Кем был назначен старцев. Почему доктор старцев стал ионычем? Тест по произведению

Самостоятельная работа к уроку литературы

«А.П. Чехов «Ионыч»

Тема работы:

«Путь главного героя Дмитрия Старцева к Ионычу, путь духовной деградации человека»


Цели:

определить путь Дмитрия Ионыча Старцева к ИОНЫЧУ, путь его духовного падения;

смоделировать символическую лестницу жизни героя и показать, куда она его привела;

Задание №1.

Лексическая работа. «Узнай и назови»

Определить значение следующих слов:

Эксперты

Благородство

Меркантильность

Нравственность

Земский врач

Деградация

Благотворительность

Верста

Интеллигенты

Талант -

Предательство -

Вердикт

Эксперты - специалисты в какой-л. области знания, привлекаемые для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по какому-л. делу, вопросу.

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость.

Меркантильность - излишняя расчетливость, торгашество.

Нравственность – моральные качества человека, правила, которыми пользуется человек

Земский врач - это сельский врач, участковый врач, врач общей практики

Деградация – процесс ухудшения, упадок

Благотворительность – оказание помощи нуждающимся

Верста – мера длины, чуть больше километра

Интеллигенты - это люди, для которых характерны интеллект, воспитание, образованность; это самое распространенное понятие.

Талант - выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя недоступный большинству людей навык, позволяющий добиться наибольшего успеха в области его проявления.

Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Вердикт – решение суда о виновности или невиновности подсудимого.

Задание №2.

Чего больше всего в людях не любил А.П. Чехов?

Задание 3

Каким был Дмитрий Старцев?

План ответа

1. Внешность

2. Характер

3. Отношение к работе

4. Отношение к деньгам

5. Отношение к людям, к больным, коллегам, жителям города.

6. Отношение людей к нему

7. Интересы.

2. Каким он стал через год?

3. Что изменилось в жизни Старцева через четыре года?

4. В кого Дмитрий Старцев превратился через несколько лет?

Выводы:

что погубило Дмитрия Старцева?

Задание 4

Тест по литературе «Чехов А. П. «Ионыч»

Начало формы

1. Где поселился Старцев после назначения на должность?

1) В Москве
2) в губернском городе N.
3) в губернском городе С.
4) в Дялиже

2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

1) семья Беликовых
2) семья Алёхиных
3) семья Буркиных
4) семья Туркиных

3. Кем был назначен Старцев?

1) служащим
2) земским врачом
3) губернатором
4) учителем

4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.

1) играла в спектаклях
2) писала повести и романы
3) читала книги
4) играла на рояле

5. Узнайте героя по описанию.

«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»

1) Иван Петрович Туркин
2) Старцев
3) Писемский
4) Пантелеймон

6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?

1) через день
2) через три дня
3) через неделю
4) через год

7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?

1) в театре
2) на даче
3) на кладбище
4) в городском саду

8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?

1) о её красоте
2) о музыкальных способностях
3) о будущей жизни с любимой девушкой
4) о приданом

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

1) она его ненавидит
2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать
3) она мечтает о городской жизни
4) она не стремится к замужеству вообще


ПОЧЕМУ
ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?



(по
рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)



Забирайте
же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте их на
дороге, не подымете потом!



Н.В. Гоголь



Небольшие,
но очень емкие рассказы А, Чехова не всегда
легко понять, если не помнить жизненной
позиции писателя, который был строг прежде
всего к себе. Всем известно его
высказывание: “В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
Менее известно другое: “Надо быть ясным
умственно, чистым нравственно и опрятным
физически”. И вот это-то, по выражению М.Горького,
горячее “желание видеть людей простыми,
красивыми и гармоничными” и объясняет
непримиримость Чехова

ко
всякого рода убожеству, пошлости,
нравственной и умственной ограниченности.

В самом
деле, что плохого, кажется, в том, что
человек хочет зарабатывать больше денег,
как доктор Старцев? Что особенного, если он
хочет одновременно служить в земстве и
иметь большую практику в городе? Но, читая
рассказ “Ионыч”, мы понимаем, как деньги
могут постепенно и незаметно вытеснить в
человеке его живую душу, желание спокойно и
бесхлопотно жить - сделать его физически и
морально неполноценным.


Дмитрий
Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был
назначен врачом в земскую больницу в Дялиже,
недалеко от губернского города С. Это юноша
с идеалами и желанием чего-то высокого. В С
он знакомится с семьей Туркиных, “самой
образованной и талантливой в городе”. Иван
Петрович Туркин играл в любительских
спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера
Иосифовна писала романы и повести для себя
и читала их гостям. Их дочь Екатерина
Ивановна, молодая миловидная девушка,
которую в семье зовут Котик, играла на рояле.
Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных
впервые, он был очарован. Сам Чехов по
поводу дома Филимоновых (прототипа
Туркиных) пометил в записной книжке: “Все
это в скучном сером городке показалось
забавно и талантливо”. Старцев находился
после вечера в чудесном настроении и, “пройдя
девять верст... не чувствовал ни малейшей
усталости”. Он влюбился в Екатерину. Это
чувство оказалось за время его жизни в
Дялиже “единственной радостью и...
последней”. Ради своей любви он готов,
казалось бы, на многое. Но когда Котик
отказала ему, возомнив себя блестящей
пианисткой, и уехала из города, он страдал
три дня. А потом все пошло по-прежнему.
Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких
рассуждениях (“О, как мало знают те, которые
никогда не любили!”), он только лениво
говорит: “Сколько хлопот, однако!”


Физическое
ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он
перестает ходить пешком, страдает одышкой,
любит покушать. Подкрадывается и моральное
“ожирение”. Прежде он выгодно отличался
горячими движениями души и пылкостью
чувств от жителей города. Долгое время те
раздражали его “своими разговорами,
взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он
по опыту знал, что с обывателями можно
играть в карты, закусывать и говорить
только о самых обычных вещах. А если
заговорить, например, “о политике или науке,
то обыватель становится в тупик, заводит
такую философию, тупую и злую, что остается
только рукой махнуть и отойти”. Но
постепенно Старцев привык к такой жизни и
втянулся в нее. А если ему не хотелось
говорить, он больше молчал, за что получил
прозвище “поляка надутого”. В конце
рассказа мы видим, что он каждый вечер
проводит в клубе, играет в винт, закусывает
и изредка вклинивается в разговор: “Это вы
про что? А? Кого?”


Когда Котик
убедилась, что у нее посредственные
способности, она стала жить надеждой на
любовь Старцева. Но это был уже не прежний
молодой человек, который мог прийти ночью
на свидание на кладбище. Он слишком
обленился духовно, чтобы любить и иметь
семью. Он только думает: “А хорошо, что я
тогда не женился”.


В семье
Туркиных, где Дмитрий Ионыч бывал, все
повторялось по заведенной программе. О
таких, верно, Пушкин писал: 456


“Но в них
не видно перемены: все в них на старый
образец...” Старцева они раздражают. Он
думает: “...Если самые талантливые во всем
городе так бездарны, то каков же должен быть
город”. И он прав, конечно. Но ведь и его
жизнь идет по кругу. Главное развлечение
доктора, “в которое он втянулся незаметно,
мало-помалу”, было “по вечерам вынимать из
карманов бумажки”, а потом, когда денег
стало слишком много, рассматривать


дома,
предназначенные к торгам; жадность одолела
его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем
ему одному столько денег, если даже театров
и концертов он себя лишает.

Старцев и
сам знает, что “стареет, полнеет,
опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе
с обывательщиной у него нет. Доктора зовут
теперь просто Ионычем. Жизненный путь
завершен. Почему же Дмитрий Старцев из
горячего юноши стал ожиревшим, жадным и
крикливым Ионычем? Да, среда виновата. Жизнь
однообразна, скучна, “проходит тускло, без
мыслей

.
Но мне кажется, что прежде всего виноват сам
доктор, который растерял все лучшее, что
было в нем, променял живые чувства на сытое,
самодовольное существование.

В рассказе
“Ионыч” А.П. Чехов раскрывает пошлость и
обывательщину, способную убить даже умного,
культурного человека, если у него нет
огонька, зовущего вперед.


Тест по творчеству А.П.Чехова

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:

а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841

2. В каком городе родился А.П.Чехов:

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

4. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»

г) «Осколки»

6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами . Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?

а) Человек без селезенки

б) Брат моего брата

в) Балдастов

г) Алов

7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения . Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?

а) «Рассказ неизвестного человека»

б) «Остров Сахалин»

г) «Убийство»

8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

9. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

10. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

11. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

13. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)

14. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

15. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:

1) всеобщий страх 2)всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

17. Дайте верное определение юмора:

  1. один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
  2. один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
  3. один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.

18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

1. Как звали Старцева?

2. Где поселился Старцев после назначения на должность?

3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

4. Как звали Котика?

5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?

7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

8. Где назначила свидание Старцеву Котик?

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?

11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»

2) в этом его собственная вина

3) неспешный, неостановимый ход времени

4) Екатерина Ивановна

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

Урок литературы для 10 класса.

Тема : Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цель : раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь.

Ход урока:

I . а) Разминка. Один учащийся пишет на доске названия рассказов Чехова, другой - главных героев, третий - псевдонимы Чехова.

1. Рассказы

1.«Не в духе»

2.«Цветы запоздалые»

3.«Дом с мезонином»

4.«Дама с собачкой»

5.«Попрыгунья»

6.«Душечка»

7.«Человек в футляре»

8.«Крыжовник»

9.«О любви»

10. «Ионыч»


2. Герои

Прачкин

Егорушка, Топорков

Художник, Мисюсь, Лидия

Гуров, Анна Сергеевна

Ольга Ивановна

Ольга Семеновна

Беликов

Николай Иванович

Алехин, Анна Алексеевна

Старцев, Екатерина Ивановна

3. Псевдонимы

Антоша Ч., Ан. Ч.,

А. Чехонте,

А. Чехонте, Нте, -нте,

Анче, Кочкарев, Лаэрт,

Улисс, Врач без пациентов,

Гайка №6, Акакий Тарантулов,

Кисляев, Балдастов,

Шампанский,

Ч.Б.С (Человек без селезенки) Брат моего брата,

Некто, Шиллер Шекспирович Гете,

б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).

II . Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.

III . Слово учителя . Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.

1 V . Работа со словами из рассказа:

Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.

Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.

Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

V . Работа с текстом.

Анализ первой главы.

    Прочитаем начало текста (1 абзац)

    Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)

    Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)

Учитель:

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

    Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).

    Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)

Вывод по первой главе:

Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.

V 1.Анализ второй главы.

Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.

    Что изменилось за этот год? (Ничего)

    Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)

Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.

Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.

VII .Анализ третьей главы.

3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)

VIII. Анализ четвертой главы.

    Прочитайте первый абзац.

    Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)

    Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

    5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.

    Вывод (записать в тетрадь): Внимательное чтение текста убеждает нас в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви , недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если и в человеке постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Деградация Старцева в рассказе «Ионыч»

    «читала, о том, чего никогда не бывает в жизни , и все-таки слушать было приятно , удобно...»

    «... слушать эти шумные , надоедливые , но все же культурные звуки,- было так приятно...»

    « - Прекрасно! - сказал Старцев , поддаваясь общему увлечению».

    «Недурственно» - вспомнил он, засыпая , и засмеялся.

    «... . мог жаловаться ей на жизнь , людей...»

    « ... что скажут товарищи , когда узнают?»

    « А приданого они дадут, должно быть, немало», -думал Старцев, рассеянно слушая.

    «Дадут приданое, заведем обстановку...»

    «У Старцева перестало беспокойно биться сердце»

10.«... он успокоился и зажил по-прежнему».

11.« ... лениво потягивался и говорил:

- Сколько хлопот, однако!»

    «...чувствовал раздражение, волновался, но молчал...»

    «...еще одно развлечение...- по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой...»

    «...что-то уже мешало ему чувствовать как прежде».

    «...Бездарен...не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

    «Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников , алкоголиков , хрипунов ...»

    «... огонек в душе погас».

    « ... жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там».

    «... ничто его не интересует».

Итог.

Пополним список рассказов («Ионыч», Старцев, Екатерина Ивановна).

Как вы, ребята, поняли эпиграф?

Жить ради денег, ничем не интересоваться, общаться с картёжниками, алкоголиками, хрипунами – это и есть деградировать.

    Тест по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».

Начало формы

1. Где поселился Старцев после назначения на должность?

1) В Москве
2) в губернском городе N.
3) в губернском городе С.
4) в Дялиже

2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

1) семья Беликовых
2) семья Алёхиных
3) семья Буркиных
4) семья Туркиных

3. Кем был назначен Старцев?

1) служащим
2) земским врачом
3) губернатором
4) учителем

4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.

1) играла в спектаклях
2) писала повести и романы
3) читала книги
4) играла на рояле

5. Узнайте героя по описанию.

«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»

1) Иван Петрович Туркин
2) Старцев
3) Писемский
4) Пантелеймон

6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?

1) через день
2) через три дня
3) через неделю
4) через год

7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?

1) в театре
2) на даче
3) на кладбище
4) в городском саду

8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?

1) о её красоте
2) о музыкальных способностях
3) о будущей жизни с любимой девушкой
4) о приданом

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

1) она его ненавидит
2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать
3) она мечтает о городской жизни
4) она не стремится к замужеству вообще

10. С какой целью уехала в Москву Екатерина Ивановна?

1) за покупками
2) позлить Ионыча
3) поступать в консерваторию
4) на бал

11. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

1) Котик
2) Поляк надутый
3) Толстяк
4) Кучер

12. Какое прозвище было у Екатерины Ивановны?

1) не было прозвища
2) Котик
3) Музыкантша
4) Зайчик

13. Как звали кучера Старцева?

1) Фёдор
2) Валентин
3) Ибрагим
4) Пантелеймон

14. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

1) Ибрагим
2) Пава
3) Ванюшка
4) Прошка

15. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3) неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна

Ответы

вопроса

Ответ

1

4

2

4

3

2

4

4

5

1

6

4

7

3

8

4

9

2

10

3

11

2

12

2

13

4

14

2

15

2

Домашнее задание:

1 .Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева по нисходящей линии.

2. Прочитать рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»