученикам прозреть, открыл им, как прекрасна Слава Божия!

Можем ли мы с вами увидеть этот свет, или наш удел только читать об этом в Евангелии и вспоминать в день Преображения Господня? Православная Церковь утверждает, что не только можем, но обязательно должны стремиться к этому. Собственно, в этом и есть спасение , которого мы ищем. И Царство Небесное, коего гражданами мы призваны стать, освещается Божественным Светом, исходящим от Христа – Солнца Правды, Которое не заходит никогда.

Открывая тайну о «жизни будущего века», которая ожидает нас, Господь говорит: Тогда праведники воссияют, как солнце (Мф. 13, 43). Однако то, что во всей полноте возможно будет только там , в той или иной мере открывается нам уже здесь . Множество святых уже в земной своей жизни сподобились видения Фаворского света. Среди них преподобные Симеон Новый Богослов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и многие другие.

Впрочем, все, кто сподобился быть осиянными этим Светом, говорят, что на человеческом языке нет слов его описать. Поэтому и Евангелие ограничивается кратким, но красноречивым восклицанием Петра: Господи! хорошо нам здесь быть . Хорошо быть человеку с Богом. А точнее – только с Богом и в Боге может быть по-настоящему хорошо человеку, и, только преобразившись благодатью Божией и просияв Светом Христовым, достигает человек истинного своего призвания.

Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское



Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сын Божий стал сыном Человеческим, чтобы открыть людям тайну Божественной любви и вернуть человека к Богу и Вечной Жизни. Приближаясь к итогу земного пути, Иисус Христос начал посвящать Своих учеников в великую тайну: Его победа над грехом и смертью должна пройти через страдания и Крестную Смерть. Чтобы апостолы смогли лучше понять Божий план спасения людей, Господь приоткрывает им, а через них и нам, Свою славу и красоту Божиего Небесного Царства.


В праздник Преображения Господня
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Если наша благодарность относится лишь ко всем названным благам, то возникает вопрос, и вопрос достаточно горький. Ведь мы лишимся всего этого рано или поздно. Ведь даже самый благополучный из нас, наделенный «многими летами», дойдя до какой-то черты, начинает одно за одним утрачивать многое из того, чем дорожат люди. Уходит здоровье, скудеют силы, теряются зрение и слух, слабеет память – стоит ли дальше перечислять все утраты, которыми сопровождается наша жизнь. В конце концов, и сама она тоже утрачивается. И чаще всего достаточно мучительно и болезненно. Как же, выходит, и благодарить за все то, что в конце концов будет отнято?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» 2 Кор. 3;18:

Стив Уоллес

Вопрос. Что такое слава Господня? Слава Господня - это Его характер. Это очень важно понимать. Вы можете мне подтвердить это каким-нибудь библейским текстом?

Исх. 33 глава рассказывает о том, что пережил Моисей, когда был на Синайской горе. Это тот опыт, на который ссылается апостол Павел в 2 Кор. 3:13, когда говорит о том, что Моисей полагал покрывало на свое лицо, когда взирал на Бога. Вы помните эту историю, которая записана в Книге Исход? Моисей получил Десять Заповедей от Бога, спустился с Синайской горы и увидел, что израильтяне танцуют вокруг золотого тельца, которого они себе сделали. Моисей бросает каменные скрижали на землю, и они разбиваются на тысячи кусочков. Это очень символичное действие, из которого становится ясно, что сделали дети Израиля. Здесь говорится о том, что они разрушили соглашение завета. Моисей вновь возвращается на гору.

Он хочет вступиться за отступивших. В этой роли он является чудесным прообразом Христа. Вновь оказавшись на Синайской горе, он обратился к Богу с удивительной просьбой. В Исход 33:18 записана эта просьба. Моисей сказал «покажи мне славу Твою». Как Бог ответил ему? Что Он сказал ему в ответ? «И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою». Интересно, что такое благодать Господа (англ. пер.). Это моральный уровень Его личности. Он хочет объявить о Своих свойствах, провозглашая Свое имя. Что это за имя? Посмотрите, что сказано в Исх. 34:5: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы (имя Господа – англ. пер.). И прошел Господь пред лицом его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания».

Здесь описаны черты характера Бога. Это те свойства, которые составляют характер Божий. Какой мы можем сделать вывод? Слава Божья – это Его характер. Когда Моисей обратился с просьбой к Богу показать Его славу, славу Божью, то Бог показал ему, каков Его характер.

Посмотрите, как Дух Пророчества подтверждает этот вывод. «Ревью энд Геральд» от 3 ноября 1896 года: «Праведный характер, вот что составляет славу Божью». Это очень важно понять с самого начала нашего семинара, характер Бога это Его слава.

Мы вместе будем исследовать, что говорит нам Господь о строительстве нашего характера. Для того чтобы быть успешным в нашем исследовании, мы должны понимать, что означает этот библейский термин. Если мы не понимаем библейского значения слова «характер», тогда необходимо взять библейский словарь, симфонию и посмотреть значение слова «характер», в каком контексте Библия употребляет слово «характер». В русском переводе Библии слово «характер» вообще не встречается.

Мы можем сделать безосновательный вывод, будто Библия ничего не говорит о развитии характера. Дорогие друзья, я буду настаивать на том, что вся Библия говорит о строительстве характера. Эта великая тема проходит через все Священное Писание.

Изменение от славы в славу – именно в этом состоит план нашего спасения! Для того, чтобы понять и оценить это, мы должны понять библейское значение слова «характер». Какое библейское слово используется для обозначения слова «характер»? Слава!

Возьмем библейский словарь, симфонию и посмотрим значение слова «слава». Вы найдете очень много библейских стихов, которые позволят удивительно глубоко проникнуть в значение этого понятия. Как только вы встречаете в Библии слово «слава», заменяйте его словом «характер». Это очень простое понимание ключа, который откроет нам значение очень многих библейских отрывков и даст понять, что на самом деле они означают.

Ис. 60:1. Это текст, который особым образом можно отнести к нам, живущим на завершающем этапе человеческой истории. Послушайте, с какой настойчивостью обращается к нам голос пророка:

«Восстань, светись,.. ибо пришел свет твой». Как это возможно, как мы можем сиять, что это за свет? Послушайте далее.

«…и слава Господня взошла над тобою». Что это за свет? Это откровение характера Божьего в Иисусе Христе. Иисус - это Солнце праведности.

В Евр. 1:3 говорится о том, что Он есть сияние славы Отца. Иисус является тем сиянием, которое являет совершенство характера Отца. Это и есть источник истинного света.

Каким образом мы можем светить? Ис.60:2: «Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы…» Эта часть этого стиха позволяет понять, что это относится ко времени, в котором мы живем. Мир сейчас находится в страшной глубокой тьме.

Вы, наверное, знаете, что самое темное время суток как раз перед рассветом. Действительно Солнце праведности – Иисус Христос готов вернуться очень скоро. Так что совершенно очевидно, что непосредственно перед тем, как Иисус Христос вернется на землю, на ней будет самая большая тьма.

Когда мир находится в глубокой и страшной тьме, то он испытывает особую нужду в том, чтобы увидеть свет. Свет, который вновь приведет людей к Иисусу Христу. Как люди смогут увидеть этот свет?

«А над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою». Что мы должны сделать с этим светом? Мы должны отражать его! Мы должны быть зеркалами! Мы должны взирать на славу Божью, так, чтобы взирая мы могли преображаться, чтобы мы могли отражать этот характер для тех, кто находится рядом с нами, чтобы в своей жизни мы могли явить чудесный характер полный любви, характер Иисуса Христа.

Когда мы отражаем характер Христа, что произойдет с нашим христианским свидетельством? Что произойдет с теми усилиями, которые мы прилагаем, для того, чтобы помочь найти людям Христа? Посмотрите на следующий текст.

«И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию». Истина заключается в том, что единственный способ, которым можно стать эффективными свидетелями Иисуса Христа, это отражать Его характер. Другого пути нет!

Когда говорится «народы», то подразумевается «неверующие люди». Единственный способ, которым неверующих людей можно привести к спасительным взаимоотношениям с Иисусом Христом, это показать характер Иисуса Христа, отраженный в нашей жизни.

Иисус - Солнце праведности. Что такое Церковь? Какой символ используется в Библии для обозначения понятия «Церковь»? Каким особым символом обозначена Церковь в книге Откровение? Женщина.

Откр. 12:1: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце…» Что делает эту женщину прекрасной? Она отражает характер Солнца праведности. Посмотрите на следующее выражение, мы очень часто не обращаем на него внимание. На чем стоит эта женщина?

«…под ногами ее луна». Луна - это очень подходящий символ для обозначения Церкви. Как светит луна? Луна имеет свой собственный свет? Как луна может светить? Только лишь отражая свет солнца.

Когда виден свет луны? Ночью!

Вы видите, насколько подходит символ луны для обозначения Церкви? Мы должны восстать и светить, стать полной луной, а не тонким месяцем. Взирайте на Солнце праведности и, взирая на Него, вы изменитесь. Вы будете возрастать до тех пор, пока не станете полной луной.

Изменяйтесь от славы в славу в подобие Иисуса Христа!

По мере того, как вы будете это делать, Бог обещает вам: «придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию».

Иногда мы задумываемся, почему наши усилия, которые мы прилагаем, чтобы свидетельствовать людям о Христе, не являются такими эффективными, какими мы хотели бы их видеть? Возможно, сейчас мы начинаем понимать, почему?

Причина заключается в том, что мы для этих людей не отражаем характер Иисуса Христа? Давайте будем честны перед собою. Видите ли, характер наш открывается в полной мере не столько в присутствии других людей, сколько в нашей личной жизни.

Когда люди на нас смотрят, мы можем очень хорошо выглядеть. Мы можем вести себя как христиане, мы можем говорить как христиане. Но потом мы идем домой, и что-то изменяется.

Люди могут отличить, искренние мы или нет, подлинные или нет.

И если мы всего лишь притворяемся, что мы хорошие люди, а на самом деле являемся уродливыми эгоистами, то мы не сможем привлечь к Иисусу других людей. А из этого следует очень важный вопрос!

Что такое характер? Характер - это одно из тех слов, которое мы часто употребляем, не задумываясь. И многие далеки от четкого и ясного понимания этого слова.

Что такое характер? Можно найти множество определений из разных источников. Характер - это один из тех абстрактных терминов, определение которых в разных источниках очень отличаются друг от друга. Некто сказал: «Твой характер - это то, какой ты, когда на тебя никто не смотрит». Наш характер - это гораздо больше, чем то, что мы говорим или то, как мы себя ведем. Характер - это нечто гораздо более глубокое, чем наше внешнее поведение.

Можно ли говорить и вести себя как христианин и при этом не быть им? Да, это возможно. Это называется лицемерием. Нужно заметить, что эта проблема очень часто встречается. Люди, поступающие как христиане, когда на них смотрят, на самом деле христианами не являются. Быть настоящим христианином - это гораздо больше наших слов и поступков. Быть истинным христианином - это значит быть подобным Христу в своем характере.

Что такое характер? Характер - это то, что делает нас тем, кем на самом деле мы являемся. Наши характеры делают нас уникальными личностями, таковыми, какими каждый из нас является.

Что говорит Соломон о том, что делает нас тем, кем мы на самом деле являемся? Прит. 23:7: «…каковы мысли в душе его, таков и он». Ход наших мыслей определяет наш характер!

Еврейское слово «душа», употребленное здесь, включает в себя разум и чувства. Другими словами, Соломон говорит, что и наши мысли, и наши чувства, делают нас теми, кем мы являемся на самом деле.

Дадим библейское определение характера. Его очень важно понять и запомнить. Оно будет нашим рабочим определением слова «характер» на протяжении всего семинара.

Вот что пишет по этому поводу Дух Пророчества. Свид., т. 5, с. 310: «Сочетание мыслей и чувств составляют нравственный характер». Мы все знаем, что такое мысли, мы все знаем, что такое чувства.

Причина, по которой так важно понять, что такое характер, заключается в том, что развитие характера, строительство характера - это наиболее важная работа. Можем ли мы успешно что-то строить, если мы не знаем, что мы строим? Если к вам придет строитель и вы ему скажете: «Постройте для меня это». Он спросит: «Что строить?» Вы ответите: «Еще не знаем». Сможет ли он выполнить заказ? Конечно, нет.

Строительство характера - это наиболее важная работа, когда-либо доверенная человеку. Именно поэтому так важно понять, в чем заключается строительство характера. Теперь зная, что такое характер, попытайтесь понять, что означает стать подобным Христу в характере.

Научиться мыслить и чувствовать так, как это делает Иисус.

Свид., т. 5: «Развивать христианский характер, означает учиться думать и чувствовать в отношении Бога и Его закона, в отношении сатаны и греха, в отношении самих себя и в отношении других людей и обстоятельств подобно тому, что думал и чувствовал Иисус».

Флп. 2:5: «Ибо в вас должны быть те же чувствования (разум /др. пер./) какие во Христе Иисусе». Очень многие люди не понимают этого. Очень многие считают, что они стали христианами, как только приняли крещение. Является ли обряд крещения фактом того, что вы тут же стали христианином? Нет! Те, которые распяли Иисуса, были людьми, которые тщательно соблюдали закон. Они настолько хотели соблюсти субботу, что попросили тело Господина субботы снять с креста до субботы.

Быть христианином на самом деле гораздо более глубже, чем делать правильное и не делать неправильного. Истинное христианство - это духовный опыт. «Каковы мысли в душе человека, таков и он». Быть христианином - это значит учиться думать и чувствовать. как думал и чувствовал Христос. Естественно ли это для нас? Нет.

По своей природе человек ненавидит Бога и любит грех, а Иисус Христос любит Бога и ненавидит грех. Для того, чтобы уподобиться Христу, в нас должна произойти сверхъестественная перемена. Прежде всего у нас должно произойти изменение в разуме. Именно поэтому в Рим. 12:2 читаем: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего».

Те, кто на опыте переживают это сверхъестественное изменение в себе, называются новым творением. Почему эти люди вновь рожденные? Потому что у них появилось новое тело? Нет.

Почему же это новые люди? Потому что у них появилась новая одежда? Нет. Почему они стали новыми существами? Они стали говорить иначе и вести себя иначе, но не по этой причине они стали новыми существами. Причина, по которой христианин становится новым существом, новым творением, заключается в том, что он начинает совершенно иначе думать и чувствовать.

Пережили ли вы это в вашей жизни? Пожалуйста, поймите, что мы должны исследовать наши сердца. Можно совершать какие угодно правильные действия по совершенно неправильным мотивам. Дело в том, что христиане ведут себя так, как этого хочет Бог, но единственным побудительным мотивом у них является любовь ко Христу.

Возможно вести себя хорошо. Вы любите себя и хотите, чтобы все были впечатлены этим. Это лицемерие. Так делали книжники и фарисеи. Не думайте, что этого не происходит сегодня в наши времена.

Многие сегодня очень склонны быть гробами окрашенными. Именно так называл Иисус книжников и фарисеев. Он говорил, что они красиво выглядят снаружи. Эти люди очень хорошо себя вели, но были ли они христианами? Они распяли Христа!

Возможно иметь ту же самую проблему и сегодня? Что говорит Господь о последнем времени и о состоянии Лаодикийской церкви?

Кто относится к Лаодикийской церкви? Церковь последнего времени. Каков вердикт Истинного Свидетеля? Он говорит, что мы не холодны и не горячи. Почему мы не холодны? Потому что соблюдаем букву закона, т.е. мы ведем себя достаточно хорошо. У нас есть вид благочестия.

Почему мы не горячи? Потому что очень многие из нас не соблюдают дух закона. Мы имеем вид благочестия, силы же Его мы отреклись. Мы - гробы окрашенные, красивые снаружи, но внутри полны тления, полны мертвых костей. Делаем все дела, которые правильные по совершенно неправильным побудительным мотивам.

И знаете, что самое страшное в Лаодикийской церкви? Мы не понимаем своего состояния. Мы думаем, что мы богаты, разбогатели и не в чем не имеем нужды. И даже не подозреваем, что мы несчастны и нищи, и слепы, и наги. Очень многие люди пытаются быть христианами, изменяя свое поведение.

Бог хочет сделать нас христианами, изменив наше сердце. Он хочет изменить то, как мы думаем. и как мы чувствуем. Он хочет изменить тех, кто по своей природе ненавидит Его. Он хочет изменить нас из тех, кто по своей природе любит грех, в тех, кто по Его сверхъестественной природе возненавидит грех. Он хочет через Дух Святой изменить нас обновлением нашего ума. Мы, как народ, должны пережить это изменение, если хотим исполнить то предназначение, ради которого существуем.

Почему Бог создал возлюбленную Церковь Свою? Чтобы провозгласить очень ответственную весть каждому языку, племени и народу.

Как называется эта весть? Трехангельская весть.

Многие адвентисты седьмого дня даже не знают, что значит воздать славу Господу. Что означает воздать славу Господу?

Посмотрите на следующее высказывание: «Воздать славу Богу, значит открыть Его характер в нашем собственном характере и таким образом сделать его понятным другим людям, узнаваемым другими людьми. Каким бы образом мы не открывали Отца или Сына, мы прославляли бы Бога» (Библ. комментарий, т. 7, с. 979).

Нам необходимо научиться отражать славу, отражать характер Иисуса. И по мере того, как мы будем это делать, народы придут к вашему свету. Когда ваша жизнь будет отражением жизни Иисуса, тогда вы будете использованы Духом Святым для того, чтобы вновь привлекать людей к Иисусу.

Посмотрите еще на одно высказывание: «Печать Бога живого получат только те, чей характер подобен характеру Христа» (Б. ком, т. 7, с. 970).

Вы хотите иметь эту печать, когда придет Иисус? Тогда вы должны преображаться от славы в славу, чтобы иметь характер, подобный Его характеру.

Строительство характера, формирование характера - это важнейшая задача, когда-либо доверенная человеку.

Стив Уоллес.

Преображаясь от славы в славу

Семинар по принципам формирования характера

Steve Wallace. “From Glory to Glory. Studies in Characterbuilding“

Швецов П. Б.

Возникает закономерный вопрос: может ли сейчас человек видеть славу Божию? Так как ее видел, например Иезекииль, или Исайя? Ошибка заключается в том, что человек стремится увидеть Бога, Его вид, внешность. И часто это ставится на первое место, как важнейшая, первостепенная цель. Но интересно заметить, что Бог обращает внимание на совершенно другое.

Явление Его славы в Ветхом Завете, безусловно, было знаковым событием, явлением потрясающим, навсегда оставившим след в жизни тех людей, которым была явлена слава Божья. Но все это было не ради праздного любопытства, это не было выставкой Божества, это было демонстрацией Божьего характера, Его Святости, Его величия. То есть важное, что Он дает даже в видении пророков — это откровение Своего характера.

Многие люди заявляют о таком мистическом опыте, говоря, что они видели самого Бога, Его славу, что Бог оставил им важное послание или поручил ответственную миссию. В чем опасность этого утверждения? Каким бы потрясающим и благочестивым не оно казалось, такой человек незаметно сдвигает акцент с Бога, на себя. Таким мистическим опытом он может оправдать любые свои заявления, пророчества, новые учения, как имеющие авторитетную силу, даже выше чем у Писания.

Человек увидел Бога, каков Он по виду, но не познал Его, каков он по сути. Как неверующий Израиль, который неоднократно видел чудеса Божьи и славу Его, тем не менее, сам проявлял «чудеса» неверия, ропота и греховной жизни.

Упор на личный мистический опыт в видении славы Божьей, таит опасность в том, что Библия, как верное пророческое отодвигается на задворки и на первое место выходит опыт человеческий, получая статус «богодухновенного».

Апостола Петр, который был на горе и видел Преображение Господне, несмотря на то, что он имел такой, можно сказать удивительный мистический опыт, заявляет о том, что «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» — 2 Пет.1:19.

Странно, апостол Петр, мог сослаться на видение Славы Божией, как фундамент для своих последующих утверждений, как на пример того, к чему нужно стремиться каждому христианину. Т.е. к реальному, внешнему, физическому видению славы Божьей. Но он, не смотря на это, отсылает всех христиан не к себе, не к видению, а к Писанию, как к самому верному пророческому слову, которое оказывает внутреннее воздействие на сердце человека, которое повествует об апогее славе Божьей — Иисусе Христе.

Почему Бог открывался некоторым людям? Явления Славы Божьей не вызываются по мановению волшебной палочки или путем каких-либо манипуляций молитвой, дыханием, постом или чем-то подобным (см. практику исихазма). Явление Славы Божией было полностью во власти Бога. Это его прерогатива, Он в этом являет Свой суверенитет и безграничную власть.

Никто не может манипулировать и управлять Богом. Сам Господь является в самые ответственные моменты в истории израильского народа и христианской церкви. Он Сам вы-бирает когда, в какой форме и кому явить Себя. Для чего? Для открытия Своего характера, для того, чтобы это было запечатлено в вернейшем пророческом слове — Писании. Но так как Писание завершено, то христиане уже имеют полное откровение славы Божией в лице Иисуса Христа.

Сейчас, по сути, христиане живут лишь только слыша или читая о славе Божией, которую видел Моисей. Но христианин все таки может получить опыт в славе Божией, в славе как проявлении Его характера, дел и могущества, но ни как сущности Бога.

Открывается ли Бог сейчас так, как Он открывался ап. Павлу или пророку Исайи, Моисею или Иезекиилю. Ответ: нет. Не потому что Бог не может этого сделать. А потому что Бог уже это сделал во всей свое полноте в лице Иисуса Христа. И дал людям «вернейшее пророческое Слово», в котором открывает Себя, Свое имя, Свою славу, Свой характер.

Для христиан важно понимать, что Христос — это полнота Славы Божией, это воплощенная слава Божия. Христос в полной мере являет характер Бога в Своей жизни. Он отражает Славу Бога Отца и Он, по сути, воплощение Божьей Славы.

Связь между Славой Божией и Самим Иисусом есть главное откровение Нового Завета. Вся слава Божия пребывает в Нем. Как Сын Божий он есть и «сияние славы и образ ипостаси» Божией (Евр. 1:3).

Слава Божия явлена «в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Он назван «Господом Славы» (1 Кор. 2:8). Именно Его Славу уже видел Исаия и «говорил о Нем» (Ин. 12:41).

Слава Божия, это тайна, которая была сокрыта от понимания в Ветхом Завете, как церковь Христова. Но здесь апостол объясняет, что Бог просветил верующих, дал им познание о славе Божией, которая есть Иисус Христос. То есть Иисус Христос — это воплощенная слава Божия. И откровение о славе Христа становится доступно христианину.

В день Второго Пришествия произойдет полное проявление божественной Славы Иисуса. «Сын Человеческий приидет в славе Отца Своего и со святыми ангелами» (Мк. 8.38; см. Мф. 24.30; 25.31) и явит Свою Славу завершением Своего дела, которое есть и Суд и спасение. Новый Завет ведет к этому «явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2.13 , к «вечной славе во Христе Иисусе» (1 Пет. 5.10), к которой Бог нас призвал (1 Фес. 2.12) и которая «должна открыться» (1 Пет. 5.1). Иоанн увидел новый Иерусалим, сияющий ярким светом, спускающийся с неба: «Слава Божия осветила его и светильник его — Агнец» (Откр. 21.23).

От воскресшего Иисуса всегда исходит сияние этой славы. Стефан перед смертью «увидел эту славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55). Затем Савл «от славы света того лишился зрения» (Деян. 22:11).

Слава Божия проявилась не только в Воскресении, но в жизни, служении и смерти Иисуса.

Как прославлять Бога? Как увидеть славу Божию? Как приобщиться к славе? Все ответы в Иисусе Христе. Он и есть воплощенная слава Божия.

Божья слава — это не просто чувство, событие или ветхозаветный опыт, это духовное цунами всего того, что есть в характере Бога. Её называют проявленным присутствием Бога, но больше, чем просто присутствием… Это сила и мощь Бога. Это сила, которая воскрешает, освобождает, преодолевает и трансформирует. Она больше и сильнее любой другой существующей силы. И это принадлежит нам.

Возможно, вы думаете, что слава Божья неприкасаема, недоступна или зарезервирована только для особых церковных служений. Но сила Божья доступна вам 24 часа в сутки 7 дней в неделю, чтобы проявляться в вашей жизни, вашей церкви и в вашей стране.

Но, если мы не ожидаем увидеть славу Божью, тогда, вероятно, этого и не произойдет. Подобно всему остальному в Царстве Божьем, нужна вера, чтобы увидеть проявление. Слава Божья — это видимая сила. В Ветхом Завете слава появлялась в виде облака, дыма или огня. Эта видимая сила также известна как слава Шекина , которая является еврейским названием присутствия Божьего на земле.

Можем ли мы сегодня увидеть физические проявления Божьей славы? Да!

Есть бесчисленные свидетельства отдельных людей и групп верующих, которые видели явные свидетельства Божьей славы. В своё время Брат Кеннет Хейгин составил список всех мест Писания о славе. Он мог читать их вслух на служении, и слава могла проявляться в виде облака или волны, тогда люди падали на пол под этой силой или бежали к алтарю, чтобы спастись. Это ощутимо и мощно!

Вам не нужно ждать специального служения, чтобы увидеть славу Божью. Начните ожидать её сегодня, провозглашая эти места Писания:

  • И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Исход 3:2)
  • Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? (Исход 15:11)
  • И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. (Исход 24:15,16)
  • Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. (Исход 33:9,10)
  • Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. (Исход 33:18,19)
  • И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исход 34:5-7)
  • И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исход 40:34,35)
  • …но жив Я, и славы Господней полна вся земля… (Числа 14:21)
  • и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив… (Второзаконие 5:24)
  • Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего… (Второзаконие 28:58)
  • Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. (Судей 13:20)
  • Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. (3-я книга Царств 8:10,11)
  • Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. (1-я книга Паралипоменон 29:11)
  • И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. (1-я книга Паралипоменон 29:13)
  • Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (2-я книга Паралипоменон 7:1-3)
  • И сказали левиты - Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! (Неемия 9:5)
  • Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! (Псалом 8:2)
  • Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Псалом 18:2)
  • Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. (Псалом 23:7,8)
  • Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. (Псалом 28:3)
  • Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! (Псалом 56:6)
  • Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище… (Псалом 62:2,3)
  • Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. (Псалом 71:18,19)
  • Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. (Псалом 78:9)
  • Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. (Псалом 92:1)
  • Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей… (Псалом 101:17)
  • Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием… (Псалом 103:1)
  • Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! (Псалом 103:31)
  • Дело Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек. (Псалом 110:3)
  • Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. (Псалом 112:4)
  • и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня. (Псалом 137:5)
  • А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. (Псалом 144:5)
  • Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего. (Пс.144:11,12)
  • И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. (Исаия 4:5)
  • И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Исаия 6:3)
  • Пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле (Исаия 12:5)
  • Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. (Исаия 35:2)
  • Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. (Исаия 42:8)
  • и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. (Исаия 49:3)
  • И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. (Исаия 59:19)
  • Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. (Исаия 60:1,2)
  • Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. (Исаия 60:19-21)
  • И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. (Исаия 62:3)
  • А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. (Иезекииль 1:26-28)
  • И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. (Иезекииль 8:4)
  • И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. (Иезекииль 9:3)
  • И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними. (Иезекииль 10:19)
  • И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое. И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм. (Иезекииль 43:1-5)
  • Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. (Аввакум 2:14)
  • Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. (Аввакум 3:3)
  • Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! (Аввакум 3:4)
  • … Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матфея 6:13)
  • Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. (Матфея 17:5)
  • Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. (Матфея 24:30)
  • И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. (Марка 9:7)
  • Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. (Луки 2:9)
  • Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. (Луки 9:34)
  • И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. (Луки 21:27)
  • И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоанна 1:14)
  • Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Иоанна 11:40)
  • Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. (Иоанна 13:31,32)
  • И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Иоанна 17:5)
  • Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран. (Деяния 7:2)
  • Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. (Деяния 7:55)
  • А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Римлянам 8:17)
  • Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор.3:18)
  • Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2Кор.4:6)
  • Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. (Ефесянам 3:21)
  • Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. (Колоссянам 1:27)
  • Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. (1Фесс.2:12)
  • Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте. (Евреям 1:3)
  • Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. (Евреям 2:9)
  • Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. (1Пет.5:10)
  • Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (2Пет.1:17)
  • И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его… (Откровение 15:8)
  • После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! (Откровение 19:1)
  • И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. (Откровение 21:23)

*Все места Писания взяты из Русского Синодального Перевода.

Вопрос: Моисей попросил увидеть славу Господню, но мог увидеть только Его спину (Исх. 33:18-23). Что это значит? Что увидел Моисей?

Отвечает Анхел Мануэль Родригес.

Ответ: Повествование на самом деле интригующее, но вовсе не трудное для понимания. Оно сочетает способность человека видеть и слышать с готовностью Бога быть увиденным и услышанным. Оно - о несомненности Божьего присутствия с Моисеем, а также и с нами. Мы изучим контекст и затем отметим, что слышно и видно.

1. Контекст: Фоном истории является поклонение израильтян золотому тельцу на горе Синай, серьезное нарушение их завета с Богом. В результате этого греха Господь готов оставить Свой народ в пустыне. Благодаря ходатайству Моисея, Бог обещает привести их в землю обетованную посредством присутствия и водительства Своего ангела. Моисей настаивает, чтобы Сам Господь сопровождал их. Наконец, Господь соглашается выполнить эту просьбу. То, что дальше происходит в повествовании, это то, что оказывается желанием Моисея удостовериться в том, что Господь будет сопровождать их на самом деле.

2. Просьба увидеть: В отношении Моисея подчеркивается его желание увидеть. В Библии реальность или творение постигается через глаза. Люди знают о конкретности реальности и о том, что она может быть им доступна и понятна через зрение. Обширное Божье творение открыто человеческому глазу, чтобы наслаждаться и постигать его тайны. В какой-то мере, библейская мудрость основана на этом убеждении, которое включает в себя наблюдение, анализ и выводы из увиденного. Но как быть с видением того, что не является частью творения, а именно, Творца? Не будучи частью творения, Он, по природе, не постижим для невооруженного глаза.

Моисей знает об отличии Бога и выражает свою просьбу осторожно: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Человеческий глаз может увидеть Бога только тогда, когда Он Себя делает доступным для этого. Что Моисей особенно хочет увидеть, так это Божью «славу» (kabod, „вес”, „слава”), и Бог отвергает эту просьбу, потому что «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (стих 20). Мы знаем, что Моисей и израильтяне до этого видели славу Божью и не умерли. Это предполагает, что Моисей хочет пережить опыт, выходящий далеко за рамки тех проявлений Божьей славы, сокрытой в облаке Его присутствия. Он хочет увидеть Божью славу непосредственно; увидеть Его в величии, мощи и великолепии Его существа. Кажется, Моисей просит Господа прийти в мир в Своем обличии, потому что это заверит его в том, что Бог на самом деле будет сопровождать народ в их путешествии в Ханаан. Но смертные существа не могут увидеть полноту Безграничного и остаться в живых.

3. Увидеть через слышание: Моисей увидит «благость» Божью не с помощью глаз, а с помощью ушей. Да, Господь спуститься в славе Своего величия, чтобы поговорить с Моисеем и дать ему то, в чем он нуждается, т. е. провозглашение Его имени, Его характера, как Господа Яхве. Проблема греха народа не была бы разрешена посредством ошеломляющего проявления Божьей славы, но через откровение Его характера. Он милосердный и сострадательный Бог (стих 19), Который всегда готов простить «вину, и преступление, и грех» (Исх. 34:7). Вот какой Он! Вот что «увидит» Моисей.

Повествование становится сокровенным, когда Бог просит Моисея стать на горе, возможно, горе Синай, подождать. В нужный момент Бог защитит его от величия Своей славы, сокрыв его «в расселине скалы», покрыв его Своей рукою. Моисей испытает реальность Божьего присутствия, но увидит только «Меня сзади» (Исх. 33:12, 23), а не Божье лицо. Моисей увидел только последствия ослепительного Божьего присутствия после того, как Его невидимая слава прошла мимо. Суть, кажется, ясна: мы можем лучше рассмотреть Божье присутствие после Его спасительного поступка ради нас. Пока же мы можем видеть только Его спину.

Адвентистский мир | Январь 2016